Тут сейчас будет много слов и букаф на разные не очень связанные между собой темы, заранее прошу пардону у неокрепших мозгов.
Начнём издалека, неожиданно и внезапно. Все знают про сталинскую индустриализацию, о жертвах репрессий и сломе народного уклада, но мало кто задумывался о том, что история повторяется. До Сталина подобный путь Россия проходила при Петре I. И гонения были не дай боже, и слом уклада, и фактически
смена религии, и самое главное, имхо - произошёл первичный отрыв больших народных масс от народной культуры. Именно при Петре началась ориентация на Запад, на Европу - в первую очередь у знати. Так как народ в России был "тёмный и необразованный" (и слава богу), то западно ориентировать весь народ не получилось, зато князья да бояре нарядились в парики и камзолы, и получилось первичное разделение народа на два практически независимых общества - быдло-народ со своими варварскими обычаями, и всю такую белую европейско-ориентированную знать. Именно с тех пор у элиты общества появилась традиция презирать народные обычаи, песни, костюмы - ввиду их низкого положения в обществе; что, в частности, привело к известным событиям 1917-го года.
Потом при Сталине много было наломано дров, особенно на направлении борьбы с религией, но и народной культуре тоже досталось, т.к. многие народные обряды и обычаи православная церковь за прошедшее тысячелетие под себя подгребла. Если бесполезно бороться с теми же колядками - назови их по-другому и облагородь - будут такие же колядки, только поменьше и другие (с). В итоге под запрет религиозных мероприятий попали вполне невинные народные обычаи.
Тем не менее, народная культура пережила и Петра, и Сталина, но самый серьёзный урон ей нанесли два фактора - развитие СМИ, и горбачёвская Перестройка.
Развитие СМИ фактически свело на нет народную культуру в городах, да и в сёлах - позже - тоже. А в ходе Перестройки в обществе учредились уже забытые было петровские представления о народной культуре как о чём-то низкопробном и варварском. И сделано это, сдаётся мне, неспроста.
На самом деле народная культура - это куда больше, чем та "калинка-малинка", как это кажется современному человеку, не обременённому общением со старшим поколением. Это - базис, основа, культурная и моральная среда обитания человека; вековой опыт, накопленный предками и переданный ими потомкам, сиречь нам с вами.
Важно тут также не впадать в благостный пафос и не объявлять себя "хрестовым военством" и единственными носителями истины, дабы не уподобляться сектантам. Нужно чётко понимать роль народной культуры в современном мире, и учиться не консервировать её, а встраивать в нынешнюю жизнь.
Одно из "достижений" Перестройки состоит в том, что у нашего народа (или народов, кому как больше нравится) выбили почву из-под ног, объявив всё то, чем мы жили предыдущие 70 лет, вредным и варварским. Казалось бы - если уж победили реваншисты, то тогда давайте восстанавливать традиции Российской Империи, обращаться к истокам и так далее. Так нет же - общество начали переориентировать на западные ценности, масс-культуру, и ни о каком возврате к народным корням никогда речь не шла. Что как бэ намекает на цели данного процесса.
Даже при Сталине с народной культурой не боролись такими методами. Хотя советская культура во многом отличается от народной, она всё же не противоречит базовым ценностям народной культуры, и поэтому народ её достаточно легко принял, и фактически сейчас она во многом является частью народной культуры.
Народная культура - это некая культурная среда, в которой человек находится с рождения и фактически до смерти. Соответственно она содержит различные жанры и направления, для всех возрастов; при этом она непротиворечива для всех возрастов и родов деятельности. Детские потешки будут не совсем уместны на молодёжном гулянии, воинском празднике или тризне, но тем не менее они не противоречат ничему из перечисленного. Человек естественным образом идёт по жизни, сопровождаемый всеми пластами народного опыта, выбирая нужное для себя, естественным образом перенимая культуру у других людей, в основном старших по возрасту, хотя и не всегда.
У человека, воспитанного на народной культуре, выбить почву из-под ног в перестроечном смысле фактически невозможно, потому что для этого надо разрушить всё его окружение, заставить его разувериться во всех своих учителях одновременно; в отличие от случая с советской культурой, здесь уровень проникновения куда больше; фактически для отрыва от культуры придётся отрекаться от родителей и друзей. Также в народной культуре нет разрыва поколений; хотя от конфликтов отцов и детей никто не застрахован, тем не менее молодёжная культура ни в коей мере не подразумевает противопоставления старшим поколениям; на молодёжных вечорках регулярно появлялись старики и просто старшие люди, и это не было чем-то из ряда вон выходящим.
Народная культура изначально ориентирована на человека, просто по определению - потому что она создана непосредственно этим человеком, им же используется и передаётся следущим поколениям.
И здесь происходит конфликт с современной массовой культурой, которая преследует категорически другие цели, нежели народная. По большому счёту масс-культура не является культурой в полном смысле этого слова; возможно, именно поэтому она так популярна и так сильно поддерживаема соответственным бизнесом - и далее правительствами государств. Для масс-культуры характерен отрыв от предыдущих поколений; на эту тему вообще много можно написать. В условиях культуры потребления наиболее выгодно постоянное производство новой продукции, неважно какого качества - лишь бы пипл хавал. В итоге в обществе (в основном в молодёжной среде) сформирован культ песен-однодневок; если это модно, то будут слушать и делать такую ерунду, о чём сами лет через 5 будут поражаться - ну надо же, я с крыш прыгал и кислоту слушал? А на этом большие дяди делают большие деньги. Отсюда не очень утешительный вывод для несовершеннолетних - когда вас уверяют из телевизора, что делая вот это и вот это, вы становитесь ахренительными уникальными личностями, вас сознательно доят, как лохов.
Фактически уже назвал основного противника народной культуры - это культура общества потребления. В народной культуре, которая переживала за свою историю всевозможные катаклизмы и войны, сформирован культ бережливости - вспомните хотя бы советское "хлеба к обеду в меру бери", и бабушкины наставления "не выбрасывай крошки!". С такой культурой ненужного барахла лохам не впаришь - значит, для массового бизнеса нужно эту культуру сломать. Бизнесу-то человек не важен, ему важна прибыль, сиречь деньги.
Создание специальной "молодёжной" культуры тоже несёт в себе разрушительные черты, видимые невооружённым глазом. У людей без базиса, без культуры в широком смысле этого слова, в башке возникает некий вакуум, который эта самая молодёжная культура и заполняет. В итоге эта молодёжь легким движением руки кукловодов отправляется в нужную сторону - в магазины за новым сноубордом или новом мега-диском очередной мега-группы. В народной культуре все игры и забавы были ориентированы на развитие тела и личности, а современные забавы молодёжи отдают каким-то суицидом - см. переход звукового барьера. Вопрос - кому и зачем надо гробить нашу молодёжь, объявляется открытым.
Распространение народной культуры по просторам нашей необъятной Родины привело к уникальному эффекту, имхо нигде более в мире не встречающемуся - от Бреста до Магадана простые люди говорят на одном и том же языке. Практически невозможно по акценту отличить жителя Вологды от жителя Хабаровского края; хотя есть разновидности акцента у поморов и волжан. И это не дело рук советской системы образования или СМИ - в обособленных сообществах типа староверческих скитов тоже говорят на том же языке, хотя, возможно, с бОльшим количеством старорусских оборотов. Сказывается передача традиций от старших поколений, без какой-либо суровой самодеятельности. В то же время в какой-нибудь Германии или Франции куча акцентов и разновидностей языка; на территории размером с нашу Новосибирскую область. И эти люди учат нас культуре?
Теперь, наконец, можно поговорить про музыку. Нас с петровских времён учат, что у нас пьяные медведы играют на балалайках, а вот в Европе всё чинно-благородно, вот там культура это да, и музыка там просто замечательная, и сложная и всё такое. При этом как-то забывается, что под музыкой "там" подразумевается авторская музыка, рассчитанная на громкий эффект, и исполненная специально обученными дятлами музыкантами; а под музыкой "тут" - любительское исполнение (ещё и зачастую в пьяном виде) народных песен. Налицо полная подмена понятий.
Во-первых, если уж сравнивать нашу народную культуру, то давайте уж с равным соперником - народной культурой Европы. Боюсь, что тут будет игра в одни ворота - ни в какой другой культуре такого многоголосья и разнообразия вы не найдёте. Можно пободаться с грузинами - у них в плане многоголосья всё хорошо, но это фактически одна манера исполнения - услышав одну грузинскую песню, считай, что слышал все. Тогда как в русской культуре как минимум есть центрально-русская пронзительная манера, похожая на украинскую казачья песня юга России, северное фальцетное пение, ну и наша любимая забайкальская полифония. Это как минимум; наверняка специалисты найдут ещё массу стилей. Уж кому-кому, а не Европе тягаться с нами в плане народной культуры - у них индустриализация и урбанизация прошли уже очень давно, и от традиционного уклада ничего не осталось.
Что касается сравнения с классической и массовой культурой, то здесь всё немного сложнее. Эти культуры рассчитаны на эффект воздействия на зрителей, и тут с ними сложно поспорить. Народная культура выигрывает только в ближнем бою - на уровне живой музыки. Когда традиционная песня выходит на сцену, она фактически теряет свою основу - связь с народом, и начинает проигрывать в самом начале, по сравнению с изначально сценическим творчеством; хотя тут смотря как её исполнять. Зато спустившись со сцены, она не оставляет противнику шансов - за кулисами, в холлах, просто где-нибудь на улице.
У подлинно народной культуры есть суровый бонус перед практически любой другой - ей не нужны залы, инструменты, минусовки, настройка звука и так далее. Где стоишь - там тебе и сцена. Нам-то это хорошо знакомо с детства, но вот некоторым профессиональным музыкантам это рвёт шаблоны напрочь.
К сожалению, существует разновидность масс-культуры, мимикрирующая под народную, и отрывающая свою часть электората от народа (см. МКАДышева). Таким деятелям мы совсем не товарищи. Можно подробно развернуть тему, почему и зачем это так получилось, но это получится борьба большевиков с меньшевиками; эх, всё-таки
не удержался и развернул тему.
Иногда против народной культуры выдвигают обвинения в закорузлости и устарелости; что нынче в современном виде надо уже другие песни, "это вам не тили-тили" и всё такое. Но тогда давайте у человека руки-ноги отрывать и заменять какими-нибудь реактивными двигателями - что это прогресс идёт, а человек на месте стоит, даёшь повышение производительности труда и всё такое. Основы человеческой жизни не меняются вне зависимости от контекста; дети рождаются ровно такими же, как и 100 лет назад, солнце всё так же встаёт и садится, зима наступает и так далее и тому подобное.
Над народной культурой можно возводить другие конструкции, но всегда следует опираться на что-то. Дерево без корней не растёт. Никто не призывает запираться в рамках прошлого, но без него вся конструкция будущего может завалиться. Человек представляет из себя сумму воспоминаний и суждений на их основе, а почему общество должно быть устроено по-другому? Потому что бабки?
Не стоит противопоставлять народную культуру какой-то другой музыке; надо брать ширше, "воевать" с массовой культурой в целом. А музыка и направления сами по себе особо не вредят. Рок и джаз произрастают тоже из народной культуры - только негритянской; к нынешнему моменту, конечно, там всё на десять раз переродилось и пробу уже взять негде, а главное - всё в механизм превратилось по вбиванию человека в каменный век; но тем не менее это - параллельная ветка музыки, с которой можно сосуществовать и даже сотрудничать.
В заключении надо по идее что-то такое благостное написать, да что-то ничего не придумывается. Чтобы оставаться русскими людьми, надо жить в согласии со своим народом, не деля его на чёрных, белых, красных, оглядываться на старших, ну и хорошо бы, конечно, самому исполнять что-нибудь, хотя в общем-то, это и не обязательно.
Выхристюк Тарас Александрович