Посвящается
Доку.
Глава II. По Швеции и Финляндии. Снова Йолопуккины дети, шведское жлобство, подвиг разведчика, пикник у обочины и финский Ети.
Карта перегона.
Яндекс-карта, традиционно,
здесь.
На обратном пути Йолопуккины дети встретились позже - уже за Мельницей. Прямо с утра. Не сказать, что мы приветствовали их, как старых знакомых, скорее, как привычное зло. Твари вели себя в своём репертуаре.
В Финляндии мы их тоже встретили.
Следом за оленями, буквально на следующем перекрёстке, у нас состоялась ещё одна примечательная встреча. Мы стояли в не помню чем вызванной пробке, я размышлял о том, что «уж небо осенью дышало» - листья, на отдельных деревьях, а то и ветках, начали желтеть, как вдруг, на близлежащую автобусную остановку из леса вылезли финские егеря, численностью до отделения, собрались в кружок и начали втыкать в карту и навигатор. Словом, классическая ситуация - «военные пришли, карту достали, сейчас дорогу спрашивать будут». Делать мне было откровенно нечего, так что я принялся изучать знаки различия. В наличии имелось трое егерей, один младший капрал, артиллерист и связист ( в финской армии нет, как такового звания «рядовой» и рядовые именуются по воинской специальности). Судя по нашивкам, все они служили в егерской бригаде «Лаппи». Особенно поражал младший капрал - жертва сколиоза и с очками такой диоптрии, что ой. Возникал вопрос как ЭТО попало в армию, да еще и до ефрейтора дослужилось? Причём, остальные бойцы выглядели вполне себе крепкими и спортивными. Рекбус, краксворд... © Аркадий Райкин. Хотя, что-то неуловимое выдавало в них «духов»...
Мы стояли, а бойцы втыкали в карту. Никто никуда не двигался. Курящие даже успели выйти из машин и покурить. Вдруг из леса выскочила девица, с нашивками капрала на вполне себе серьёзной груди, и раздала всему финскому военизированному сборищу энергичных звездюлей. Правда словесных. Судя по всему, бойцы решили шлангануть и были отловлены. Мы тронулись, а бравая валькирия-капрал погнала войско в обратно в лес.
- Ты чего на них так смотрел? - спросил Док.
- Да со скуки, - отозвался я. - Пытался понять что за бойцы и откуда.
- Понял? - Док приподнял бровь.
- Ну да, - отозвался я. - Трое егерей, один артиллерист и один связист. Очкарик - младший капрал. Девка - капрал. Все из егерской бригады «Лаппи».
- Оппа! - хмыкнул Док. - А ты, мил человек, часом, не шпион? Как узнал?
- По знакам различия.
- И что, всех срисовал?
- Ну да, всех.
Док задумался, а на следующем перекуре рассказал всем о моих успехах. Шпионом меня звали года два.
А я чо? Я ничо! Чего там, собственно срисовывать-то было?
Нагрудные знаки различия. Слева направо: капрал, младший капрал, рядовой (егерь, артиллерист, связист).
Нарукавный шеврон егеря.
Нарукавный шеврон артиллериста
Нарукавный шеврон связиста
Эмблема Егерской бригады "Лаппи"
Но слово Павлу Валерьевичу:
«Пикник у обочины.
Вечер, хотя какой там вечер - ночь уже стояла глубокая, этого дня ну вот совсем не помню. Хотя в подробностях помню, как подъезжали к съезду на мельницу. И даже встретившийся на подъезде «шлагбаум» из двух валунов и натянутой между ними цепью, расположенный на правой обочине, помню отчётливо! А вот, как выпал из-за руля - как отрезало! Думаю, что Денис Евгеньевич прав - был костёр и были посиделки у костра. Ибо, не в традициях отряда просто так расползтись по палаткам! Да и уникальную возможность пожечь костёр тоже упустить не могли! Значит так оно и было!
Подъём утром следующего дня был явно не ранний. И легли поздно, и ехать в этот день нам предстояло поменьше. Предполагалось, что на ночёвку встанем мы в Финляндии, немного не доезжая границы. Соответственно, утром встали, потянулись, почесались, перекусили собранным дежурными завтраком и, не торопясь свернув лагерь, погрузились в машины. Выстроившись в колонну, пропылили по просёлку и выскочили правым поворотом на трассу. Найденное нами уникальное место стоянки, наверное, навеки врезалось в память. Дай то Бог ещё свидимся!
И вот под колёсами уже шоссейка задворков Шведского королевства. Дорожка знакомая, по обочинам леса да канавы и изредка встречающиеся хутора. Солнце светило, погода радовала, трафика на дороге не было вообще, поэтому долетели до поворота на мост через пограничную с Финляндией реку довольно быстро. Правда, помятуя о конкретно убитой перед поворотом дороге, свернули вглубь населённого пункта и проехали через деревеньку. Ну что сказать? Мужика, в растянутых тренниках и майке-алкоголичке, органично дополнила местная пейзанка средних лет, в купальнике (топе от него) и тренниках (но уже ОБТЯГИВАЮЩИХ), на велосипеде. И я Вам так скажу - ОБТЯГИВАТЬ ТАМ БЫЛО ЧТО! Незабываемое впечатление!»
Если вы думаете, что шведская пейзанка выглядела так,
то вы глубоко ошибаетесь! Скорее, так:
Зрелище, действительно, незабываемое...
Но пусть Павел Валерьевич рассказывает дальше:
«Прежде чем уехать из этой деревеньки, зашли в местное сельпо-стекляшку. Подивились на обширность ассортимента. Чего там только не было! Наверное, если бы нам понадобилось колесо от троллейбуса, то наверняка где-то в подсобке и оно валялось! В конечном итоге затарились пивом, колой и ништяками. Да, совсем забыл рассказать, чем закончилось дело с залежами пивных банок! А дело было так! Расставшись с Антоном и Олей в Свольвере, доехали до уже известного нам магазинчика, где, как мы видели ещё в прошлый раз, стоял автомат по приёму тары. Представлял он из себя здоровенный ящик с дыркой/трубой, встроенный в стену. Работал он незамысловато. Кладёшь в дырку банку штрих-кодом вверх. Сканер считывает штрих-код, труба наклоняется внутрь и банка падает куда-то за стену. А на экранчике, сбоку от трубы, высвечивается сумма, на которую в магазине можно набрать товара. По итогу автомат извергает из себя чек, который можно предъявить на кассе. Удобно! Но, был нюанс! Кладём мы, значит, банку, автомат «мыргает», съедает банку, а на экране нули. М-м-м-м… Кладём вторую! Колдунство повторяется, но на экране нули меняются на цифры. Кладём третью! Банка съедается, а цифры не меняются. Банок у нас накопилось много и, чтобы не утомлять, перейду сразу к результату. Оказалось, что этот норвежский ящик давал деньги только за банки, купленные в Норвегии. А финские и шведские жрал на халяву!!! Вот такой он Евросоюз. Больше банки мы с собой не возили!»
Нет, Павел Валерьевич, ты путаешь. Банки мы везли - мне ли не знать! Они у меня под сидением лежали. До Швеции. И в том самом сельпо попытались их снова скормить автомату. А этот железный собачий сын банки сожрал и сказал: «Спасибо вам за то, что вы экологично себя ведёте». Ну, по крайней мере, так я перевёл со шведского, читая по корням слов. А вот денег, извините,
как Катаеву!
Слово Павлу Валерьевичу:
«Закруглив экскурсию по сельпо, прыгнули по машинам и, перескочив через мост, помчались по дороге вдоль речки, но уже со стороны Финляндии. Дорога вела на с севера на юг практически прямо, пейзажи за окнами машин наблюдались преимущественно лесные. Лишь изредка, сквозь лес, проскакивали голубые пятна озёр. Наблюдая за окрестностями, обратил внимание на довольно редко стоящие столбики по обочинам, с каким-то номерами и, изредка, с почтовыми ящиками. Расстояние между ними было около полукилометра. Ни два, ни полтора. На верстовые столбы никак не похоже, да и почтовые ящики зачем? Высмотрев издалека очередной столбик, наконец сообразил - это оказался номер дома/усадьбы. Понял это по отходящей от столба колее, нырявшей в лес, в глубине которого просматривались какие-то строения. Вот уж действительно - ХУТОРА!
Между делом доехали до очередной заправки - кони требовали овса. Овёс, как известно, и у нас не даром, а там-то - вообще был золотой. Хотя и дешевле чем в Норвегии. Пока кормили коней, да «тарили закрома», Леонидыч разжился дорогим подарком для своего пикапа. В магазине при заправке он обнаружил и стал счастливым обладателем 10-ти (как минимум) литровой канистры фирменного моторного масла. Его восторг не знал границ! Запихнув приобретение в Каравеллу, расселись по машинам и двинулись дальше. Однако уехали не сильно далеко. Уж не помню по какой надобности - то ли по нужде, а то ли просто ноги размять, но остановились у очередной придорожной заправки, каковая оказалась не просто «АЗС с магазинчиком», а центром цивилизации в глухом лесном краю! Высоченное строение из стекла и металла, с просторной парковкой перед ним. На парковке, кстати, стоял раритетный голубой Кадиллак (вроде да, он …). Внешне красивый и ухоженный, когда его водитель решил отъехать, мы осознали насколько он раритетный. Возникли опасения, что он развалится. ))) Внутри же строения располагалось: небольшой ресторанчик; довольно большая и хорошо упакованная детская игровая зона; зона игровых автоматов (не детских). В общем такое себе микроказино, с кабаком и детским садом. Место оказалось весьма оживлённым - народу там наличествовало в избытке. Попугав отдыхающих своим полуармейским-полубомжастким видом, мы воспользовались благами цивилизации и двинулись дальше».
Ехать обратно мы решили через Выборг и из-за этого навигатор и Док устроили нам обзорную экскурсию по городу Оулу. Первый выводил на нужную трассу, а второй - показывал достопримечательности. И правильно сделали, в принципе - приятный город оказался.
И Павел Валерьевич согласен:
«Доехав до Ботнического залива, вышли на трассу Е8 и, через короткое время, въехали в городок Оулу. Вместо того, чтобы объехать его по окружной, как мы сделали это в прошлый раз, Лёша решил устроить нам экскурсию и протащить через центр этого населённого пункта. Чистенько, аккуратненько. Скверы, лавочки, приятые взгляду домики с аккуратными вывесками. И ВЕЛОСИПЕДИСТЫ! Поначалу показалось что их очень много. Но, проезжая мимо местного стадиона, наблюдал довольно большую площадку (даже сказал бы - площадь), наполненную велосипедами до краёв. Велосипеды там стояли, лежали, валялись. Уверен, что, если бы их можно было куда-то повесить, они бы там висели. За тысячи не скажу, но точно не одна сотня этих рогатых там располагалась! Что они там все забыли - тайна великая есть по сию пору!»
Одна из многочисленных набережных Оулу
Ещё одна
И ещё одна, украшенная панельными девятиэтажками серии II/18-9.6
Помнится, увидев эти дома, я заставил нашу колонну остановиться и сфотографировать их. Да, это советская блочная серия. Конкретно этот выпуск - середина 70-х. И в 70-х и в 80-х финны достаточно широко закупали лицензии на наши типовые серии, модернизировали их под свои условия, как правило, снижая этажность, изменяя отделку фасадов и заменяя ванну на душевую кабину. На фотографии восемнадцатая серия умело маскируется под вентилируемым фасадом, но намётанный глаз не обманешь - 6-ой выпуск, секция без однокомнатных квартир. Когда я сообщил всю эту информацию, Великий Русский Путешественник и Док посмотрели на меня так, будто я лишил их гражданской девственности доселе неизвестным им способом. У мужиков треснул ещё один шаблон, связанный с Belle Europe.
Кстати, финны разработали несколько собственных и неплохих панельных серий, хотя меня удивляет, как выживали у ник комбинаты крупнопанельного домостроения - народу-то в Финляндии немного. Неужели типовые сельпо и автобусные остановки в Швецию и Финляндию гнали?
А так мы на просторах Суоми встречали ещё серию МК-9, 121ЛО, II-60 и даже родную тверскую 121К.
Ещё порадовала погода в Оулу. Буквально за 10 минут непонятно откуда собрались тучи, лупанул ливень, а ещё через 10 минут на небе снова ни облачка и солнце светит.
Шпиль кафедрального собора Оулу перед самым дождём. Вид с очередной набережной.
А ещё удивил местный университет. Мы приняли его кто за супермаркет, кто за кабак, кто за гостиницу, кто за фабрику - не угадал никто. И, прав Павел Валерьевич, у велосипедистов там было роение. Точно!
Здание университета Оулу.
Вырвавшись из города, мы покатили дальше. Наш путь лежал куда-нибудь в район озера Сайма, где мы планировали ночевать. Забегая вперёд, скажу, что поиски стоянки и сама стоянка, как и положено в Финляндии, выдались забавными.
Павел Валерьевич запомнил это так:
«Проведя в дороге практически целый день, из Оулу выехали уже под вечер. До границы оставалось часа три хода, поэтому решили немного отъехать и начинать искать место для ночлега. Свернув на приглянувшемся повороте с автомагистрали, вышли на дорогу местного назначения, а с неё уже на просёлок. Потыкавшись в отнорки и поняв, что, как и в прошлый раз, подъехать к озеру просто так нам не удастся, решили остановиться на обочине дороги. На наше счастье, к выбранному нами месту стоянки подходила старая лесная дорога, заросшая кустарником и бурьяном. На ней и расположились. Пока дежурные сочиняли ужин, разбили лагерь, а дальше - всё по канону. Перекусили, посидели, жахнули и, по темнякам, расползлись по палаткам».
На самом деле всё савсэм нэ так било © Один очень старый анекдот. Отъехали от Оулу мы совсем даже не немного. Сначала проскочили городок Пюхяярви, запомнившийся, пожалуй, только названием.
Заправка в Пюхяярви. В Финляндии таких много.
Миновали более солидный город Куопио, славный горнолыжным курортом. Навигатор нас опять протащил по центру. Признаться, от центра я впал в когнитивный диссонанс. Судите сами.
Если бы не флаг, вполне можно счесть, что мы где-то в райцентре Центральной России
Православный храм в неорусском стиле. Упячено в интернете - никто не сфотографировал. Но была. помню.
Не то замок, не то церковь, не то не пойми что. Внутри какой-то музей. Какой - не знаю. Никто из нас по-фински не читает.
Занятная церковь, сложенная из валунов. В самом центре. Что за церковь было написано по-фински :-)
Потом проехали ещё какой-то город. Явно промышленный.
Посмотрели по навигатору - оказывается, он называется Варкаус. Честно говоря, удолбались все к тому времени прилично. Я, например, вот этого памятника вообще не помню, но фотография есть, значит, он был.
Заодно, кстати, выяснили, что давно едем мимо Сайменской озёрной системы, а дело к вечеру. Совсем к вечеру.
Одно из встречных озёр.
И стоять опять совершенно негде. Финская история повторялась. По рации пошли шуточки на счёт финской дачи. В конце концов, совсем уже в сумерках, заприметили на карте озеро и свернули на грунтовку, его огибающую - где нибудь место да найдётся...
Просёлок вокруг озера. Сначала асфальт, потом гравийка, потом убитенькая грунтовка
Шиш! Негде стоять - хутора, поля, пастбища, заборы или такой лес, что место под палатку топором расчищать надо! Местные пейзане в состоянии полного обалдения пялились на джип и микроавтобус с русскими номерами, незнако как очутившимися в их захолустье. Да, именно захолустье - хватало покосившихся заборов, гнилых сараев, ржавых тракторов и прочих привычных в Отечестве деталей сельского пейзажа. Словом, Финляндия продолжала крутить нам фигушки. Причём, на пальцах ног, что ещё обиднее.
В конце концов приткнулись на достаточно широкой обочине в начале заросшей просеки. Поставили палатки, а мы с Великим Русским Путешественником приступили к готовке.
И тут случилось ОНО. Точнее, он. Ети. Он бесшумно выступил из леса прямо у самой плиты - ни сучок не хрустнул, ни одна еловая лапа не шевельнулась. Дикий финский лесной человек. Но, видимо, не чуждый некоторой цивилизации, ибо на ногах у него были резиновые сапоги, на теле трусы типа «семейные», а на голове бейсболка. Больше ничего. А ещё пришелец был до изумления, в слюни, в зюзю, до остекленения пьян. Комары целыми эскадрильями садились на его выдающееся голое пузо и, так же эскадрильями, валились наземь, не вынеся алкоголя, бежавшего по его жилам. Те же несчастные, что попадали под выхлоп лесного человека, и вовсе падали прямо на лету. Глаза незваного гостя напоминали судачьи.
Вот такие
Да и во всём облике пришельца чувствовалось что-то му судачье.
«Там к нам выйдет из берлоги матерящийся старик - то ли фавн козлоногий, то выпивший лесник...», - процитировал я в полном обалдении. Великий Русский Путешественник просто промолчал.
Ети смотрел на нас, слегка покачиваясь. Потом пробормотал что-то по-фински, а, может, и не по-фински. Сомневаюсь, что он нас вообще видел. Мы сидели то ли боясь спугнуть зверюшку, то ли в полном обалдении. Пришелец снова что-то пробормотал, развернулся и исчез в лесу - ни сучок не хрустнул, ни еловая лапа не шелохнулась. Как он двигался в таком состоянии - ума не приложу. Или это была коллективная галлюцинация?
Предыдущие части:
Часть I Глава I;
Часть I Глава II;
Часть I Глава III;
Часть I Глава IV;
Часть II Глава I;
Часть II Глава II;
Часть III Глава I;
Часть III Глава II;
Часть III Глава III;
Часть IV Глава I,
Часть IV Глава II,
Часть V Глава I,
Часть V Глава II,
Часть VI Глава I,
Часть VI Глава II,
Часть VII Глава I,
Часть VII Глава II,
Часть VII Глава III,
Часть VIII Глава I,
Часть VIII Глава II,
Часть IX Глава I,
Часть X Глава I,
Часть X Глава II,
Часть XI Глава I