Посвящается
Доку.
Глава II. Первое знакомство с Лофотенами и стапель.
Наш путь от Вестфьорда до деревеньки напротив Трольфьорда
Карта в любом масштабе, традиционно,
тут.
Шины прошуршали по мосту и мы попали в новый мир - на Лофотенские острова, заслуженно считающиеся одним из красивейших мест на нашей планете, где даже обычное шоссе способно привести к эстетическому шоку. И потому, для подготовки, начнём с такой фотографии:
Леонидыч пилотирует Ховер.
А потом началось - только головой успевай вертеть!
Потом фотографы догадались открыть окна - всё равно на Лофотенах ограничение скорости 50 и 70 км/ч, а штрафы такие, что проще самому броситься со скалы.
А потом мы нырнули в туннель под скалой.
Вообще, туннелей на Лофотенах хватает: и под скалами, и под морским дном. Один так и вовсе больше 6 км в длину и он подводный. И первый раз, когда мы пересекали пролив под морским дном, мне было немного не по себе.
А потом снова солнце!
И кемперы на дороге! На Лофотенах их больше, чем этого самого за баней. А дороги там, между прочим, узкие. Многие вообще в одну полосу и с разъездными площадками. И когда этот враг тащится по ней километров 20 в час, а если отморозится, то и все 30, собирая за собой всех, включая велосипедистов, это раздражает. Нет - РАЗДРАЖАЕТ!
И обогнать его никак - ширина дороги не позволяет. Нет, изрядная часть кемпероводов люди адекватные, насколько это возможно для тех, кто связал свою жизнь с таким сараем на колёсах, и, там где возможно, принимают вправо, пропуская собранный хвост. Но это адекватные. А есть те, которые не, просто плевать на остальных хотели, а с высокой вышки. Почему-то, такие лапланы чаще всего были со шведскими и испанскими номерами. Посылаю им сноп самонаводящихся диарейных лучей! Алени, падшая женщина!
Пейзаж с аленем на обочине.
Но это всё мелкие неприятности. Красота вокруг способствовала утишению страстей. Народ, в подавляющем большинстве, вёл себя вежливо и предупредительно, стараясь не напрягать других. И это хорошо.
И Павел Валерьевич согласен: «Проехав по мосту, мы наконец-то попали туда, куда стремились - на Лофотены. И вот тут начали ощущаться все прелести горных дорог с их серпантинами, подъемами, спусками, узостями и всем тем, чему положено быть в горах. Компенсировалось всё это безумной красоты видами, а уж когда пошли тоннели!!! Наковыряли их норвеги изрядно. От коротеньких, до длиннющих. От просто ведущих сквозь горную гряду, до проныривающих под проливами между островов. Сначала мы считали количество тоннелей, которыми проехали и обращали внимание на их протяжённость, но на втором десятке бросили заниматься этой ерундой. Правда, потом, после морского тоннеля, протяженностью не менее полутора километров и с уклоном градусов, не соврать, в 30 на спуск и подъём (выбираться из тоннеля пришлось на первой передаче, утопив педаль газа в пол - машина-то гружённая по завязку…, снова начали обращать внимание на эти норы!»
А вот и первый из многочисленных внутрилофотенских мостов. Люди, какие там мосты! Моя душа инженера-строителя пела, глядя на творения норвежских коллег.
Вид с моста.
А вот мы едем вдоль очередного фьорда.
Вот живописная группа ёлок.
И горы, горы, горы...
И снова море.
Горушка, дорога на немного отклоняется от моря, и вот на дороге - они. Овцы. Враги.
Враги.
Вспомнилась история, нашего сплава по горным верховьям Кубани в 2006 году. Нас тогда поразило количество «лежачих полицейских» не только в горных аулах, но и просто на дорогах. Мы никак не могли понять зачем это. Наконец, любопытство пересилило - мы отловили аксакала и задали ему прямой вопрос:
- Уважаемый, а зачем столько «лежачих полицейских?
Аксакал приосанился, развернул плечи, поднял палец вверх и изрёк с характерным кавказским акцентом:
- Это для того, чтобы тот баран, который на двух ногах, не давил тех баранов, что на четырёх.
Поражённые глубиной мысли, мы рассыпались в благодарностях. Аксакал оценил и мы расстались вполне довольные друг-другом. Видимо, это был очень уважаемый человек, ибо в лавке, возле которой состоялся разговор, нам продали хычины с очень большой скидкой.
Наверное, и на Лофотенах такой скоростной режим установили по той же причине, ибо баранов там в количествах. И двуногих тоже, хотя они составляют незначительный процент от общего количества, но туристов на Лофотенах просто валом, вот и получается...
Ладно, с врагами разминулись и снова красоты.
Облака совершенно фантастические.
А на небе продолжали показывать шоу.
Но ехали мы, ехали и, наконец, приехали!
Началось мероприятие под кодовым названием «стапель». Кучу барахла вытряхнули из машин и груда «палочек, тряпочек и верёвочек» начала превращаться в суда.
Место стапеля.
Сборка катамарана.
Но слово Павлу Валерьевичу. Его версия событий такова:
«Всё когда-нибудь заканчивается и вот и мы, повернув, после очередного туннеля, на перекрёстке на лево, вышли на узенькую дорожку, которая, в конечном итоге и привела нас на место стапеля. И хотя нам, бывалым бродягам, не привыкать стапелиться в различных неудобствах, но место оказалось настолько сомнительным, что потребовалось некоторое время для принятия решения. Сами посудите, мало того, что место уже было занято какой-то группой (стояло несколько машин с явно не местными номерами), так и ещё и лодочный сарай на берегу и жилой дом неподалёку. Тем не менее, выбирать не приходилось. Поэтому, приткнув кое-как машины, начали разгружаться. Пока вытаскивали вещи, из стоявшего неподалёку домика вышла дама «в годах» и направилась к нам с явным намерением учинить разборки. На переговоры с ней был делегирован Илья, как: А) молодой человек приятной наружности; Б) возрастом, не располагающим к агрессии. Переговоры прошли настолько успешно, что дама, высказав что-то нелестное по отношению к РАНЕЕ ПРИЕХАВШИМ туристам, удалилась обратно в дом. А мы продолжили разбираться с вещами».
Момент переговоров был прекрасен. Феллини пустил в ход всё своё обаяние и дама, сначала похожая на разъярённую валькирию, начала немного смягчаться. А Илья пел соловьём, мол машины мы поставили так, что никому не мешают и на земле короля (мы и правда сумели втиснуть их на обочину), соберём суда и уйдём в Тролльфьорд, так что ущерб от нас ограничится примятой травой возле ворот лодочного сарая, ну так судьба у неё такая. Дама оценила аргументы, но, вдруг, глаза её снова загорелись боевым огнём и она вытянула указующий перст в сторону не нашего Ларгуса со шведскими номерами, раскорячившегося прямо перед воротами:
- And what is this bullshit? (А это что за фигня?)
Илья немного опешил, но Док прикрыл молодого своей грудью и всем остальным:
- This is not our car. Look, not Russian, but Swedish numbers, ma'am. (Это не наша машина. Смотрите, не русские, а шведские номера, мадам).
- Really, - согласилась дама. - Fucking Swedes! All the best gentlemen. (Действительно. Грёбаные шведы! Всего хорошего, джентльмены.)
После чего удалилась, обогатив нас информацией о том, что шведов тут не очень-то и любят.
Пока одни стапелились, другие занялись поиском местных ресурсов, чтобы разнообразить ужин. Леонидыч с Павлом с какой-то фантастической скоростью надули свою байдарку, носящую гордое имя «Борец за свободу мирового пролетариата товарищ Роза Люксембург» и ломанулся в море за треской.
Нам надо туда - за остров.
Опять рассказывает Павел Валерьевич: «Естественно, приоритетнейшей задачей было, в максимально короткие сроки отправить Леонидыча за рыбой. Он, при виде воды, теряет волю и не знает за какой спининг первым хвататься. Поэтому оперативно была спущена на воду «Роза Люксембург» и Леонидыч удалился заниматься делом«.
А остальные свободные отправились за мидиями - благо, отлив.
Полоса отлива. Если присмотреться, то можно разглядеть собирателей мидий.
Крупным планом.
С добычей.
Полез за мидиями и я, когда меня сменили с насоса - объём катамарана 2 куба и накачивать его «лягушкой» - то ещё удовольствие. Зря я это сделал... Или не зря - просто не повезло. Словом, я не заметил водоросль на камне, поскользнулся, влетел ногой в расщелину между камнями. На ногах удержался, но в спине что-то хрустнуло и ногу почти отняло. И спина гнуться перестала - еле доковылял до ровного.
Это происшествие изрядно испортило мне поездку. Да и всем тоже - когда у человека серьёзно болит, он, поневоле, становится раздражительным и срывается на других, даже если отдаёт себе в этом отчёт. Я, увы, исключением не был, за что прошу прощения.
Мне, разумеется, оказали квалифицированную медицинскую помощь - ещё бы, при двух кандидатах медицинских наук в команде, но я, увы, всё равно превратился в полуобузу - спина вела себя непредсказуемо: то я функционировал практически нормально и мог выполнять все обязанности, то меня клинило на ровном месте и без предупреждения. Крайне неприятно!
Меж тем, вернулся Леонидыч. С треской. Свежепойманная жареная треска это ж деликатес! Немедленно извлёкся противень и разделанная рыба поступила на него. Правда, получилось не так, как задумывалось - треска расползлась и превратилась в паштет. Вкуснейший рыбный паштет.
Тресковый паштет.
А мидий продолжали собирать...
Темнота добыче не помеха!
Но вот - суда собраны и настала пора грузиться.
Серая с жёлтым байдарка - "Красный партизан Теодор Лифшиц", дальше в море - «Борец за свободу мирового пролетариата товарищ Роза Люксембург», бело-синий катамаран в правом углу - "Зайка".
А тут нам ещё и шоу показали. И в небе, и на море.
Сначала игру света и тени на скалах.
Потом ветер стих, вода стала зеркально гладкой и бирюзово-малахитовой, а над ней лёг лёгкий туман, придав картине ощущение нереальности.
И вот среди этой нереальности совершенно бесшумно, как Летучий Голландец, появился белый параход...
Удивительно, но шума не было даже когда он подошёл поближе. А нас двухсильный подвесной мотор гремел как не знаю что. Парадокс!
А вот уже Летучий Голландец напротив нашей стоянки. Фантастическую картину портила только галдящая группа соотечественников, вернувшаяся из Тролльфьорда. Но, после того, как я сам побывл там, я их понимаю - эмоции захлёстывали. А они ещё и треску на 15 кило поймали...
И вот всё снова тихо и нереально.
Но вот собрались, фотография на память...
Фото перед стартом.
И пора на островок у входа в Тролльфьорд на ночёвку - стоять в населёнке плохо. Дошли, выгрузились, разбили лагерь и получили в награду сначала радугу, потом невероятный закат и, наконец, спокойный сон.
Радуга над горами, а дождя, меж тем, не было. Я вспомнил мост Биврёст, по которому души героев поднимаются в Вальхаллу... Явно genius loci начал влиять и на меня.
И, наконец, небо над входом в Тролльфьорд окрасилось пламенем, завершая этот насыщенный день.
А Павел Валерьевич увидел это так, подметив ускользнувшее от меня:
«Остальные продолжили бездельничать, а именно: собирать катамаран, готовить ужин, перекладывать и паковать вещи. Спустя какое-то время приманили Леонидыча по рации, отобрав у него наловленную рыбу приготовили из неё паштет (вообще, хотели пожарить, но что-то пошло не так …), поужинали и начали грузиться на подготовленные к тому времени плавсредства. На воду встали ночью, имея целью добраться до ближайшего островка и завалиться спать.
Итак, начало водной части похода пришлось на ночное время. И хотя ближайшее жильё находилось от нас сравнительно далеко, звук заведенного 2-х сильного лодочного мотора разнесся по фьорду. А стихший ночью ветер только усилил ожидание того, что с берега сейчас начнут стрелять! Заглушив двигатель перешли на весла и "на цыпочках - на цыпочках" двинулись к острову напротив стапеля. Пролив был не очень широкий, поэтому минут через 20 уже вытаскивались на берег и осматривались на предмет мест размещения палаток. Минут через 15 фьорд огласился разнообразными храпами и спокойный сон местных жителей перестал нас заботить».
Вот и всё. Продолжение следует. В следующий раз поговорим о Лофотенах вообще: природе, истории, населении, экономике. Или вы думали, что я не смогу сесть на своего любимого наукообразного конька? Напрасно! ;-)
Предыдущие части:
Часть I Глава I;
Часть I Глава II;
Часть I Глава III;
Часть I Глава IV;
Часть II Глава I