Автопутешествие к древней Хакасской земле.

Jul 13, 2013 12:18

Тринадцатый день путешествия (05.08.10).
Из Красноярска в Абакан

Уже вначале десятого мы приземлились в аэропорту Красноярска. Заранее договорившись с попутчицей Аней о встрече, лишь покинув борт самолета, сразу же sms-кой сообщила ей о нашем приезде. Первоначально при обсуждении общего маршрута в мои планы входило еще день побыть в Красноярске, чтобы более неспешно в компании Александры и Владимира, вечером уезжающих в Новосибирск, а также некоторых попутчиков, вернувшихся днем раньше из речного путешествия по Енисею, прогуляться по улочкам и музеям города, а затем уже вместе с ребятами и Олегом на следующий день уехать в Абакан. Но, несмотря на планы, внутренне я стремилась как можно быстрее по возвращению из Норильска уехать в Абакан, на осмотр окрестности которого мне хотелось потратить оставшиеся пару дней отпуска.

Собираясь в путешествие, мы, конечно же, строим себе планы по пути и маршруту, просчитываем свои временные остановки в городах, что и где успеть посмотреть, но, пожалуй, заранее никогда не стоит исключать из своих планов некоторой импровизации и вероятности встречи в пути с людьми, с которыми на время твои стремления становятся едиными, с которыми тебе по пути, т.е. с попутчиками, которых мы не выбираем, ибо в каждом путешествии, на определенном этапе пути, они посылаются нам Свыше. Итак, в пути моим планам было суждено перемениться в унисон мои внутренним стремлениям.

Забрав в аэропорту свой громоздкий багаж и попрощавшись с Александрой и Владимиром, с которыми мы были неразлучны все предыдущие пройденные этапы нашего путешествия, далее с Олегом направились на встречу с Аней, уже ожидавшей нас в аэропорту. А точнее в аэропорту нас ждали Аня и ее друг Алексей, в компании которых затем и продолжалось мое путешествие по Сибири.

Разместив багаж в Аниной машине, затем для меня началось полностью импровизированное, т.е. заранее мною не спланированное автомобильное путешествие, маршрут и остановки в котором, ведомые нашей общей судьбой, мы придумывали с попутчиками уже сообща.

Тем временем погода от утра к дню становилась все яснее и теплее. Миновав на машине известную нам площадь у здания аэропорта, мы выехали на трассу, ведущую к Красноярску. Вернулись мы в Красноярск в будний день, а потому на въезде в город и проезжая по его центральным улицам немного постояли в пробках, коротая это время рассказами о наших приключениях на плато Путорана и в Норильске. Вскоре Аня припарковала машину у солидного офисного здания, скрывшего в нем на время Олега, но Олег надолго не затерялся, напугав своим отдохнувшим видом коллег, вернулся назад с прихваченным ноутбуком.

Мы опять ехали в Дивногорск, в те дивные, красивые места Красноярского края, куда в первые дни нашего путешествия мы с попутчиками отправились по Енисею на глиссере. Вот уже за окном автомобиля замелькали знакомые вывески кафе и магазинов, дорожных знаков, отсчитывающих с приближенной точностью метраж до нового поворота и уже города. Свернув с центральной трассы, въехали во двор жилого дома, окна которого выходили с видом на высокие берега Енисея. Олег вернулся домой и, будучи гостеприимным хозяином, пригласил нас к себе в гости. Разве можно все это было спланировать заранее, но именно так складывался день нашего приезда.
Пока на кухне шли приготовления обеда по случаю возвращения домой и приезда гостей в нашем лице, мы наладили на компьютере интернет и таки ознакомились с интересующими нас темами и сообщениями на форуме. Обед получился вкусный и праздничный и был запит дневной чашечкой того самого кофе, что с полным чувством романтизма испивался по утрам у костра на плато. В гостях у Олега мы немного засиделись, зато наелись и отдохнули от дороги и рано начавшегося для каждого из нас утра. Собрав багаж и гостинцы, далее мы уже втроем без Олега, с которым простились до полудня следующего дня, отправились на машине в Абакан.

Если добираться из Красноярска до Абакана на автобусе по трассе М-54, то по времени дорога занимает в среднем около 8 часов, на машине это же расстояние можно проехать с большей скоростью и меньшим временем, а поэтому по нашим расчетам в Абакан мы должны были приехать к непозднему вечеру, но из-за частых остановок для осмотра достопримечательностей мы задержались до темноты и приехали в город уже ночью. Разницы во времени между Норильском и Абаканом нет, время местное, также опережающее московское на 4 часа.

Перед отъездом в Абакан мы заехали с ребятами в тот же самый продуктовый магазин, в который заезжали ранее в Дивногорске перед поездкой по Красноярскому морю, накупили с собой разной провизии, ведь предстоящая дорога в Абакан предполагала быть не только интересной, но и дальней. Для меня, как и многих любителей попутешествовать, путешествие всегда начинается с дороги, а не только по приезду к месту назначения. Путешественникам не нужно объяснять, что такое ощущение пути и дороги, дороги для путника, не имеющей конца, но, по сути, уже и являющейся утешествием. Именное в такое путешествие нам и предстояло оправиться этим днем.
Познаний о состоянии авто дорог и трасс у меня не сильно много, но в сравнении с дорогой, ведущей из Дудинки в Норильск, трасса Красноярск - Абакан мне показалась просто идеальной, дорога вполне проходима, причем любым, даже не вполне подготовленным для экстремальных путешествий авто транспортом.
И когда мы были готовы к отправлению, сев в машину Аня уверенно закрутила руль своего автомобиля, выводя его на трассу М-54.

Тем и отличаются путешествия на автомобиле от перемещения по тому же пути на рейсовом автобусе, всегда можно остановиться в особо понравившихся тебе местах, ты независим от расписания, технических остановок и обязательного времени прибытия, пройденная на машине дорога превращается в настоящее путешествие, а не монотонно тянущееся под свои мысли преодоление пути, без остановок.

Поворот на Красноярское водохранилище, которое также называют Красноярским морем, был по пути нашей трассы. Ненадолго с нее свернув, мы прогулялись с ребятами по заставленным катерами берегам.

В будний день берега моря были почти пусты, не виднелись и палаточные лагеря, которыми в солнечные выходные дни заставляется каждый свободный кусочек суши. Яхты, катера и прочие неизвестные, но ходящие по водохранилищу проекты стояли немного безжизненно в ожидании своего часа вновь отправиться в путь. Не теряя более времени, мы вернулись к своему автомобилю, ожидавшему нас также как яхты и катера, для продолжения уже нашего пути.

За рулем Аню сменил Алексей и далее всю дорогу мы только и делали, что высматривали в окна машины новые пейзажи, для фотографирования которых в очередной или скорее, пожалуй, бесчисленный раз просили Алексея остановить мчавшийся автомобиль.
Утро этого дня путешествия началось для меня в Норильске, городе, окруженном бесконечной тундрой и озерами, теперь же, покидая Красноярский край, мы устремлялись по Хакасской земле к городу, который расположен среди бескрайних степей, берега которого омывают воды Красноярского моря, рек Абакан и Енисей. Еще могучие, густые леса, росшие по обе стороны трассы, сопровождали нас от Дивногорска, но уже далее ближе к границе Красноярского края, леса стали отступать от дороги, сменяя все чаще придорожный ландшафт на заросшие высокой травой поля, а затем леса и вовсе исчезли, словно их никогда и не было.

Делясь впечатлениями, Алексей, более привыкший видеть степные пейзажи, рассказывал о своем восторге от обилия увиденных им лесов и зеленых насаждений в черте Красноярска и его окрестностях, у меня же наоборот восторг и удивление начали появляться и прибавляться ближе к границе Красноярского края, когда эти самые зеленые насаждения уже остались позади и их сменили лишь степи.

Местами на горизонте виднелись небольшие холмистые возвышенности, но теперь низины, равнины и степи совсем открыли виды на протянувшееся от Дивногорска до города Абакан Красноярское море, которое в свете ярких лучей так контрастно смотрелось на фоне уже пожелтевшей травы.

Сменившийся ландшафт изменил и берега моря, теперь местами его воды обрамляли высокие, и по виду казалось плотные песчаные, глиняные холмы, поросшие травой. Ну как не полюбоваться иной палитрой цветов. Спуск к берегу нашли не сразу, море было видно издали, но накатанную до нас дорогу мы проехали. Вернувшись чуть назад, далее осталось лишь спуститься по полю вниз.

До этого путешествия по Сибири ранее мне не доводилось видеть настоящих степей, мои познания о степном ландшафте ограничивались лишь видами Донского Белогорья Воронежской области и увиденной в тех краях степной растительности. Теперь же природа повсеместно рисовала степную картинку с благоухающим разнотравьем, степным ковылем и убегающими за горизонт полями.

Также как и в утренний час, когда лента пути делила на обе части заболоченную тундру в окрестностях Норильска, темная асфальтированная дорога, убегая змейкой далеко вперед, разделяла на обе половины бескрайнюю степь, только теперь мы мчались к южным горизонтам, все дальше отдаляясь от северного заполярья.

К границе Красноярского края и Республики Хакасия, которые обозначены установленными на дороге стелами мы подъехали к восьми вечера. Половина пути была уже пройдена. Все туристы и путешественники, проезжающие на своих автомобилях этот отрезок пути останавливаются, чтобы запечатлеть себя на их фоне. Остановившись на границе, и мы не стали исключением.

В этом путешествии по Красноярскому краю мы смогли убедиться насколько велика и разнообразна в ландшафтном плане его территория. Мы увидели незабываемые по красоте пейзажи полуострова Таймыр с озерами и плато, бесконечные тундры и города, построенные на вечной мерзлоте, Полярный круг и могучий Енисей, его таежные, дремучие берега, высокие скалы «Столбы» в окрестностях Красноярска, сказочные скалистые берега Красноярского моря. Теперь же мы добрались до западной границы края, которая граничит с не менее интересной по культуре и ландшафту древней Хакасской землей.

Путешествуя по Хакасии, я и не пыталась понять и принять эту древнюю культуру края, но сказать, что она оставила меня равнодушной, мне было бы сложно. Остатки древней цивилизации, культуры сохранились в Хакасии и до наших дней, целью же моего не многодневного путешествия по Хакасии было лишь увидеть те самые материальные остатки древней цивилизации, еще хранимые на Хакасской земле. Хакасию не зря называют памятником археологии под открытым небом - сотни курганов (в том числе и царских захоронений), каменных изваяний с письменами и надписями (писаницы) украшают ее степи. И на то, чтобы увидеть все великолепие Хакасских степей у нас с попутчиками было всего два дня.
Не съезжая с трассы М-54 далее мы уже ехали по территории Республики Хакасия, столицей которой является город Абакан. Трасса на Абакан проходит вдоль Красноярского водохранилища и в местах более близкого ее прохождения море среди зеленых холмистых степей видится путнику кусочком оазиса, причем кажется, будто холмы образуют некую чашу, до краев наполненную небесной синевы живой морской водой.

Не зря в своем повествовании я стараюсь делать столь сильный акцент на ландшафт и природные объекты, словесно описывая их видимыми мне образами, ибо древние народности Хакасской земли всю окружающую их природу - горы, степи, камни, деревья и воду - считали живой, верили в их силы и заручались их поддержкой в своей жизни. И поныне хакасы поклоняются священной березе, являющейся в их культуре символом жизни на земле.

Множество торчащих из земли камней и деревьев современники завешивают ленточками, оставляя дань духам и богам, но в свою же очередь не будучи посвященной в тонкости местного культа, я не оставила ни одной ленточки ни на березе, ни на камне, дабы не совершать неясных мне по значению ритуалов.

Несмотря на олицетворение всей живой природы с духами и божествами, все же в наибольшей степени хакасский эпос связан с духами-хозяевами гор, от которых, как говорят мифы и легенды произошел хакасский народ и якобы каждый род имел свою гору, где проводил обряды, жертвоприношение. Позже, осматривая древние степные курганы - Салбыкский курган и Барсучий лог, мы с попутчиками видели обрядовые места, в пути пока лишь безотносительно к эпосу рассматривали природное великолепие.

Чем далее мы отдалялись от границ Красноярского края, тем более ощущалось дыхание древней культуры Хакасской земли. Теперь наше внимание привлекали не только виды моря, холмов и возвышенностей, но и часто видимые каменные группы, торчащие из земли.

Местные жители уже не обращают на них особого внимания, говоря лишь о том, что таких камней, каменных изваяний можно много увидеть повсюду в степях вдоль дорог. Мы же не оставили без внимания и эту степную находку, съехав чуть в бок с центральной трассы. Не без любопытства, но с осторожностью побродили среди камней, воздвигнутых на этой земле кем-то из древних.

Уже заметно вечерело, но усталости от дороги не ощущалось, наоборот клонившееся к земле солнце все больше вызывало у нас интереса. Уходящее в степи солнце приносило на землю прохладу и тьму. После недельных, почти белых ночей, видимых мною только-только прожитой ночью, для меня было почти дивом увидеть темноту, опускающуюся на землю с ночью.
Уходящее за бесконечный степной горизонт солнце не скрывали высокие горы и дома, вновь замедляя свое движение, мы остановились на дороге, чтобы увидеть касание солнца земли. Гонимые степным ветром облака часто меняли свою форму, рисуя каждый раз по-новому в небе закат. И когда уже совсем стемнело и нам была видна лишь серая мгла, мы смогли оторваться от небесного разноцветного водоворота, вмиг смешавшего все краски в темный цвет.

Около 10 часов вечера мы остановились у придорожного кафе с очень вкусной кухней, где за умеренную плату устроили себе царский ужин. Кстати для меня это кафе стало знаковым, ибо в нем же, но уже на обратном пути из Абакана в Красноярск в компании Ани, Олега и Алексея мы отмечали завершение нашего многодневного путешествия и мой отъезд домой.

В Абакан мы приехали уже совсем глубокой ночью. Выезжая из Дивногорска Алексей созвонился по поводу съемной квартиры для нашего размещения, но к позднему приезду она уже была занята, ибо ждали нас лишь до вечера. Прозвонив еще несколько номеров, Алексей и Аня отыскали свободную квартиру. Оказалось, что в Абакане как и в Норильске разместиться в съемной квартире куда гораздо дешевле, чем остановиться даже в самой бюджетной гостинице города, в одной из которых я и забронировала себе номер. По условиям квартиры были лучше гостиничного номера в ту же цену. Созвонившись с хозяйкой квартиры, мы забрали у нее ключи и поехали по названному адресу к дому, ставшему для нас таковым на пару дней проживания в Абакане. Квартира располагалась во вполне приличной новостройке и нам сразу же понравилась. В квартире были две большие комнаты, кухня, санузел и все очень прилично меблировано. Разместившись по комнатам, затем еще немного посидели с Аней и Алексеем на кухне, общаясь, делились впечатлениями от путешествия, обсуждали планы на будущий день. Хоть и планировали мы с Аней встать утром как можно раньше, но накопленная усталость от хронического не высыпания все же давала о себе знать. Заведя будильник на телефоне по времени так, чтобы можно было чуть выспаться, мы разошлись по комнатам, дабы восстановить крепким сном свои силы на будущий насыщенный экскурсионный день.

Содержание:

На ТЛ по реке Енисей
По Енисею. Красноярск-Енисейск.
Хлебосольное Ярцево
Туруханск. Пересечение полярного круга.
Игарка - город на вечной мерзлоте.

Пять дней на Плато Путорана
Автомобильно-водными дорогами к плато Путорана.
Ночной переход на Ламу.
Обустройство лагеря на плато, прогулка на водопад
На вершину плато
На поиски дальнего водопада
У природы нет плохой погоды..
Заключительный день на плато Путорана

Норильская часть путешествия
Возвращение в Норильск
Перелет из Норильска в Красноярск.

Автопутешествие к древней Хакасской земле
Из Красноярска в Абакан
По древним курганам Салбыкской степи.