Посвящается
Доку.
Глава II. По Финляндии.
Отъехали мы от границы недалеко - до первой достаточно просторной парковки. Нервы требовали успокоения. Так что припарковались, вылезли и курящие нервно закурили.
Окончание нервного перекура.
Велодорожка рядом с парковкой, на которой мы остановились после перехода границы.
- Кузьмич, ты что, финский знаешь? - нервно затягиваясь спросил у Дока Леонидыч.
Сцену из Особенностей национальной охоты помнили все. Грохнул истерический хохот - напряжение нашло выход. Ржали до слёз. Проржались. Ещё раз подивились внезапно свалившемуся приключению и поскакали дальше - надо было найти ещё место для ночёвки.
Наш путь по Финляндии и Швеции.
Целиком карта
здесь. А за окном мелькали заграничные пейзажи.
Финская пастораль.
Ещё одна.
Хоть похоже на Россию, только всё же не Россия. Специально вставил эту смазанную фотографию.
Снова пасторали.
И вилась серой лентой дорога.
Дорога.
Кстати, о серой ленте дороги. Самое время дать слово Павлу Валерьевичу: «На границе тучи ходят хмуро... Ну, собственно, не тучи - денёк выдался погожий, но уж очень длинный, поэтому к вечеру определенная усталость накопилась. В общем, светофор зажегся зелёным, ворота открылись и финский асфальт лег под колеса. Дорога напоминала улочку в загородном котеджном поселке, разве что домики стояли пореже, а зелёных насаждений побольше. Колонна шла вперёд. Экипажи изредка перекрикавались по рации. Было понятно, что, несмотря на скорые сумерки, идти нам ещё - как тому котелочку, что из меди сделан...
Первой шла Каравелла, за ней Антонов Форд. Ховер замыкал колонну. Покрутившись часа 3 по дорогам и пару раз остановившись "на посовещаться/перекурить" было принято решение искать место для ночлега. Надо сказать, что, несмотря на обилие лесов и озер, найти хотя бы какое нибудь место для установки палатки в Финке просто не реально. Дошло до того, что обсуждалась возможность встать на придорожной стоянке, но отказались по причине того, что колышки в асфальт тяжело втыкать! Посовещавшись двинулись искать подходы к ближайшему озеру. Объехали его колонной - вааще голяк. Метра свободного нет. Уже в темноте углядели ведущий в сторону озера съезд с проселка. Заросший как "незнамо что". Рискнули и не прогадали! Картина маслом - на берегу озера стоит домик-бытовка. Деревянный, но традиционно кирпичного цвета, с верандочкой. Кругом лес и НИКОГО! Причём никого уже года два как минимум».
Мы незаконно вторглись в частное владение.
Как любит говорить один широко известный в узких кругах автор-исполнитель: «Это факт? Нет, это не факт! Это больше, чем факт - так оно и было на самом деле!»
Заброшенная финская дача.
Признаться, нам уже было всё равно - отыщется хозяин этой недвижимости или нет, шоб он, таки, был здоров. Хотелось только упасть и уснуть. В организме болело даже то, о существовании чего я до того момента не подозревал. А казалось бы с чего - сидел от самой Твери на афедроне ровно, даже рулём не рулил и педалем не педалировал. Но пришлось ставить палатки и готовить хоть что-нибудь пожрать, а то кишка кишке била по башке со всей пролетарской ненавистью. Тем и занялись.
Ставим в ночи палатки на временно оккупированной финской территории. :-)))
Док чуть не наощупь помудрил с вентилями баллона и плиты и, о чудо, над конфорками вспыхнуло голубое газовое пламя, слава Газпрому! Потянуло истинно кошерной походной едой - макаронами с тушняком. Спящие на ходу организмы потянулись с мисками на раздачу, получили пайку, хряпнули по маленькой (даже жахнули шёпотом), слопали макароны, расползлись по палаткам, и громкий храп огласил тихие берега мирного финского озера.
Мирное финское озеро.
Павел Валерьевич увидел это так: «В общем - нам попёрло! По темнякам разгрузились, разложились, сготовились ужином, тяпнули с устатку и отбились. Сил барагозить уже ни у кого не было».
"Ужин при свечах" на оккупированной даче. Было около 03:00 по Москве.
На удивление, проснулись мы рано. При свете дня озеро оказалось ещё лучше.
Озеро при свете дня. Лебедей, к сожалению, не сфотографировали - прощёлкали клювом.
Роскошный пирс на озере.
Готовимся к купанию.
Искупались в озере - ляпота! Завтрак после купания тоже на ура зашёл. В прочем, в походе всё хорошо заходит. Но слово Павлу Валерьевичу: «А на утро - было УТРО!
Вылезши из палаток обомлели. Причём все. Неописуемой красоты озеро с лебедями на водной глади. Немного в стороне причал с трапом для спуска в воду. Чистейшая вода приятной температуры. Освежив водными процедурами организмы и укрепив их же легким завтраком, погрузились и покинули так удачно подвернувшуюся дачку. Безусловно, наведя за собой порядок!».
Собираемся, ликвидируем последствия своего пребывания, а доктор Антон услаждает нас песнями собственного сочинения.
Убрались, погрузились и поехали. На трассу вышли след в след и понеслись навстречу дальнейшим приключениям. Мы не были в Финляндии ещё и полусуток, а за нами уже числился провоз контрабанды и незаконное проникновение в частное владение. Русская мафия да и только! Ничего, это было только начало...
Но слово Павлу Валерьевичу: «А дорога серою летною вьётся ...
Вывернув с просёлка на трассу и выстроившись в колонну в прежнем порядке, перекликнулись по рации и понеслись навстречу приключениям. Дорога выдалась прямая, трафик не плотный, скоростной режим приятный, так что удавалось и по сторонам глазеть и вести светские беседы. По обоим бортам пролетали сельхозугодья, скатанное в валки и упакованное в полиэтилен сено, временами наблюдались небольшие стада коров, а также кое какие населённые пункты. В один из таких посёлочков мы и завернули с целью посещения местных достопримечательностей, а именно сельпо. Ничё такой магазинчик оказался...
Вообще, надо сказать, что с момента начала любого путешествия или похода, цены на маршруте, как и связанные с ними деньги, из величин абсолютных магически превращаются в абсолютно абстрактные сущности .... Лучше всего, на мой взгляд, это логику этого преобразования описал Джек Лондон фразой: «Не стой за ценой, коли вещь тебе нравится. И все равно, чем платить - долларами или собственной шкурой». Понятие «дорого/дешёво» исчезает, как класс, и решение принимается по принципу «нужно/нафиг». Пиво в сельпо однозначно подпадало под категорию «нужно», поэтому было взято в соответствующем, а именно «нужном» количестве.
Безусловно, в этом населённом пункте, наверное, было что-то и ещё интересное - Док что-то говорил по горнолыжный курорт и всяческие зимние развлекухи, но на календаре было лето, до зимы далеко, а цель путешествия сама не приблизится. Поэтому рванули дальше...
Постепенно освоившись в «этих самых заграницах» ухитрялись идти колонной даже в довольно плотном трафике, хотя иногда попадавшиеся «летучие финны» и пытались «делать голову». Надо сказать, что при всей строгости тамошних ПДД, есть там и довольно положительные моменты, редко встречающиеся на наших бескрайних просторах. А именно - радары с показателями скоростей. И, надо отдать должное, перед радаром ОБЯЗАТЕЛЬНО стоит знак, предупреждающий о его присутствии, Причём не рядом, а весьма загодя. Это приятно. Такую же картину я потом и Чехии наблюдал, что здорово помогло мне и тех дорогах тоже».
Кстати, о дорогах. Типичная финская дорога выглядит так.
Типичная финская дорога.
Ещё одна, но севернее
Финский же аналог федеральной трассы имеет вот такой вид.
Финская "федеральная трасса" с дрона. Взято на просторах интернета.
Ещё одна фотография. Теперь из кабины.
Но не столько примечательны дороги - дорог мы не видели, сколько встречающиеся на них объекты. И если и 5 лет назад наши трассы были уже вполне ничего, а сейчас, в большинстве своём, по качеству вплотную приблизились к финским, то показанного ниже объекта я у нас пока не встречал.
Путепровод для зверей.
У нас их обычно проходы для зверей делают под дорогой, а тут поди ж ты.
Кстати, как инженер-строитель, я был просто поражён, когда увидел как финны возводят монолитные конструкции.
Финны строят развязку.
Ничего необычного не замечаете? А я, таки, да - много лет уже не видел у нас деревянной опалубки - везде инвентарная металлическая, а тут поди ж ты...
Кстати, по дороге мы с интересом наблюдали как финны ведут своё лесное хозяйство. Время от времени на специальные площадки у обочины дороги выползали трелёвочные тракторёшки, которые мы обзывали то «Тыр-тыр Митя», то «Танк на одной гусенице», то «Бешенный мотоблок» и вытаскивал одно, редко два бревна. В Финляндии выбирают только спелый лес, оставляя молодые деревья расти дальше. И делают это, надо сказать, максимально щадящим способом, для чего понаделали уйму минитехники. Больше мы такого нигде не видели - и в Швеции, и в Норвегии валят, как у нас - делянками. Стоило бы поучиться у финнов, как мне кажется.
Но слово Павлу Валерьевичу: «Ближе к обеду баки в машинах подъелись, а по плану маршрута нам сегодня ещё предстояли самые настоящие задворки самого настоящего Королевства. Поэтому зашли на АЗС возле какого-то здоровенного торгового центра. Надо сказать, что прошлый раз заправлялись перед самой границей, около пропускного пункта Вяртсила. Ваш покорный слуга испытал культурный шок от отсутствия 92-го бензина. Дизель, 95 и 98! Ну что делать? Залил в Ховер 95-ый, благо производитель не запрещает ... Каравелла - та на дизеле ходит, а Фьюжену - 95-ый доктор прописал! Залили под горловины, размяли конечности и полетели дальше. Благо, следующая остановка у нас была там где и положено ей быть - на пересечении Полярного круга!»
Кстати о «летающих финнах», трафике и прочей дорожной ситуации. В потоке и на парковках нередко встречались вот такие пепелацы, причём, в количествах.
Мало того - встречались и вот такие!
Специально в Ионэсуу вылезли сфотографировать.
Не все запечатлеть удалось - из машины не очень пофотографируешь, но авианосцев-кадиллаков 50-60-70-х на дорогах хватало, как и олдсмобилей попроще. Создавалось впечатление, что в Финляндии национальный день/неделя исторических автомобилей. А, может, оно так и было?
Ещё один "кадди". Фото из интернета, но и такой мы видели.
Хватало и таких. Фото из интернета.
И даже таких. Тоже покрадено в инете.
Словом, горячие финские парни и девицы в возрасте от 80 до 80 отрывались в стиле «Sex & Drugs & Rock & Roll», пользуясь хорошей погодой. Как там в старом анекдоте: «Что дэлать будэм с товарищем Чэрняховским? Завыдовать будэм товарищу Чэрняховскому!»
Встречались, кстати на финских дорогах и мотоциклисты всех мастей. В количествах.
Мотоциклисты на финской дороге.
Правда, в Швеции и Норвегии их было ещё больше, а вот исторических автомобилей - куда меньше.
Ну а мы стремились к Северному полярному кругу. Проехали Оулу, где Росатом собирался строить Финнам АЭС, да финны включили заднюю. Ну и пусть гребутся дальше с французами - те им станцию Олкилуото уже лет 30 строят, смету в 9 раз превысили и конца не видно. Ну а мы увидели Балтийское море.
Таким мы увидели Ботнический залив на очередном перетопе-перекуре.
И поскакали вдоль него к городку Торнио, стоящему на пограничной реки Торнийокки (Торнио).
Море вдоль трассы Е8 усыпано шхерами и выглядит, обычно, как-то так.
Доехали до Торнио и повернули вдоль реки на север, где между посёлками Эверторнео и Туртола и пролегал Северный Полярный круг. Вроде, и пересекали мы его без счёту раз к тому моменту, а всё равно было интересно. Да и пограничная река настраивала на какой-то лирический лад - красивая речка, что ни говори.
Пограничная река Торнийокки. На том берегу Швеция. Если присмотреться, то можно увидеть Ольгу, любующуюся пейзажем.
А вот и Антон с верным фотоаппаратом осматривает реку.
Хотя, кого на лирический, а кого и на вполне практический. Не успели мы остановиться возле Полярного круга, как Леонидыч ломанулся куда? Правильно - на реку. На перекате ходила кумжа. Как же у Леонидыча чесались руки...
Главрыб высматривает рыб.
Продолжает.
Река.
Кстати, руки и у меня чесались. И у Дока тоже. Да ещё местные ловили кумжу с берега и с лодок. А у нас снасти для моря и лицензия йок. Тогда ещё не появился знаменитый мем «Вы продаёте рыбов? Нет, только показываю. Красивое...», но мы очень сильно напоминали тех самых котов.
Тот самый мем.
Ну а мы отловили Леонидыча, применив насилие, увели его от реки и отправились ставить псису в почтовое отделение расположенное на самом Полярном круге, если не врут, конечно.
Бродяги на Северном Полярном круге. Я - южнее.
Павел Валерьевич обнимает столб с розеткой. Отвыкли уже...
А фон у розетки очень даже ничего...
В том деревянном здании, столь любимого финнами, шведами и советскими железнодорожниками цвета, на фоне которого мы фотографировалиь, размещается магазин сувениров и почтовое отделение, из которого можно отправить письмо или открытку, марки на которых будут погашены специальным штемпелем, удостоверяющим пересечение вами Северного Полярного круга и посещение Финской Лапландии.
Не так далеко и тоже на Полярном круге в городке Рованиеми обитает Йоулопукки, он же Санта Клаус, он же Изя Шнипельзон, но мы туда не поехали - что нам в этом старикашке в красных штанишках, гадящем в каминные трубы? То ли дело исконно-посконно-православный Дед Мороз из Великого Устюга! Собственно, у Дока с Великим Русским Путешественником по этому поводу состоялась дискуссия и аргументы Дока в своём вольном изложении я только что привёл. На счёт дрянного старикашки, гадящего в трубу, там точно было.
Ну, отметились, сфотографировались, купили по магнитику, Антон отправил домой открытку и собрались уже было ехать, как Форд доложил по рации, что не готов.
Курящие опять вылезли и нервно закурили - поиски ночлега были ещё очень свежи в памяти, а нам это предстояло, только в Швеции. И тучи начали наползать, как бы намекая на... Наконец, Ольга показалась из магазина. В новенькой шляпке. Оказывается, она её выбирала. Мужская часть коллектива начала раздражённо сопеть.
- Шапочку купила, - заявила вдруг Лена. - Настоящая девочка. Так и надо!
Прокатился смешок. На том ситуация и разрешилась и мы покатили в Муонио, где находился мост и погранпереход, куда спустя некоторое время благополучно прибыли. И тучи разошлись, едва мы въехали в городок.
Знак на въезде в провинцию Лапландия и муниципалитет Муонио
Вид с дрона на реку Торнийокки и отель на её берегу, которым и славен городок Муонио. Покрадено в интернете.
Кирха в Муонио. Весьма приятственная.
Рафты на берегу Торнийокки. Рафты, Карл! Что на такой речке делать на этик галошах?
И вот уже шины шуршат по мосту - нас ждёт следующая страна.
Предыдущие части:
Часть I Глава I