Вера Чаплина. Времена года

Jul 14, 2021 10:00

1 часть: Январь
2 часть: Февраль
3 часть: Март
4 часть: Апрель
5 часть: Май
6 часть: Июнь

Часть 7. Июль

В один из июльских дней София Петровна, компаньонка Веры Васильевны, привезла к ней на дачу южную виноградную улитку, случайно оказавшуюся в Москве (дело было в начале 1970-х). Улитку надо было чем-то кормить, и София Петровна была уверена, что человек, выходивший столько львят, тигрят, медвежат, легко справится и с этим крошечным существом.
О еде чуть ниже, а сперва об имени этой, вероятно, самой непривычной воспитанницы Чаплиной:





(из рабочей тетради Чаплиной начала 1970-х и черновика ее рассказа «Розалинда», РГАЛИ, ф. 3460; рисунок автора)

А самым любимым блюдом Розалинды оказались сочные свежие огурцы. На даче они еще не поспели, так что ради улитки пришлось Вере Васильевне ехать на рынок:



«Привезла капусту, салат, и главное огурцы. Купила свежие, сочные, только сорванные. Плачу дороже и выбираю. Это всё из-за Розалинды.
Приехав, сразу открываю банку. Розалинда сидит в раковине, прилепившись к стеклу банки. Нет терпения ждать. Я с трудом, но осторожно ее отрываю от стекла, она подбирается и совсем уходит в раковину. Кладу на руку, и вдруг она быстро-быстро вылезает из своего убежища, вытягивает шею, которая становится длинной, словно у жирафа. Я трогаю головку, рожки, глажу шею, и она не уходит. Долго ползает по руке.
Кладу в банку. Съедает очень много огурца. Капусту не тронула...

...Всё было бы хорошо, если бы не общие тревоги за будущее Розалинды - что делать с ней в Москве осенью, не говоря уже о зиме?



[...]




Вера Васильевна и София Петровна на даче в Бутаково. Начало 1980-х

А вот июльские снимки дочери и внучки Веры Васильевны в Бутаково, конца 1960-х:



Людмила Михайлова

и Марина:





Из писем Веры Васильевны - Марине, в Южный Йемен:

08.07.1977:



«Моя дорогая Маринок!
Первый час ночи, но все же хочется еще послать тебе письмецо с нашими последними новостями, а то вдруг задержитесь* и писем от нас нет и будет скучно. Так что на всякий случай пишу.
Вот уже два дня, т.е. 6/VII, как я переехала на нашу маленькую дачу. Перевезла меня с Радой Галина Влад.* День был чудесный - без дождя и без жары, которую я переношу с большим трудом.
У нас уже пошла малина. Я ее в этом году удобрила и хорошо обработала, а если прибавить благоприятную погоду - урожай малины редкий. Мы в один миг набрали небольшую кастрюлю ягод, и я их засахарила. Собирала (висят ягоды гроздьями) малину и вспоминала тебя с Володей, вот бы полакомились!
Но боюсь, что к августу** уже малины не останется. Впрочем, к тому времени поспеет белая малина и крыжовник.
Синички из гнезда вылетели. С одним птенчиком случилась беда. Он свалился в ведро с водой. Спасла его Рада, очевидно он трепыхался в воде, привлек ее внимание, и она прибежала ко мне, скулила и звала за собой. Я пошла за Радой, и она меня привела к ведру. Птенца я вынула и посадила на дерево. Теперь следим, чтобы его накормили родители...»

* Марине с мужем в августе предстоит отпуск, и они прилетят в Москву
** Галина Владимировна Архангельская, вдова писателя-натуралиста В.В.Архангельского, соседка Веры Васильевны по ЖСК «Советский писатель»

из письма Людмилы Михайловой - Марине от 05.07.1979:
«...Мися* живет сейчас у нас в Москве, т. к. у нее из-за погоды (менялось резко давление) стала кружиться голова и мы с папой не рискнули ее оставить на даче. После короткой схватки, усадили ее с Радой в машину и увезли. Вызвали врача, и вот Мися сейчас потихоньку уже моет посуду. Но на всякий случай подержим ее еще в Москве, да и погода неважная +15 и пасмурно, часто моросит дождь, так что маму туда и не тянет...»

* домашнее имя Веры Васильевны для Люды и Марины

18.07.1979:



«...Сама я пока еще в Москве. Занимаюсь доработкой книги, которая уже отдана художнику, и готовлю еду. 19/VII уеду на участок и пробуду там уже до вашего приезда.
В этом году, кроме небольшого количества ягод на участке ничего нет, а на рынке всё безумно дорого. После дождей появились грибы, а на участке София Петр. сорвала уже первые шампиньоны и подберезовики. В лесу есть белые. Папа тоже взял отпуск на 20 дней, но поехать никуда не может из-за диссертации...»

1980:
«3/VII
Солнышко мое самое, самое дорогое!
Так ждем и считаем деньки, которые приближают ваш приезд домой. Ну, а мама с папой только и думают, что купить и чем накормить своих детишек.
Черной смородины и малины мы ждем в этом году много, и так хочется, чтобы вы приехали и еще застали ягоды.
В Москве я теперь бывать почти не буду, т. к. София Петр. теперь будет ездить за продуктами сама, а меня она не пускает.
Погода сейчас стоит переменная, то солнце, то дождь, но хорошо и тепло. Зелень, как никогда роскошная и масса цветов, т. что на участке так хорошо и красиво, что не хочется уезжать. Да и домик Соф. Петр. покрасила [в прошлом году], и он стоит как новый. Плохой только забор, но это быть может, когда все соберутся, то и починим...»



«17/VII-80 г. Мое дорогое и любимое Солнышко!
Вот уже две недели, как я безвыездно живу на участке, не ездила в Москву и не писала тебе писем.
Все это время нас буквально залило дождями. Дождь идет день и ночь, а участок напоминает болото, в котором утопают ноги. Завтра надо обязательно ехать в Москву, вот и решила написать письмо и завтра послать его тебе.
...Живем ожиданием вашего приезда. Мама мне сказала, как вам сейчас тяжело там живется, да еще в такую жару, и хочется, чтобы вы скорее приехали* и хоть отдохнули и поправились.
Теперь, в такие дожди, даже не знаешь, как будет обстоять дело с малиной, боимся, что сгниет, как это получилось с клубникой.
Малины количество небывалое, но слишком большое количество воды может погубить ягоды. Черной смородины тоже много, есть и яблоки.
Однако, некоторые яблони у нас погибли**. Жаль, что нет теперь антоновки.
...Чувствую я себя пока хорошо, но сказать к моему стыду, совсем не пишу. Что-то ничего умного не лезет в голову. Весь день копаемся и что-то делаем с Соф. Петр. на участке или смотрим телевизор. Отвезли на участок свой новый и видимость очень хорошая...»

* Марина с мужем вернутся из Йемена в конце августа
** в рекордные морозы прошедшей зимы

И еще одна дачная июльская фотография, 1989 года, - Вера Васильевна с Мариной:



8 часть: Август
9 часть: Сентябрь
10 часть: Октябрь
11 часть: Ноябрь
12 часть: Декабрь
.

*Розалинда, `Люда (Л.А.Михайлова), `Фомина С.П., РГАЛИ фонд № 3460, рукописи, персонажи, *Рада, семья, письма Веры Чаплиной, `Марина, Бутаково, `Трофименков В.Ф.

Previous post Next post
Up