О народной культуре 2

Jun 14, 2011 18:02

Всё-таки не удержался от соблазна развернуть тему борьбы с еретиками из статьи о народной культуре. Тут могут встретиться обидные слова, так что "народникам" заранее прошу поготовиться.

При словах "народная песня" у подавляющего большинства народонаселения в сознании возникает не бабушкина песня, а какой-нибудь пресветлый облик Кадышевой. Почему так получилось, и как с этим бороться - в этой статье.

Чем отличается народная песня от не-народной, в нашем понимании этого слова? У подлинно народной песни утеряно авторство, она существует сама по себе, передаваемая из поколения в поколение. Этим она отличается от авторской, у которой существует оригинал, и всё остальное можно с ним сравнивать.

Безусловно, авторская песня бывает не хуже народной, а местами таки даже и лучше, но давайте тогда не будем мешать мух с котлетами, и не будем называть русско-народными песнями то, что ими не является.

На мой взгляд, существуют следующие типы "псевдо-народных" исполнителей:

1) Изначально коммерческий проект, ориентированный на получение прибыли. См. Кадышева, Заволокины итд. По сути является разновидностью масс-культуры, использующей русско-народный антураж для привлечения соответственного электората.

2) Коллективы, искренне считающие авторскую песню подлинной народной, ничего другого толком не знающие. Иногда не могут освоить народный репертуар не только потому, что нет материала, но и зачастую потому, что это сложно.

3) Коллективы, знакомые с традицией, но предпочитающие исполнять авторскую музыку, потому что это проще для сценического исполнения. Экспедиционный материал штудировать не надо, учить много не надо, глотки драть без сопровождения также не надо.

4) Самая редкая разновидность псевдо-народников - сектанты. Они могут исполнять даже подлинно народные песни так, что чёрт ногу сломит - а всё потому, что только они истинно знают, как надо их петь.

Вариант №1 не рассматриваем, это заведомо чуждые элементы и коллаборационисты.

К сожалению, большинство самых старых фольклористов-исполнителей постепенно сползает от народной песни к варианту №3. Авторская песня действительно много проще в освоении и исполнении, чем подлинно народная, а также она понятнее зрителю. И если заниматься концертной деятельностью более-менее профессионально, часто выступать, то, конечно, начинаешь искать пути упрощения собственной жизни.

Существуют профессиональные коллективы, которые могут зажечь и народную музыку - например, наши друзья "Скоморохи" из Кузбасса. Но на сцену они выносят только "ух-ты" да "калинку-малинку"; так что варианта 1 и 3 иногда могут сливаться.
А иногда бывает, что сливаются варианты 1 и 4. Помнится, встречались мы с Геннадием Заволокиным в 88-м году в Сростках, и он нас учил жизни - что поём мы неправильно, что зрители это не поймут, а петь надо вот так и вот так... что это, как не сектантство.

Вариант №2 самый безобидный и перспективный - возможно, с помощью познания дао и раскрытия чакр такие коллективы смогут образумиться и освоить настоящее народное творчество.

Правда, по собственным наблюдениям, надежды на все эти варианты, как правило, мало. Основу настоящих подлинных фольклористов составляют люди, с дедства-молодости занимающиеся этнографией, и скорее наблюдается обратный эффект, когда люди уходят от традиции в сторону авторской песни, чем наоборот. Я вот что-то таких метаморфоз вообще не припомню; тогда как целые коллективы уходят в ересь калинки-малинки, и это видно невооружённым глазом.

Непосвящённый человек может спросонок и не понять, а чем же таким плоха авторская песня по сравнению с традицией/этнографией/аутентикой. Да в общем-то она была бы и не плоха, если бы не маскировалась под традицию. Поёшь авторскую песню - зачем называть её народной, зачем обувать эти кокошники и шаровары? В итоге у людей каша в голове.

Как тут у нас кое-кто верно говорил, традиционная песня апеллирует даже не к чувствам человека, а к его примитивам, к животным корням его. Многие иностранцы и вообще непричастные люди удивлялись, как могут народные исполнители зажечься сами и зажечь всех присутствующих буквально на двух-трёх нотах. Такого достичь можно только при личном контакте и сопереживании, вживую; и, естесно, это тяжело, поэтому промышленного производства музыкальной продукции не получится. Что способствует сползанию коллективов в "народничество" имени "шумел камыш".

Авторская песня в этом плане ближе к бардовской; она апеллирует к высшей мозговой активности. И это с одной стороны хорошо - люди как бы приподнимаются над бытом, прикасаются к чему-то высокому. Это я имею в виду лучшие авторские песни, естесно. Тем не менее - под этими песнями должен быть базис, на высшей активности долго не просуществуешь, детей на ней не воспитаешь. Без базиса зрители выйдут с такого концерта, включат Верку-Сердючку или "Владимирский централ" и поедут домой, так ничего толком и не узнав и не запомнив.

То есть пользы от такой песни в общем-то немного; если только где-то по деревням ездить с концертами, где слаще морковки ничего не едали и круче "Голуби летят над нашей зоной" не слыхали (это был сарказм). "Народное" исполнение авторских песен всегда будет вторично по сравнению с массовой культурой, и сознательно уходить в эту область - значить смириться с собственной второсортностью, такое моё мнение.

А вред от такой деятельности в общем-то очевиден. У людей-зрителей оформляется отношение к народной культуре в целом неправильное. Если бард выходит и поёт со сцены в свитере - он хотя бы представляет сам себя. А когда "народный" коллектив поёт фактически ту же песню, только под гармошку - зрители думают, что это народная песня и вот такое оно, русское народное творчество.

Иногда, но бывает, "народные" коллективы выступают акапелла, но их сильно выдаёт постановка голоса. Поют таким круглым академическим голосом; и зачем тогда одеваться в кокошники и называться народным коллективом? Одевайте обычные академические хоровые костюмы, и пойте на здоровье; зачем мешать одно с другим? Вредительство одно.

Но в подавляющем большинстве случаев "народники" выступают под гармошку/баян/контр-балалайку итд, доходит дело и до электронных инструментов. Тут возникает уже творческий вопрос - зачем подставлять костыли под голоса-то? Самим слабо?

Гармошка и баян - неплохой инструмент для соло-исполнителей; ну 2-3 человека ещё тоже более-менее можно слушать тоже. Когда не хватает голосов, чтобы вести все партии, можно привалить недостающие голоса костылём инструмента. Но когда выходит целый хор и начинает горланить под баян, возникает вопрос - а можно как-то вас разделить? Или уж баян играет, или хор поёт, а вместе каша какая-то выходит, и слушать это невозможно.
Инструмент, конечно, задаёт тональность и ритм, но при этом он существенно ограничивает пространство манёвра голосом, и по сути замыкает взаимодействие певцов на себя - не надо слушать друг друга, надо слушать гармошку. Это уже какая-то профанация получается, а не пение.

Если послушать народных исполнителей, у них по ходу песен регулярно меняется темп и даже тональность. И речь идёт не только о "сырых" экспедиционных записях; если взять известный диск квартета семейских, там тоже сплошь и рядом смена тональностей - причём не в профессиональном варианте "вот тут модуляция", а как-то так естественно по ходу песни, незаметно для слушателя. Такое под гармошку не сделать.

В заключение хочется привести неожиданный пример. Пару-тройку лет назад к нам в Академ приезжал ансамбль Дмитрия Покровского, с которого мы во многом брали пример в начале нашего пути. Они до сих пор держат марку, не уходят в народничество, гнут свою линию. Но видно - люди смертельно устали от всего этого; уже больше 30 лет на сцене всё-таки; и нет того восторга от их выступления, не передаётся то настроение, что было раньше.

А всё почему? Плохо сочетаются традиционная песня и профессиональная концертная деятельность, даже у мега-зубров. Это должен быть образ жизни, как-то так

Выхристюк Тарас Александрович.

размышления, коллективы

Previous post Next post
Up