Енисейская часть путешествия.

Jun 29, 2013 11:52

Четвертый день путешествия (27.07.10).
Второй день речного пути. Ничего случайным не бывает. Хлебосольное Ярцево.




На второй день пути теплоход должен был подойти к причалам поселков Ярцево, Ворогово и Бора. Первая стоянка в Ярцево была запланирована на 10.00. По рассказам Олега в Ярцево нас ждал замечательный продуктовый рынок, где, как он говорил, можно было купить рыбку, ради которой стоит жить - малосоленый тугунок.
Несмотря на то, что времени до первой стоянки было достаточно, чтобы выспаться, спать совсем не хотелось, поднялась я сравнительно рано, что видимо было в тот день не случайно. Вскоре мое внимание привлек странный звук, издававшийся в пределах моей каюты. Источник его не был сразу обнаружен. Лишь только тогда, когда на кровать потекла вода, я поняла, что меня заливает. Трудно себе было представить, как такое могло случиться, ведь ехала я на шлюпочной палубе и выше меня кают уже не было. Но думать было некогда, из швов потолка уверенно капали капли одна за другой, превращаясь в маленькую, а затем все уверенную струю. Подставив свои походные тарелки под уже мощную струю воды, я понимала, что своими силами справиться с ситуацией не в состоянии и побежала на ресепшен просить о помощи.


Тут же с ресепшена в каюту поднялись ребята, которые констатировали, что где-то в потолке прорвало трубу и не медля начали его разбирать. Тем временем кровать уже была безнадежно залита, вода текла и по полу. Я лишь думала о том, как же я буду спать на такой мокрой кровати, но подошедшая девушка с ресепшена сказала, что меня сейчас переселят в другую каюту и выдадут белье. Так не долго мне было суждено прожить на шлюпочной палубе в одноместной каюте №4, и я одна без подселения заняла двухместную каюту на средней палубе №31, в которой так и доехала до Дудинки. Двери моей каюты всегда радушно были открыты для попутчиков, и честно говоря, я очень обрадовалась замене каюты, потому как у нас появилось место, где бы мы бесконечно могли собираться всей компанией, т.к. каюта была очень просторной.
Переездом в новую каюту я и была занята до времени прихода нашего теплохода в Ярцево, а став обитателем средней палубы, решила прогуляться по ней и немного пофотографировать.




Определенно ехать на средней палубе было куда интереснее, столько всего вокруг, именно тут, а не на шлюпочной палубе можно было наконец-то понять, что такое транспортная линия на Енисее. Вещи повсюду не только на внешних палубах, но и в коридорах. Диванчики в холлах заняты сидящими и спящими на них пассажирами, детский смех и беготня ребятни - вот она настоящая жизнь, которую мне посчастливилось увидеть, и которая совсем не доходила до шлюпочной палубы теплохода.

К 10.00 мы подошли к причалу поселка Ярцево.




Пассажиров на пристани было не так много, но на берегу чувствовалось оживление, местные продавцы на рынке уже ждали своих покупателей, а мы ждали, когда же причалим к хлебосольному Ярцево.




Теплоход стоял в Ярцево минут 20-30, и нам их хватило, чтобы накупить на рынке столько разных вкусностей, среди которых была и свежесваренная картошечка с укропом и малосольные/соленые огурчики, блины и наивкуснейшее клубничное варенье. Олег вернулся с рынка с большим рыбным уловом. По его совету и ребята также накупили тугунок.


Уже скоро продуктовые прилавки в Ярцево опустели, завершилось и наше время стоянки в поселке. Дальше рынка сходить никуда не удалось, честно говоря, мы и не очень-то стремились еще что-нибудь увидеть. Вся жизнь поселка была сосредоточена на этом рынке, где в большей части продавцами были люди уже в возрасте, которых кормит труд, сибирская земля и Енисей, чьи дары мы и накупили.
После отправления теплохода тут же собрались в моей новой (общей для мест сбора) каюте, чтобы вкусить купленные дары.
Сейчас будут не щадящие пищевые подробности. Дегустация тугунка проходила в теплой компании, пришел, кто хотел.




Признаюсь по совести, ничегошеньки я и не поняла в тугунке, но с жадностью уплетала картошечку и соленые огурчики, которыми неподдельно восхищалась. Ей Богу, такой вкусной картошки я никогда не ела. Понравилась мне дюже и вот эта рыбка, однако она вкусна.


К чаепитию, а после вышескушанного было еще и оно,


Александра принесла сметану, которую мы намазывали на блины и если с клубничным вареньем. Я раньше про такое только слышала, что, мол, в настоящую сметану хоть ложку ставь, теперь я это сама увидела.
Ребята, а какое было вкусное клубничное варенье, изумительный аромат настоящей клубники вернул меня в мое детство, когда на дачных грядках поспевала клубника, а мы, будучи детворой, ели ее с куста даже не помыв. Распробовав ароматного вкуса, я лишь жалела о том, что не купила у бабушки баночек побольше, да и были у нее еще варенья из разных северных ягод. Как приговор - на следующий день банка из под клубничного варенья была уже пуста.




И пусть может быть мы и прошли в этот момент какой-то очень красивый пейзаж, который я проела в каюте, но таких положительных эмоций от простой, но очень вкусной трапезы, я не испытывала очень и очень давно, что-то вкусив впервые. И при случае оказаться в Ярцево обязательно купите у той бабушки варенье из клубники и северных ягод, оно просто волшебное на вкус.

Следующая остановка будет в Ворогово, по расписанию мы должны быть там около 15.00. После сытного завтрака мы с попутчиками надолго заняли места на корме шлюпочной палубы, где нас окружали бескрайние просторы широкого Енисея, с его таежными берегами.






Читая путеводитель по Енисею 1971 года издания, запомнилось мне высказывание А.П.Чехова о тайге, по бескрайним просторам которой шел наш теплоход, «Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимание; во вторые и третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища».
В нашем речном путешествии не было так много дней, но, безусловно, таежные берега Енисея запомнятся своим очарованием.






Далее Енисей становится настолько широким, что приносящие прохладу порывы северного ветра поднимают на реке волну, далее к Ворогово теплоход идет, покачиваясь из стороны в сторону, ощущение, словно мы идем по большому бескрайнему озеру, а не реке.




На подходе к Ворогово теплоход берет курсом левее и к берегу идет наперерез волне.








На причале поселка Ворогова прихода теплохода уже ждут пассажиры и встречающие.




Как и в Ярцево на берегу Ворогово местные жители возле причала раскладывают продуктовый рынок, покупатель найдется всегда. Мы же решаем потратить получасовое время стоянки теплохода на беглый осмотр близлежащих домов.


По установленной к 350-летию поселка табличке узнаем, что история поселка Ворогово берет свое начало с 1637 года. Со страниц путеводителя 1971 года узнаю, что …русский землепроходец Осип Цапаня, получивший от царя грамоту, разрешающую ему «пашни пахать…где захочет и вольных людей на свои земли с Руси призывать и слободу строить» построил в 1636 году на месте современного села Дубченскую слободу, получившее затем название Ворогово». Значит и это село на Енисее с давней историей.
За время стоянки мы успеваем пройтись лишь по краю поселка, осмотреть дома, те, что ближе к реке. Дома старые, деревянные одно и двух этажные, по количеству дров во дворе, понимаем, что все же еще теплится в них жизнь. Поселок живет, есть детская площадка и магазины.














К завершению времени стоянки теплохода продуктовые ряды заметно опустели. Купив еще что-то из съестного, мы поднялись на палубу теплохода, на которой уже заметно ощущалось прибавление пассажиров, коридоры теплохода были еще больше уставлены грузом, а холлы населены пассажирами.
Время было близко к обеденному, и мы вновь с попутчиками собрались в верхнем салоне ресторана, чтобы вкусно отобедать.


Как красочно описан в путеводителе по Енисею 1971 года проходимый нами затем участок пути на Енисее «За Ворогово широкий Енисей делится на много рукавов, образуя целый архипелаг островов, далее за поселком Осиново начинается Осиновский порог, за которым Енисей заметно сужается, места на Енисее за порогом называются Осиновские щеки».

У народа кето об этих местах есть интересная легенда. «Это было давно. Кето жили тогда на юге, в теплых краях. Но однажды на их земли нагрянули из пустыни великаны-людоеды. Спасаясь от них, люди бросились в лодки и дедушка Енисей понес их на север, далеко от родных мест. Великаны же не умели плавать. Видя, что добыча ускользает, они забежали вперед и, собрав все горы на сто верст вокруг, сложили из них такую крепкую стену, что даже Енисею не под силу было пробить ее. Тогда разлился он вширь, ища прохода. Кето плакали, а великаны радовались теперь они могли полакомиться, ведь не могли же жить кето на воде, должны же они где-нибудь пристать к берегу. Но нашелся среди беглецов удалой Алба, схватил топор, бросился рубить камень и после нескольких ударов рассек стену. Енисей хлынул в образовавшуюся щель, прорвал скалу и унес людей еще дальше на север, к Подкаменной Тунгуске. Здесь и поселились кето и живут до сих пор».

О прохождении Осиновского порога, Осиновских Щек и еще двух островов «Кораблик» и «Барочка» заранее объявляют на теплоходе. Палубы тут же заполняют пассажиры и туристы. Под звуки тематических песен теплоход проходит, пожалуй, одно из самых живописных мест на Енисее.






Третья стоянка за день в поселке Бор была уже в вечернее время, после 19.00 теплоход подошел к пристани поселка.






По рассказам Олега с береговых вершин Бора отрывается прекрасный вид на Енисей и наш теплоход, мы решаем подняться наверх, чтобы в который раз сфотографировать виды Енисея, но уже с берега.


Поселок Бор расположен у одного из крупнейших притоков Енисея - Подкаменной Тунгуски. В обозначенном путеводителе приводится достаточно интересное объяснение происхождения названия реки: «Тунгуской река названа потому, что ее русло пролегло среди просторов, заселенных людьми, которых раньше называли тунгусами (эвенки), а Подкаменная она потому, что пробивается к Енисею через многие сотни километров сквозь каменные скалы».

К вечеру на реке заметно похолодало, ветра набирали мощь и гнали теплоход на север. Усилившийся ветер разогнал с неба почти все облака, и ничто не мешало ясному солнцу освещать путь устремившемуся к полярному кругу судну.


Изумительный в тот вечер закат был виден лишь с носовой части теплохода, находится на которой, в порывах вырвавшегося на просторы северного ветра, было невыносимо. Уходящее в воды Енисея солнце отражением своих лучей освещало облака, закруженные ветром в небесном водовороте.




Ночь становилась заметно светлее. Даже луна светила нам уже далеко не с темного неба.




И в эту ночь мы с попутчиками разошлись в поздний час, долго еще после зашедшего солнца и яркой луны мы общались о прожитом в дне. День был бесконечно интересен на события, и все случившееся в нем не было случайным.

Содержание:
Красноярская часть путешествия
Сборы и перелет в Красноярск
Красноярск. Дивногорск.
Столбы. Бирюса

Енисейская часть путешествия
На ТЛ по реке Енисей
По Енисею. Красноярск-Енисейск.
Хлебосольное Ярцево
Туруханск. Пересечение полярного круга.
Игарка - город на вечной мерзлоте.

Пять дней на Плато Путорана
Автомобильно-водными дорогами к плато Путорана.
Ночной переход на Ламу.
Обустройство лагеря на плато, прогулка на водопад
На вершину плато
На поиски дальнего водопада
У природы нет плохой погоды..
Заключительный день на плато Путорана

Норильская часть путешествия
Возвращение в Норильск
Перелет из Норильска в Красноярск.

Автопутешествие к древней Хакасской земле
Из Красноярска в Абакан
По древним курганам Салбыкской степи.
На поиски Боярской писаницы

Красноярск.Енисей.Норильск.Путораны

Previous post Next post
Up