Норвежская авантюра 2018 года. Часть II. От границы через Нарвик до Тролльфьорда.

Mar 03, 2023 08:19


Посвящается Доку.

Глава I. Материковая Норвегия и Нарвик.



Наш путь от границы до Вест-фьорда, отделяющего Лофотенский архипелаг от материка



Ссылка па полную карту.

Ну вот, мы окончательно оказались в Норвегии. Нас встретила группа строений типового вида и КПП, по случаю шенгена не работающий.



Первый норвежский населённый пункт.

Вылезли. Посетили местный супермаркет. Охренели от цен - стало понятно, почему рядом с ближайшим шведским столько машин с норвежскими номерами. На шведско-финской границе, кстати, наблюдалась аналогичная картина. Похоже, финны едут закупаться в Россию, шведы - в Финляндию, норвежцы - в Швецию. Хотя, на счёт русско-финской границы это не совсем верно - наших ездило тогда на закупки в Финляндию не меньше, чем финнов к нам.

Вяло перекурили, потоптались, поснимали окружающий четверг, попрощались с Мальмбананом, кто желал - увековечились и поехали дальше.



Озерцо на перевале и, видимо, база отдыха на его берегу.



Илья "Феллини" Васильев на их фоне.



Первая в Норвегии станция Мальмбанана, хотя, здесь его уже зовут Офотбанен.

Поначалу пейзажи за окном отличались не сильно.





Но вот за окном появилось нечто интересное.



Ветряки.

Да, вы угадали - ветряки. В Норвегии их в количествах - целыми полями. В Финляндии и Швеции куда меньше.





Слово Павлу Валерьевичу:

«И на камнях растут …»

Пункт въезда на территорию Королевства Норвегия (да, это тоже королевство и уже второе на нашем пути) находился в седловине между двух отрогов гор. Проскочив заколоченное гнездо королевской стражи, колонна скатилась в долину и въехала на территорию СНТ «Тролли и Ко». От увиденного отвалилась челюсть - дорога петляла между сравнительно большими скальниками и практически на каждом из них стояло «каркасно-щитовое строение», типа дачного домика, но на свайном фундаменте. Причём сваи были заделаны (забурены ?) в эти самые скальники. Смотрелось это просто ужас как непривычно, но усугубляли картину ещё и припаркованные на манер «Медного Всадника» автомобили. Т.е., на здоровенном куске базальта, задрав морду вверх, торчит внедорожник! Как он туда попал - непонятно! С дороги же не видно!

Через некоторое время, слева от дороги выросли опоры ветрогенераторов. Некоторое даже крутились...»

А мы, тем временем, начали спуск к Норвежскому морю - в Нарвик.



А вот уже и Нарвик-фьорд.



То покажется, то почти скроется из виду.



И вот мы уже выкатились на окраины Нарвика.

Хоть в город мы не поехали, немного рассказать о нём всё же стоит - известное место, как-никак.

Город расположен  на берегу Офотфьорда, он же Нарвик-Фьорд . Нарвик был основан в качестве портового города и по-прежнему сохраняет свой статус важного транспортного узла. Официально город был основан в 1902 году, выделившись из муниципалитета Анкенес, который в 1974 году сам вошёл в состав Нарвика.



Герб Нарвика. Простенько и со вкусом.

В городе обитает всего 14 тысяч человек, чего, глядя на него никак не скажешь - он кажется довольно солидным населённым пунктом. Там даже международный аэропорт есть.



Нарвик с дрона. Почти весь. (Покрадено в интернете).



Пониже и с другого ракурса. (покрадено в интернете).



Ещё один ракурс.

Но более всего город известен конечно же битвой за Нарвик во время Норвежской кампании 1940 года. Немцам позарез нужен был порт для вывоза шведской руды, а союзники изо всех сил старались этого не допустить.

Начался сей Марлезонский балет 9 апреля 1940 г., когда немецкие эсминцы под командованием капитана цур зее Бонте («Вильгельм Хайдкамп», «Вольфганг Ценкер», «Георг Тиле», «Бернд фон Арним», «Эрих Гизе», «Дитер фон Рёдер», «Ганс Людеман», «Герман Кюнне», «Антон Шмитт»), пользуясь снежной бурей, отправили на грунт  норвежские броненосцы береговой обороны «Норге» и «Ейдсволль», после чего высадили 139-ый горно-егерский полк 3 -ей горноегерской дивизии тогда ещё генерал-майора Дитля, которую наши потом почти полностью похоронят на Лице. Норвежский гарнизон сопротивления не оказал - прогермански настроенный комендант полковник Сундло при первых выстрелах приказал капитулировать и чуть ли не первым отправился сдаваться. Сопротивление оказал только батальон майора Спьельднэса и связисты майора Омдаля, которые смогли пробиться из города и уйти через горы на соединения со своими. И всё завертелось...

10 апреля отряд британских эсминцев кэптэна Уорбертон-Ли («Харди», «Хантер», «Хевок», «Хотспер»,  «Хостайл») совершили налёт на Нарвик и устроили бойню, отправив на дно 5 немецких эсминцев и хренову кучу транспортов. Га отходе их перехватил другой немецкий дивизион эсминцев в составе 5 единиц и, в результате произошедшей свалки, стороны потеряли по 2 эсминца, а остальные участники веселья огребли полную панамку повреждений.

13 апреля 1940 г. британское соединение, под командованием вице-адмирал Уитворта, в составе линкора «Уорспайт» и эсминцев «Фоксхаунд», «Айкэрес», «Хироу», «Бедуин», «Пенджаби», «Эскимо», «Кассак», «Кимберли»  «Фористер» вошли в Нарвик-фьорд с целью загеноцидить все оставшиеся немецкие лоханки, что, при таком соотношении сил, было неизбежно. Так и случилось, хотя немцы отчаянно сопротивлялись и смогли прилично напихать английским эсминцам, но не одного не потопили. Более того, немцы смогли свезти на берег большую часть своих экипажей, где им вручили винтовки и отправили в пехоту.

В конце апреля - первых числах мая под Нарвиком высадились 24-я британская гвардейская бригада (3 батальона), 27-я французская бригада альпийских стрелков (з батальона), 13-я полубригада французского Иностранного легиона (2 батальона) и польская бригада Подгальских стрелков (4 батальона). С суши к Нарвику пыталась прорваться 6-я дивизия норвежской армии.

Немецкий гарнизон насчитывал 3 батальона 139-го горно-егерского полка и 2600 моряков с потопленных эсминцев, вооружённых трофейным норвежским оружием и сведённых в 3 батальона морской пехоты.

Союзники предприняли скоординированную атаку со всех направлений и с удивлением обнаружили, что на суше немцы умеют воевать куда лучше, чем на море. Начали второй этап Марлезонского балета норвежцы, предпринявшие 24 апреля атаку силами одной бригады. Немцы настучали передовому батальону по сопатке и отобрали у него всё тяжёлое вооружение.

29 апреля счастья попытали валлийские гвардейцы. Вышло не очень. А, меж тем, немцы к первым числам мая выбросили из центральной Норвегии англо-французов и заставили сдаться норвежцев. Дело запахло керосином. Дитль получил генерал-лейтенанта, держал шишку и ходил гоголем.

8 мая 7-я норвежская бригада попробовала и у неё получилось - норвежцы овладели высотами  Роасме и Лейстинн между Гратанген- и Херьянс-фьордами. 6-я бригада, попытавшаяся 11 мая развить успех получила по сопатке на плато Кубергет.

13 мая командование союзников перекрестилось левой ногой на счастье и начало высадку десанта на захваченное противником побережье. В десант пошли 2 батальона Иностранного легиона (их не жалко), усиленные 15 танками. Высадку прикрывали линкор «Резолюшн», крейсера «Эффингем» и «Орора» и 5 эсминцев. Оборону на участке высадки держал батальон немецких моряков, не имевших на вооружении ничего серьёзнее ручного пулемёта. Разумеется, удержаться они не смогли. Процесс пошёл и к 21 мая Дитль отвёл свои потрёпанные силы к самому городу.

Однако, к тому времени на Западном фронте внезапно закончилась «странная война», что резко поменяло планы союзников на будущее. Но они (в первую очередь норвежцы) продолжали давить и к 31 мая войска Дитля и выброшенные ему на помощь парашютисты Штудента оставили город и зацепились за линию железной дороги у шведской границы.

Союзники праздновали победу, но во Франции немецкие танки вышли к Амьену. Пришёл Северный Пушной Зверь. Лё писес, ежели по-французски. Пора было рвать когти, чтобы попытаться хоть что-то спасти во Франции. С 4 по 9 июня англо-французские войска эвакуировались из Нарвика, бросив союзников-норвежцев (как всегда, в прочем). 10 июня немцы с развёрнутыми знамёнами под барабанный бой вошли в Нарвик, а 11-го капитулировали остатки норвежской армии. На том Марлезонский балет и закончился. Норвежцы, англичане, французы и поляки считают это первой победой над немцами во II Мировой войне.

Вот об этих трагических событиях и повествовал информационный стенд, у памятного знака, возле которого мы остановились на перекус.

Слово Павлу Валерьевичу: «Проскочив долину, дорога пошла снова вверх и уперлась в перекрёсток - налево Нарвик, направо - куда-то. Нам нужно было не в Нарвик, поэтому ушли направо. Обогнув залив, увидели по левую руку прекрасное место для остановки с целью отдыха и перекуса. Вид с придорожной стоянки был просто замечательный - бухта, город. Имевшие на стоянке место быть столики и лавочки позволили расположиться и перекусить с комфортом, а находящиеся на стоянке информационные стенды ознакомили нас с событиями Второй Мировой войны, связанными с этими местами … »



Памятный знак и столик рядом с ним.

Мы как-то не решились занимать каменные лавки и стол для перекуса - уж очень напоминало могилу и лавочки рядом с ней для пришедших помянуть. А местные и эуропейцы не стеснялись. В конце-концов мы, глядя на них, решили, что это, похоже, всё же не братская могила и сфотографировались.



Пока дежурные рубали нелегально провезённое в Евросоз сало (А вы думаете, что мы только курицу контрабандой провезли? Не, турист без сала не функционирует, а его в этих ваших Эуропах нет. Да мы и тушёнку с пеммиканом провезли), остальные предались занятиям по интересам. Я, к примеру, изучал стенд.



Информационный стенд.



Текст на аглицкой мове. Есть ещё на французской, немецкой, норвежской и испанской. На немецкой - самый прикольный. А поляков почему-то забыли, заменив испанцами. Действительно, какая разница: Ливия, Боливия?

На лицевой стороне написано по-английски и по-норвежски, а на обратной - по-французски, по-немецки и по-испански. А полякам, участвовавшим в этой движухе, как Катаеву. Картинки тоже другие и среди них одна, приведшая меня в щенячий восторг. Вот эта:



Броненосец Шлезвиг-Гольштейн ведёт обстрел Вестерплятте.1 сентября 1939 года.

Для тех, кто не в курсе. Это не Германия, а очень даже Польша. Первый день II Мировой войны. Броненосец Шлезвиг-Гольштейн ведёт обстрел Вестерплятте. Фотография хрестоматийная. Я получил, пардон, ментальный оргазм. Нет, девочки-дизайнеры - явление интернациональное! Или это был тонкий сарказм - фотография располагалась над немецким текстом?

Разумеется, я поделился открытием с сопоходниками. Поржали. Пока мы изощрялись в иронии, пришли Антон и Феллини и доложили, что на дальнем конце парковки имеется остановка городского автобуса, а при ней сортир с унитазом и горячей водой. Сходили на экскурсию. Помыли лапки перед едой. Вернулись, поели и поехали дальше.

Места вокруг были красивейшие. Правду сказал тот финский погранец: «Норфееекииия красииифааая страанаа, но торокааая - шоопааа». И ещё удобная, надо отдать должное: дороги, велодорожки, мосты, паромы, даже сортиры с горячей водой во всяких гребенях. Но красивая - прежде всего.



Вид на противоположный берег Нарвик-фьорда.







Горы и велодорожка.

Думаю, я достал Лену своими восторгами. Как у озера Турнетреск начал, так и не останавливался. Прости, Лен, но ведь красотища же! А уж на самих островах...



Хуторок.



Автобусная остановка совершенно родного вида.



То ли городок, то ли деревенька.



Типичный норвежский дом.



Гаражи очень популярного в Норвегии цвета - сине-серо-стального.





Северное криволесье.

Ехали мы ехали и, наконец, приехали. На берег Вестфьорда - пролива, отделяющего Лофотенские острова от материка.

Слово Павлу Валерьевичу: «Вкусив пищи телесной и духовной, двинули дальше. Спустя некоторое время добрались до места, откуда начинался следующий этап нашего, пока ещё автомобильного, путешествия, а именно - Мост Короля Олафа. Судя по размеру сооружения, нация уже около тысячи (ТЫСЯЧИ, КАРЛ!!!) лет продолжает находиться в состоянии глубокой признательности этому соратнику Князя Владимира Мономаха, Отцу Нации, почётному Святому и, просто, рубахе-парню! Мост действительно впечатлял! Мало того, что он протяжённостью больше километра, так ещё, как мне показалось, пролегал довольно высоко над водой. По крайней мере, проходивший под мостом сухогруз, выглядел спичечным коробком».



Вестфьорд и переброшенный через него мосткороля Олафа

Доктор Антон, увидев такое, конечно, не утерпел, схватил фотоаппарат и кинулся выбирать точку съёмки. Выбрал.



Антон нашёл точку съёмки.



И вот что у него получилось.

Там - за проливом Лофотенские острова - наша цель. От моста короля Олафа начинается самый молодой участок Пути Короля Олафа - трассы Е10. Об этом и многом другом повествует информационный стенд.



Информационный стенд.

Док рассказывал нам об этом и улыбался - приключение начиналось по-настоящему.



Док

Фотография на память и по коням.



Мы у стенда с картой Лофотенских островов. Слева направо: Володя Васильев (Адмирал), Сергей Зубков (Леонидыч), Дена Шабашова, Ольга Усманова, Илья Васильев (Феллини), я, Павел Петров. Сварху - Антон Родионов (Доктор Антон). Снимал Док.

Мы ещё не представляли какая красотища нас ждёт...

Но об этом в следующий раз.

Предыдущие части:

Часть I Глава I; Часть I Глава II; Часть I Глава III; Часть I Глава IV

Норвегия 2018, История, Путешествия

Previous post Next post
Up