Вера Чаплина. Времена года

Sep 09, 2021 10:00

1 часть: Январь
2 часть: Февраль
3 часть: Март
4 часть: Апрель
5 часть: Май
6 часть: Июнь
7 часть: Июль
8 часть: Август

Часть 9. Сентябрь

В этих набросках речь идет о конце августа - начале сентября 1966 года.
Весной Марина закончила 1-й класс, и к началу следующего учебного года, по заданию учительницы, ей надо было принести в школу какое-нибудь растение, над которым она потрудилась летом.
Подразумевались, вероятно, какие-нибудь цветы для классной дамы, но Марина тогда была еще не очень догадливая девочка и решила вырастить на даче подсолнух, чтобы удивить и угостить своих школьных приятелей.



«Трудная задача.
Марина посадило семечко, и из него вырос подсолнух. Все лето она берегла его, рыхлила землю и старательно поливала водой из своей маленькой лейки.
Подсолнух рос хорошо. С каждым днем он становился все выше и выше. А к концу лета стал такой высокий, что [даже] если Марина становилась на скамейку, не могла дотянуться до верхушки. Ствол у подсолнуха был толстый, как у молодого деревца, а листья широкие, словно лопухи.
А какая огромная и красивая была у него шапка! Такая желтая, такая яркая, будто в нашем саду распустилось солнце. Мы любовались подсолнухом, а Марина...

[эти кусочки писательских набросков достались нам, как будто из игры «Собери рассказ сам»; вот я и собираю, как могу...]



Наступила осень. Дни становились все короче и короче. Листья падали с деревьев и будто разноцветные бабочки летали в воздухе, а потом опускались и приятно шуршали под ногами.
На полях громко кричали грачи. Они уже собрались в стаи и готовились улететь в теплые края.
В саду вкусно пахло спелыми яблоками, прелой листвой. Созрел и подсолнух, он стоял на толстой ножке.
Тинькали синички. Они прилетели сюда из леса, хлопотливо прыгали по сучкам деревьев, залезали в каждую щелочку, в каждую складку коры, что-то доставая своим тонким клювом...

(РГАЛИ, ф. 3460)





Сначала подсолнух стоял прямо и голову держал прямо, а как стали семечки наливаться, он склонялся все ниже, ниже.
Скоро семечки совсем налились, и мы его срезали. Весь день любовались подсолнухом, а вечером Марина положила подсолнух около своей кровати на подоконник.
Утром она проснулась оттого, что кто-то стучал в окно.
Марина посмотрела в окно, но там никого не было.
- Наверное, бабушка меня будит, - подумала Марина, но вместо того, чтобы встать, она легла опять. Уж очень вставать не хотелось.
Тут опять стук. Приоткрыла Марина глаза, смотрит, а это синичка клювом по стеклу стучит, да так настойчиво. Как раз в то место, где подсолнух лежит.
Сразу догадалась Марина, что синичка подсолнух достать хочет. Жаль подсолнух Марине и синичку жаль. Отломала она маленький кусочек, обвязала тряпочкой [ленточкой] и за форточку повесила.
Сначала синичка испугалась, в сторону отлетела, а потом обрадовалась такому угощению, застрекотала, запрыгала, наверное, своих подружек созвала...





...откуда ни возьмись еще несколько синичек прилетели. Всё ближе к лакомому кусочку, всё ближе. Потом самая храбрая подлетела, семечку выдернула. Села на сучок и стала клевать, а за ней другая, третья... А как стало смеркаться, так и улетели.
На следующий день Марину опять разбудил стук в окно. Опять прилетела синичка, и пришлось еще отломить кусочек. Думала, на день его хватит, глядь, поползень еще прилетел. Мигом синичек разогнал, а сам набрал целый клюв семечек, да вместо того, чтобы поесть, отлетел в сторону, в щелку дерева спрятал и снова вернулся.
Таскает поползень семечки, спешит, прячет, синичек отгоняет. Те тоже не промах: заметили, куда поползень семечки прячет, и выбрали их».

Ну вот, пока я, как поползень, рассказ из кусочков «собирал», Вера Чаплина взяла и всё переделала: вместо Марины какого-то Петю вставила:



Нет, конечно, я понимаю, что писатель сам решает, кто у него будет персонажем. Вера Чаплина не раз так уже поступала, и в «Лесной кормушке» тоже Марину мальчиком Славой заменила.
Но тут, мне конкретно, как садоводу, обидно!.. Внучка вместе с дедом из обыкновенного семечка чудо-подсолнух на даче вырастила - в наших подмосковных краях это далеко не каждому удается.
А бабушка взяла и отдала такой шикарный подсолнух какому-то Петьке-Петуху...



Впрочем, Марина от этого не огорчилась. Ведь Вера Васильевна в «Жаворонке» и в «Хромке» ее оставила. Да и в других бабушкиных рассказах Марина есть: в «Мухтаре», «Как хорошо!», «Розалинде», «Жителях нашего прудика».
Ни подсолнуха для синичек, ни рассказа для Петьки ей не было жалко.



Жаль, что в этот пост цикла «Времена года» нет возможности включить отрывки из писем: именно на сентябрь приходились все отпускные приезды из Южного Йемена и все перерывы в переписке бабушки с внучкой.

Но зато для каждого сентября в нашем с Мариной архиве есть замечательная памятная надпись Веры Васильевны в ее книге:





«Самым моим дорогим Мариночке и Максиму в день вашей годовщины. А желаю вам долгой, долгой и счастливой жизни.
От автора, она же бабушка, которая вас очень любит.
В.Чаплина. 26/IX-91 г.»

Вере Васильевне было уже за восемьдесят, у нее очень дрожали руки, это видно по надписи.
И наши совместные фотографии, которые ей так хотелось сделать, из-за этого все получались не в фокусе. Эта лучшая из всех:



10 часть: Октябрь
11 часть: Ноябрь
12 часть: Декабрь
.

персонажи, семья, `Максим, `Марина, РГАЛИ фонд № 3460, Бутаково, рукописи

Previous post Next post
Up