Собственно я тут немного подумал, и решил написать продолжение
предыдущей статьи о протестантской этике - в общем-то скорее в оправдание собственно протестанства как религии, но также и для раскрытия некоторых других тем.
В целом, конечно, протестантство как религия и мировоззрение не такое уж и злобное и агрессивное, как я про это дело пишу, но оно определяет базис, центральную платформу системы ценностей, на которых основано современное общество - читай, капитализм.
Помнится, в перестроечные и пост-перестроечные годы слово "капитализм" вообще было не в моде - считалось, что это типо атавизм, анахронизм и вообще не модное определение - куда чаще использовался термин "Свободный рынок", "цивилизованное общество" и прочие красивые слова. Однако суть от этого не изменяется - есть в феодализме корень в феодалах, у социализма - в социуме, а у капитала - в капитале. Несмотря на всю трепотню либералов о правах человека и свободе слова, всё в современном обществе западного образца крутится вокруг капитала, прибыли, баблоса и тд. И человек там нужен соответственный, чтобы обслуживать этот самый капитал.
Вы можете спросить - а почему же люди в западных странах живут лучше, чем у нас, несмотря на такое определение? Тут я смело отсылаю к предыдущей части своей статьи - смотря какие люди, смотря что называть "живут лучше". Да, вы знаете, в субтропиках живётся комфортнее, чем в диких степях, лесах и вовсе в тундре - но это не может служить универсальным оправданием.
Во многом, в общем-то, западная Европа (и Германия - в особенности) живёт хорошо как раз благодаря протестантскому мышлению - ты должен трудиться усердно, многого не требовать, и уповать на Бога. В протестантизме в его исконном понимании половина постулатов - о смирении, о дороге к Богу и т.д. Но разве это берётся за основу при попытке перенести западный опыт на другие берега? Ха. Мы-то с вами знаем, чьи усы торчат из-за кулис.
Капитализм безусловно начинался именно с протестантских принципов - пусть и не совсем наших с вами, но в целом довольно положительных - с приумножения богатства собственным усердным трудом, аскетизма (да-да!), экономии времени и ежечасному труду каждого верующего, во имя спасения. Это - базис протестантизма, пусть и упрощённый.
Тут следует сделать лирическое отступление. Базис, основа веры - в общем-то должна быть не только у религии или государства, это должно быть стержнем каждого человека вообще. Человек определяется тем, во что он верит и во имя чего действует, такое моё мнение. Кто-то верит в Бога, кто-то в коммунизм, кто-то в прибыль (в общем-то тоже вера), но в последнее время большинство людей, как
поёт Ляпис Трубецкой (внимание, сарказм), верит во всё подряд, то есть не верит вообще ни во что. И в общем-то в итоге бороться надо не с нещщастными протестантами, а именно с этим неверием.
Сейчас в "просвещённой" среде вообще не принято демонстрировать какие бы то ни было моральные принципы, веру и т.д. - ну, за исключением держания свечек в церкви на публике. Фактически в кругах "илиты" считается постыдным верить во что-то - и это не только у нас в стране, но и в мире вообще.
Как революция всегда пожирает своих сыновей, так и капитализм по сути пожрал собственные изначальные принципы, переродившись из изначально неплохой идеи в нечто монстроподобное. Почему так получилось - вопрос сложный, и лучше его оставить специалистам; но факт остаётся фактом - даже базовые принципы, на которых был основан капитализм, к концу 20-го века сократились до поклонения золотому тельцу, то есть из нескольких базовых китов остался всего один, причём не самый главный.
В итоге как-то так получается, что нынешняя экономическая мировая система в корне не сочетается с базовыми принципами морали большинства населения планеты - в общем-то, кроме Европы и США, остальные страны имеют принципиальные отличия от моральных принципов капитализма; Азия, Латинская Америка, не говоря уж о нас с вами, конечно, чего-то там трепыхаются, но особого рвения в делании бабла в массовом порядке не проявляет.
Как говорил главный герой "Аватара": "Нам нечего им предложить. Дешёвое пиво и джинсы? Ха".
К сожалению, нас с вами купили именно за джинсы и пиво. Но чем дальше, тем всё сильнее понимание факта, что нас поимели, и вспоминается анекдот про чукчу:
- Чукча, а чукча, скажи "Лук"!
- Лук.
- По лбу стук! Ха-ха! А теперь скажи "чеснок"!
- Нет, лучше ты скажи.
- Чеснок!
- По спине лопатой на!!!
Система, которая не основана на каком-то внятном базисе, кроме одного постулата, который к тому же не разделяет большинство населения, рано или поздно упадёт. И лучше это осознать пораньше и подготовить запасной аэродром, чем ждать, когда оно само собой рассосётся.
>>> К третьей части >>>