Норвежская авантюра 2018 года. Часть I. От Твери до норвежской границы.

Mar 02, 2023 00:24


Посвящается Доку.

Глава IV. Швеция: Йоулупуккины дети и прочие достопримечательности одного маленького королевства.



Наш путь от Мельницы до Норвегии.



Полномасштабная карта, традиционно, здесь.

Итак, мы катили к самому северному городу королевства - Кируне, славному железным рудником, ледяным отелем и деревянной церковью, считающейся выдающимся образцом шведской национально-романтической архитектуры.



Церковь в Кируне. Потырено в интернете.

Ледяной отель нам летом не сдался, церковь мы не видели, ибо прошли по объездной и в город не совались, а вот видами железного рудника насладились сполна.



Вид на Кируну и железнорудный карьер с дрона. Покрадено в интернете.

В Вике пишут, что Кируна самый северный город в Швеции. Расположен в шведской Лапландии, в лене Норрботтен, главный город одноимённой коммуны. Богатейшее месторождение железной руды. Ну как крупный - 23000 населения. Видали мы лилипутов и покрупнее, а Мурманск и Норильск и вовсе смотрят на этот «крупнейший заполярный город», как на это самое. А вот карьер действительно здоровый.

Ещё Кируна запомнилась совершенно оборзевшим зайцем, совершавшим променад по газону. Причём, газон располагался посреди перекрёстка с круговым движением. Такие перекрёстки в Финляндии, Швеции и Норвегии совсем не редкость и встречаются значительно чаще светофоров. А вот зайцы на них, да ещё посреди дня - нет. Совершенно отморозился, ушастый.



Кирунский заяц.

Вырвавшись из города, мы покатили в сторону норвежской границы вдоль красивейшего горного хребта и железной дороги с смешным для русского уха названием Мальмбанан.



Вот так выглядит Мальмбанан в этих местах. Покрадено в интернете.

Она проходит от находящегося на побережье Ботнического залива города Лулео (Швеция) через специализирующиеся на добыче железной руды города Мальмбергет и Кируна до норвежского порта Нарвик. Норвежский участок дороги носит также название Офотбанен. Строили её с 1872 по 1903 год.

Тот участок, что мы видели, проходит по крайне живописным местам.



Мальмбанан и Скандийские Альпы.



То же.



Мальмбанан и Скандийские Альпы. Мы едем от норвежской границы обратно в поисках работающей заправки.









Два моста: железнодорожный и велосипедный.



Станция у норвежской границы.

Мы приближались к озеру Тунетреск и тут случилась засада! Но слово Павлу Валерьевичу:

«И вот уже шведский асфальт летит под колеса машин. Дорога плавно входит в населённый пункт и поворачивает на лево. Перед въездом в городок заметил на обочине дорожный знак "Собачья упряжка". Да и неподалёку от него стоял памятник (да, наверное это был памятник ...) собачьей упряжке ... Довольно милый )). Пройдя городишко насквозь вышли на трассу, которая должна была вывести нас на автобан до границы с Норвегией. Тут мы первый раз увидели оленей, но они были сбоку от дороги и заняты своими важными оленьими делами!

Начавшийся вскоре автобан не разочаровал. Широкий, ровный ... Хватило его, правда, часа на 2, а потом он превратился в обычную двухполоску с довольно скромными обочинами по бокам. Справа были какие то болота, а вот слева ... Слева, в некотором отдалении, находилась горная гряда с железной дорогой, по которой бегали какие-по "паровозики". Так мы дальше и шли до тех пор, пока справа не возникло ОНО - ОЗЕРО!!! Хотя сначала были снова они - ОЛЕНИ! Но, на этот раз это были "олени - бездельники", которым явно было приятнее перемещаться по асфальту, чем ломиться по тундре через кустарники. Адмирал предупредил по связи о возникшем препятствии и о том, что если тут сбить оленя, то проще самоубиться рядом с ним самому, чем платить за него штраф. Ибо санкции за это ну совсем не милосердные. И судя по тому, что вместе с нашей колонной ещё пяток местных машин ждало пока эти твари свалят с трассы, так оно и было ... Но олени были прикольные».

Признаться, памятника собачьей упряжке я не приметил, а на счёт оленей Павел Валерьевич скромничает. Помнится, тогда его реакция была куда более эмоциональной. Да и у всех остальных тоже.

Итак, доктор Антон, шедший первым, крикнул в рацию: «Олени на дороге!». Великий Русский Путешественник тут же сбросил скорость, мы вползли в небольшой поворот и, здравствуй, оппа - новый год! Впереди стоял Фьюжн Антона в окружении северных оленей. Антон щёлкал фотоаппаратом.

Как там у Шаова: «Оле-оле-оле-олени, бегут, отбрасывая тени»? На Чукотке оно, может и так, а эти рогатые Йоулупуккины дети бессовесно лезли на дорогу со всех сторон и уступать место не собирались!



Йоулупуккин сын! Издевается!

- Отпуск у них, падшая женщина! - заявил в сердцах Док. - До Рождества!

- Йоулупукки в административный распустил, вот они, твари, и промышляют рэкетом на дорогах! - согласился я.

А олени, тем временем, заполонили дорогу так, что места свободного не стало.



Йоулупуккины дети.

Великий Русский Путешественник надавил на клаксон. Ближайший к нам Йоулупуккин сын почесал правой задней ногой левую и с шумом помочился, чуть ли не на наш бампер! Тварь!



Твари! На шашлык бы вас! Что вам по тундре не ходилось?

- Сволочь! - с чувством сказал Док. - На Урале бы их быстро! Отец, может давануть?

- Здесь за сбитого оленя дают больше, чем за сбитого человека, - меланхолично заметил Великий Русский Путешественник. - За человека - пять, за оленя - шесть.

- Надо мужиков предупредить, - посерьёзнел Док. - А то вдруг нервы сдадут.

И взялся за рацию. Судя по всему, предупреждение пришлось вовремя.

- Ховер, олени на дороге! - произнёс Док. - И за сбитого тут дают больше, чем они весят!

Как только Леонидыч, бывший связистом в Ховере, надавил тангенту, что бы ответить, так мы услышали эмоциональный возглас Павла:

- Да идите в жопу, демоны!

- Понял, принял, наблюдаю! - доложил спокойным голосом Леонидыч. - Спасибо за предупреждение.

Такая ситуация повторялась несколько раз. Рогатые дармоеды, Йоулупукки их мать, шлялись по трассе, как по бульвару, не боялись ничего и имели всех... в виду... Прорыв к озеру Турнетреск стоил некоторого количества нервов. Но мы прорвались.



Озеро Турнетреск, каким мы его впервые увидели.





Немного информации об озере. Тётя Вика утверждает, что озеро Турнетреск ледниковое, находится в шведской Лапландии. Площадь 332 км². Яявляется 7-м по величине и 2-м по глубине озером Швеции, а также крупнейшим горным озером Скандинавии.

А теперь снова слово Павлу Валерьевичу:

«Итак - ОЗЕРО! Здоровенное! Относительно не широкое, но весьма протяжённое. Не остановиться мы не могли. В исполнение полученной от Адмирала команды, колонна зашла на придорожную стоянку и остановилась. Народ повылазил из машин и устремился на берег. А там облом - высоко и спуск не просматривается. Но внизу, у воды, стояли пара палаток и тент. Поразило что на озере ни одной лодки...

Потаращившись на озеро и недоумевая от отсутствия рыбаков, мы двинулись к машинам. До границы с Норвегией оставалось ещё часа 3 дороги. Горная гряда слева придвинулась к дороге и нам открылись: шикарные склоны гор, водопады, прилепившийся на склоне довольно большой гостиничный комплекс. Не обошлось и без приключений. Поскольку баки были уже основательно подъедены, мы планировали заправиться на границе с Норвегией, рядом с закрытым пропускным пунктом. Поэтому мелькнувшую слева, километрах в 30-ти от границы заправку мы проигнорировали. Доехав до Норвегии мы выяснили, что закрылись не только погранцы, но и заправка. Поэтому пришлось развернуться и двинуться снова в Швецию за бензином.

Снова долив баки по горловину, рванули обратно к границе с Норвегией, где затарились «пивом и чипсами» в придорожном супермакете».

В принципе, добавить особо нечего. Озеро красивое. Очень. Почему на нём нет ни лодок, ни рыбаков - великое ХЗ. Нет, часть его входит в нацпарк Абиску, но часть-то нет. Да и на сайте парка написано, что рыбалка по принципу «поймал - отпусти» разрешена. Неужто никто не хочет поймать кумжину, сига и арктического гольца? Шведы ведь рыбалку уважают. Ещё запомнилась речка, текущая вдоль дороги, каскады, стекающие со скал и группы альпинистов и горников, уходящих с дороги по направлению к горам. И да, гамбургер с олениной в ларьке рядом с супермаркетом был вкусный, но безбожно дорогой. И вообще, оленине можно найти лучшее применение - как краевед говорю.

А теперь фотографии.



Озеро Турнетреск, каким оно было на обратном пути.



Озеро Турнетреск с воды (покрадено в интернете). Оказывается, лодки на нём всё же бывают.



Место, на которое мы хотели спуститься, но не нашли тропы. А она есть, как тот самый сусли. (покрадено в интернете).



Лена Шабашова на фоне озера.



Слева направо: Павел Петров, Лена Шабашова, я, Сергей Зубков (Леонидыч).



Озеро Турнетреск и горы на его противоположном берегу.



Мы с Павлом на фоне озера.



Слева направо: Павел, Лена и Алексей (Док) Шабашовы, ваш покорный слуга.





Парковка у озера. Особенно хороши шорты Леонидыча.

Обратили внимание на наши походные моды? И это только один модный тренд, которым мы обогатили отсталых скандинавов. В Норвегии мы устроили мастер-класс не только в смысле одежды :-)))



Речка.



Леонидыч фотографирует.



Совершенно форелевая речка.



Вне всякого сомнения!



Вот за этот камушек я бы забросил.



И порожек обкидал бы весь.



Увы, но каскады, льющиеся с гор запечатлеть не получилось. Глаз их видел, а объектив - нет.



Дорога в Норвегию.















Пограничный туннель.

И на этом пока всё. До встречи в Норвегии.

Предыдущие части:

Часть I Глава I, Часть I Глава II, Часть I Глава III

Норвегия 2018, Швеция, Звэри, Путешествия

Previous post Next post
Up