Енисейская часть путешествия.

Jun 29, 2013 11:54

Пятый день путешествия (28.07.10).
Третий день речного пути. Туруханск. Пересечение полярного круга. Заполярье.




Яркое солнце, заходящее за горизонт прошлого дня, оставляло надежду увидеть на утро столь же ясное, голубое небо. Но изменение погоды было очевидно. Утих северный ветер и на смену ему пришли осадки с запада. Низкие серые тучи, прочно охватившие енисейские просторы, и не думали уходить прочь. Суровые таежные пейзажи казались еще мрачнее, при взгляде на них так и хотелось разбавить палитру серых красок ярким пятном в виде солнца. Погода не вдохновляла на ранний подъем. Спуск лодок на воду, что были в утреннее время, я пропустила.


В расписании третьего дня пути значилось семь остановок, но кроме Туруханска теплоход к берегам в этот день никуда не подходил. В обусловленный в расписании час к теплоходу с берега проходимого поселка устремлялись моторки, уже ожидающие прибывших на теплоходе пассажиров. Ну что казалось бы может быть интересного для туриста в таких стоянках, но интересным было все.


Еще на подходе к поселку было интересно смотреть, как издали навстречу теплоходу устремляются, словно пущенные стрелы, моторные лодки, разрезая ровную гладь Енисея.




Интересно было смотреть на лица пассажиров, наконец-то вернувшихся домой, где их ждали родные и любимые. Не без интереса, но с откровенным переживанием мы смотрели, как пассажиры выгружают с теплохода объемные грузы, которые казались такими незаметными на палубе теплохода и такими громоздкими на встречающих груз лодочках.








Вскоре теплоход пройдет и мимо этих мест Енисея, еще пока таежных мест, чтобы через несколько десятков, сот километров остановиться вновь у чьего-то дома. Деревни на берегах Енисея теперь встречаются куда реже, и далеко не у каждой деревни или поселка останавливается теплоход.






Лишь к 19.00 мы подойдем к Туруханску, где по расписанию у нас запланирована часовая стоянка, а пока все это время наблюдаем за частой сменой погоды, пейзажами в надежде разглядеть небесную синеву и яркие лучи солнца.
Дождь то припускает, то вновь проходит мимо, но непогода не останавливает нас от желания занять обзорные места на палубе и разглядывать бескрайние таежные просторы.


Олег предлагает скоротать дообеденное время рыбной дегустацией. Честно говоря, рыбу на теплоходных стояках, что по Волге, я стараюсь не покупать и не есть, но попав в прошлом году на Крайний север, вот теперь в Сибирь, не могу отказать себе в таком удовольствии, чтобы не попробовать дары Енисея, тем более, что Олег знает в рыбе толк и купил на рынке в Ярцево самую вкусную рыбу. Часто моросящий дождь в таком вкусном деле нам с попутчиками помехой не был, спрятавшись под небольшую крышу на корме шлюпочной палубы, мы поспевали вдоволь продегустировать рыбку, обсудить погоду и пейзажи за бортом.


После такого сытного знакомства с рыбной енисейской продукцией на обед мы пришли не сильно голодные, но все же с не меньшим аппетитом скушали свой горячий обед, после вновь вернулись на палубу разглядывать сменившиеся в пейзажах краски, пейзажи поражали разнообразием, какой же разной может быть природа севера и Енисей.


















К нашему приходу в Туруханск погода определилась со своим настроением и подарила нам красочную и живописную стоянку.




Туруханск расположен на месте слияния Енисея с Нижней Тунгуской, являющейся вторым по величине после Ангары притоком Енисея. История Туруханска берет начало с 1660 года, когда черный енисейский монах Тихон основал на этом месте Троицкий монастырь, вокруг стали появляться дома поселенцев, образовавшие небольшое село. В 1923 году город был переименован в Туруханск, с незапамятных времен до середины 20 века этот район был местом ссылки.
Сохранились в Туруханске и достопримечательности, среди которых Свято-Троицкий мужской монастырь и музей «Политическая ссылка».
В Туруханск мы пришли уже вечером, пристав к причалу в 19.30.








На осмотр всех достопримечательностей у нас было меньше часа, не тратя время, мы с попутчиками вышли на берег. Эти места уже почти наизусть были знакомы Олегу, а потому не блуждая мы быстро дошли до музея, а затем монастыря.
В столь поздний час музей и монастырь были закрыты для посещения, мы лишь успели сфотографировать фасад дома-музея Я.М.Свердлова и С.С. Спандаряна, им бюст и памятник.




Немного поснимать окрестности




А также дойти до главной достопримечательности - Свято-Троицкого мужского монастыря.


До наших дней Троицкая церковь дошла без куполов, до 1990 годов здание церкви использовалось под хозяйственные нужды, сейчас же в монастыре ведутся восстановительные работы. К сожалению, ничего кроме фаса Троицкой церкви нам увидеть не удалось, хотя очень хотелось посмотреть иконы, сохранившиеся в храме на сибирской земле.


Очень жаль, что мы не попали к вечерней службе, а так бы хотелось послушать, как колокольный звон, разливаясь над Енисеем, созывает на службу местных прихожан.


Обратно Олег провел нас еще более короткой тропкой. В обозначенное время оправления мы были уже на борту.


Нижняя Тунгуска прибавляет Енисею новые водные силы, местами он разливается на 5-10 км. Теплоход идет ближе к береговой линии, а поэтому всего цифрового масштаба с теплохода не ощутить. Позже, уже улетая из Норильска в Красноярск, с высоты я смотрела на Енисей и лишь тогда, в сравнении с видами иных речушек и притоков, я ощутила всю масштабность называемых путеводителем цифр. Енисей действительно Великая река.

К вечеру вновь появился повод всем собраться в 31 каюте, в ожидании пересечения 66,33 северной широты, пересечения Полярного круга. По времени прохождение заветных широт должно было состояться уже ночью, около 2 часов, до которых теплоход совершил еще одну стоянку в Горошихе.




На часах времени уже почти к двум ночи, а на улице легкие сумерки. Близко дыхание Арктики, близки северные широты.
Пожалуй, этого момента мы с попутчиками ожидали с самого утра, на навигаторе Олега показатели все увереннее приближались к заветным цифрам. Несмотря на трудовые будни теплохода, прохождение Полярного круга все же праздник. Торжественность для нас этого момента была еще и в том, что фактически названную широту мы пересекали, собравшись с попутчиками в рубке капитана, где по случаю нашего посвящения в бокалы было разлито шампанское. Грамоты о пересечении Полярного круга, памятные значки с видом теплохода «В.Чкалов», врученные нам капитаном - как прекрасна эта традиция 66,33 северной широты.






Ранее мне уже доводилось пересекать Полярный круг и отказываться в Заполярье, но так торжественно, да еще и на речном судне, пожалуй, это было самым запоминающимся событием прошедшего дня. Все таки когда-то этот день речного путешествия завершился, возможно, уже и на следующие четвертые сутки, но завершился он в Заполярной части Енисея.

Содержание:
Красноярская часть путешествия
Сборы и перелет в Красноярск
Красноярск. Дивногорск.
Столбы. Бирюса

Енисейская часть путешествия
На ТЛ по реке Енисей
По Енисею. Красноярск-Енисейск.
Хлебосольное Ярцево
Туруханск. Пересечение полярного круга.
Игарка - город на вечной мерзлоте.

Пять дней на Плато Путорана
Автомобильно-водными дорогами к плато Путорана.
Ночной переход на Ламу.
Обустройство лагеря на плато, прогулка на водопад
На вершину плато
На поиски дальнего водопада
У природы нет плохой погоды..
Заключительный день на плато Путорана

Норильская часть путешествия
Возвращение в Норильск
Перелет из Норильска в Красноярск.

Автопутешествие к древней Хакасской земле
Из Красноярска в Абакан
По древним курганам Салбыкской степи.
На поиски Боярской писаницы

Красноярск.Енисей.Норильск.Путораны

Previous post Next post
Up