Посвящается
Доку.
Глава III. Швеция: телепортатор и Чёртова старая мельница, Йоулупуккины дети и прочие достопримечательности одного маленького королевства.
Итак, шины прошуршали по асфальту и я впервые в жизни оказался на территории всамделишнего королевства.
Дорога от финской границы до Мельницы.
Полномасштабная карта, традиционно,
здесь.
На берегу, слева от дороги, нас встретил шведский КПП, больше похожий на пивнуху-стекляшку. Выглядел форпост Королевства Трёх Корон поганенько: шлагбаумы подняты, окна повыбиты внутри насрано на стенах граффити, флагшток без флага. А справа торчало натуральное сельпо, каких полно на просторах нашей необъятной.
Сельпо-стекляшка.
Вот и там было точно такое же, только сохранившее исконную витринную расстекловку и крашенное в столь любимый шведами и финнами бордово-кирпичный цвет. Вот такой -
RAL 020 50 40.
Навигатор мигал направо. Получалось, что поворачивать нам надо аккурат перед сельпо. Мы повернули и... попали в телепортатор. Пикник на обочине, падшая женщина! Сидение резко ушло из-под задницы, крыша хлопнула по темечку, потом гравитация победила, зад воссоединился с сидением, зубы лязгнули - яма, падшая женщина! А за окном-то! Слева кривой заборчик, дальше развалюха, потом домишко получше, поле и в нём гордо ржавеет врастающий в землю трактор, а слева забор и заросли бредняка, и по обочине выписывает кренделя в сиську пьяный пейзанин, оседлавший древнючий велосипед. А на пейзанине опорки, треники с вытянутыми коленками, голый торс и кепка. И тут, Великий Русский Путешественник, пилотировавший Каравеллу, въехал в следующую яму.
- Кимрская трасса! - выдохнул хором весь экипаж Каравеллы (в то время трасса между Тверью и Кимрами походила на танкодром). Особо доставил факт того, что Док и Великий Русский Путешественник вели милую беседу о том, как в этих ваших Эуропах всё аккуратно и благоустроено, не то, что дома. Я неприлично заржал, но прикусил язык - мы поймали 3-ю яму .
- Добро пожаловать в Шведскую Лапландию, - задумчиво произнесла Лена.
- Лапланы! - Док вложил в термин максимум презрения. - Ямы заделать не могли.
- Это аномальная зона, - заявил я на серьёзных щах. - Нас телепортировало в Рождествено.
- Там сельпо другое, - со столь же нарочито серьёзным выражением лица отозвалась Лена.
Великий Русский Путешественник не сказал ничего - он был занят лавировкой.
Подобные ассоциации возникли не у нас одних. Слово Павлу Валерьевичу:
«Контрабандисты! Сталин дал приказ!» или «Караул устал!»
Перемахнув колонной мост через разделяющую Финляндию и Швецию реку, по левую руку по ходу движения обнаружили заколоченный погранпереход с таможенным постом. Скворечник, конечно, побольше размером, чем стационарные посты ГАИ, иногда встречающиеся до сих пор на дорогах Родины, но вид строения был максимально непрезентабельный: битые стёкла, порванная сетка. В общем, всё как всегда и везде, с брошенными строениями...
За мостом начинался уже шведский населённый пункт и рация прокричала - «Поворачиваем направо».
Сказано - сделано. Колонна ушла на перекрёстке на право и спустя пару минут одновременно, как потом выяснилось, во всех 3-х машинах народ заорал: «Кимрская трасса!». И было от чего! За прошедшие 2 ходовых дня мы уже как-то отвыкли от мысли, что на асфальте могут быть ямы. Ан нет! Вот тут, на самой окраине Шведского Королевства нам и напомнили, что «Сказка сказкой, но расслабляться не следует!». Покрутив рулями и проскочив мимо наиболее неприятных «навигационных опасностей» вышли на простор и притопили...
День потихоньку клонился к вечеру. Несмотря на «лютый Север», потихоньку начинало смеркаться. Шедшая сначала вдоль пограничной реки, а потом слегка принявшая влево, дорога полностью оправдывала характеристику «жопа мира».
Трафика не было "от слова совсем". В остающихся позади хуторах и мелких населённых пунктах народ также отсутствовали и только собаки провожали нашу колонну удивлённым взглядами.
Шли довольно долго, развлекаясь беседами по рации. Вообще, наличие радиостанций в машинах оказалось весьма и весьма полезно. И действия согласовать можно, и руководить движением из головной машины да и музыку послушать. С музыкой получилось вообще забавно.
В числе прочих музыкальных композиций, у меня на флешке присутствовали:
1. Марш авиаторов
2. Марш артиллеристов
3. Марш танкистов
Проигрыватель, исправно перебирая треки на диске, наткнулся на эти произведения. а Ваш покорный слуга не поленился зажать тангету рации на передачу. И в эфир, на общих частотах, в глубинах Шведского Королевства, понеслись музыка и слова песен, с которыми наши предки форсировали в Великую Отечественную войну ту самую пограничную речку, вдоль которой мы ехали
Хотел бы я увидеть глаза финского или шведского радиолюбителя из тех мест, который в наушниках, на гражданском диапазоне, внезапно для себя услышал марши Красной Армии!».
Павел Валерьевич, слегка путает - здесь, в нижнем течении, реку Торнийокки наши войска форсировали крайний раз в 1809 году. А немцев в 1944-ом топили в самых её верховьях, когда войска Северного фронта рвались к Финмаркену, но в главном-то он прав! ©
Вообще, Шведская Лапландия отличалась от Финляндии и Норвегии в худшую сторону: и дороги хреновенькие, и мусор на обочинах, и домишки вдоль дороги поплоше, да и встречались они пореже.
Но вот пришло время перетоптаться. Мы остановились на берегу речки. Док солидно вынес своё тело из машины и уставился на щит с названием реки.
Тот самый знак.
Остальные подошли ближе и тоже принялись рассматривать знак. Кто-то попробовал прочитать. Потом ещё. Попробовали все и у всех получилось по-разному.
- Какой прекрасный язык! - резюмировал Док.
Мы кивнули и отправились любоваться речкой.
А дальше нас ждало как бы не главное приключение в Швеции - мельница.
Но не сразу. Пока, налюбовавшись речкой, мы поскакали дальше по совсем уж глухим местам. Хутора куда-то исчезли. Зато асфальт стал лучше - дорога явно находилась в процессе реконструкции. За окном мелькали делянки свежих рубок. И вот, среди всего этого случилось ОНО.
Но слово Павлу Валерьевичу:
«А тем временем, дорога начала приобретать отчётливые следы текущего ремонта или реконструкции. Отрытые дренажные канавы, установленные новые опоры линий электропередачи (все деревянные), взорванные и отсыпанные скальники и свежеуложенный асфальт. Хутора совсем пропали, только кое-где возникали площадки для складирования стройматериалов и стоянки дорожной техники ...
Уже началось смеркаться и в воздухе запахло Финляндией.... Стоять на песке у трассы - замучаешься потом песок отовсюду вытряхивать и тут слева от дороги возник указатель характерного коричневого цвета, сообщающий о наличии местной достопримечательности. Что там старая мельница определил Денис Евгеньевич, поскольку местное наречие указателя не очень отличалось от известного ему диалекта вероятного противника.
Как обычно, посовещавшись, решили, что "от добра добра не ищут" и свернули с трассы на лесную грунтовку, которая вывела нас, метров через 200, в очередную СКАЗКУ».
Сказкой этой оказалась та самая Мельница.
Снова рассказывает Павел Валерьевич:
«Сказка представляла из себя:
1. Достаточно просторную поляну на берегу сравнительно большого болота
2. Стоящий в сторонке туалет типа "сортир" на 2 посадочных места, но с индивидуальными кабинками. Судя по мощности заведения, гадить туда предполагали активно.
3. Бревенчатое строение водяной мельницы и полуразвалившаяся пилорама
4. КОСТРОВИЩЕ с лавочками.
Последнее решило ВСЁ!»
Но это, видимо, смотря для кого. Великий Русский Путешественник, не успев покинуть автомобиль, с видом британского лорда отправился в заведение под кодовым наименованием «Мэ» и «Жо», а вернувшись оттуда заявил:
- Замечательный сортир гравитационного типа! Остаёмся здесь!
Спорить никто не стал..
Поляна у мельницы. Справ из-за дерева выглядывает тот самый "сортир гравитационного типа".
Мельница.
мельница и мостик над мельничным каналом.
Вид от мельницы на наш лагерь.
Пилорама.
А вот бьеф - тут стояло колесо.
Мы у костра.
Это был первый настоящий походный вечер. С костром, песнями и разговорами. Всё же без костра поход не поход. Есть в живом огне нечто первобытное, затрагивающее самое глубокое человеческое нутро.
Да и пахнуть от нас, наконец-то, начало как положено - костром.
А ещё Антон взял гитару. Не помню, что он пел, а видео этого момента не сохранило - то ли Феллини стало лень, то ли заслушался... И потому вставляю песню в исполнении Антона, что стала его визитной карточкой.
Click to view
За ночью настало утро. Как всегда, шишки, закопавшиеся в землю при приближении палатки, ночью выкопались и принялись подло впиваться в бока, но лично мне это не помешало. Проснувшийся коллектив стремительно тупил, предавался лени, неге и промышленному туризму.
- Турист не должен забывать о гигиене! - во всеуслышание заявил Док и залез в змеящийся по ложбине меж берёзок ручей. Целиком.
Ручей
Он же.
Я тоже решил последовать примеру нашего адмирала (для ясности: Володя Васильев - Адмирал, это почётное звание, а Док в этом походе - адмирал, что есть должность).
Ручеёк, согласитесь, стоил того, чтобы им полюбоваться. Хотя, болотце, из которого он тёк, выглядело, на мой взгляд, живописнее.
Со вкусом побрившись, всласть отполировав бивни и налюбовавшись природой, я решил ознакомиться с внутренностями мельницы. Там оказалось интересно.
Помимо механизмов, восхитила наскальная живопись на всех языках, кроме русского. Я почувствовал себя антропологом, археологом и лингвистом одновременно и принялся за исследования. По моим наблюдениям, самая ранняя из датированных надписей, относилась к 1963 году, но этот вопрос нуждается в дополнительном изучении. Мои исследования прервал звук ложки, колотящей по миске - звали к еде.
После завтрака отряд «Стремительный» продолжил стремительно разлагаться. Наконец, подгоняемые пинками Дока, мы всё же свернули лагерь, погрузились в машины и покатили дальше.
Слово Павлу Валерьевичу:
«Утро красит нежным цветом... Просто - КРАСИТ!
Утро началось с традиционного выползания из палаток и разминания членов... Наша палатка стояла возле здоровенной сосны и, как мы не старались перед её установкой разгрести шишки и палки, часть их всё равно осталась. Отдых, таким образом, получился совмещённым с массажем. Ну да нам не привыкать. «Где упал - там и дом. Как проснулся - так и утро!»
Обычно на третий день похода быт как-то налаживается и нынешний поход не стал исключением. Дежурные занялись костровищем и завтраком. Остальные отправились по интересам: утренний моцион, осмотр достопримечательностей, «ператрахивание» вещей в рюкзаках. Как исстари заведено в отряде «Стремительный», лагерь никто сворачивать не торопился!
Что до мельницы - врезалось в память наблюдение - стены внутри исписаны фразами типа «Здесь был Вася» на множестве наречий так плотно, что места не осталось. И при этом - на русском ничего! Не Париж! А так, местечко познавательное - практически в полной сохранности механизмы (деревянные), водоподводящий деревянный жёлоб (слегка прогнивший), пилорама (практически утрачена, но оценить масштабы конструкции можно).
Дежурные «простучали в миску». За завтраком Адмирал объявил план на день, из которого следовало, что нас уже заждались в Тролльфьорде и если мы туда не поспеем, то живые позавидуют мёртвым! После такого напутствия и дружеских пинков, народ резво разбежался с достоинством направился сворачивать лагерь и грузиться по машинам. Не прошло и часа как колонна устремилась по лесному проселку к трассе.
Отряд «не ударил в грязь лицом» и остался верен завету «поспешай не торопясь»!»
Впереди нас ожидала природа в своих многогранных проявлениях.
Предыдущие части:
Часть I Глава I,
Часть I Глава II.