Вера Чаплина. Времена года

Dec 14, 2021 10:00

1 часть: Январь
2 часть: Февраль
3 часть: Март
4 часть: Апрель
5 часть: Май
6 часть: Июнь
7 часть: Июль
8 часть: Август
9 часть: Сентябрь
10 часть: Октябрь
11 часть: Ноябрь

Часть 12. Декабрь



Рабочая тетрадь Веры Чаплиной второй половины 1960-х
РГАЛИ, ф.3460

«15/XII [1965 г.]
Холодно и непривычно в лесу. Уже мороз заковал в ледовые оковы реки, землю, а снега все нет и нет.
Идешь словно по мертвому лесу. Под ногами замерзшие мертвые кочки, а голые ветви стучат, будто сухие, и со свистом проносится между ними неугомонный ветер.
Небо мглистое, серое и невольно ёжишься под теплой одеждой. Сиротливо тинькают редкие синички. Видно и им не радостно в такую пору.
Но вот полетели редкие, похожие на белых мух снежинки. Покрутившись, не сразу опускаются на голую, промерзшую землю, словно выглядывая местечко, на которое лучше опуститься.
Но вот они падают чаще, чаще опускаясь на голые ветки, на землю, на торчащие из земли пни, заботливо всё закрывая белым одеялом зимы.
И как-то сразу становится уютней, и ветер перестает свистеть, и идешь по лесу - до чего же красив он. Веселей затинькали синицы.
Идет снег.

Марина долго глядела на эту красоту и сказала на мой вопрос «А что это за красота?»:
- Это зимний лес, а заколдовала его добрая фея, чтобы люди радовались.
---------------------
Выпал снег. Белыми пушистыми хлопьями он лег на деревья, кусты, на каждый самый тоненький прутик и остался лежать там. И деревья, словно призраки, стояли в своем белом пушистом наряде, неярко выделяясь на сером мглистом небе, и было призрачно-красиво и, глядя на опушённые ветки, на их волшебные рисунки - гроты, дворцы и фигуры, любуясь этой необычной тишиной, где даже ветер, казалось, боясь нарушить эту красоту, затих и любовался ею...
И вдруг, словно букет цветов, опустилась стайка красногрудых снегирей на опушенный снегом куст, и будто не было их - улетели.
Упал снежок, другой.
Мелькнули две белочки: казалось, они дополняли собой красоту и сами, любуясь ею, вдруг замелькали между белых сучьев в своей беличьей игре, то ловко перескакивая, то исчезая, то появляясь. Две резвые белочки. Они сразу заполнили жизнью этот зачарованный в своей красоте лес.
[...] То спускаясь с дерева, то стремительно, винтом крутясь по стволу, они взвивались вверх, в погоне друг за другом.
Но вот одна из белочек прыгнула вниз, за ней другая. Они, словно из перины, выглянули из пушистого снега, потянули носом и, видно поймав вкусный запах конфет, прыжками и оставляя на нетронутом снегу глубокие следы, направились к пеньку.
Здесь, привстав на задние лапы, они долго и внимательно оглядывали незнакомый предмет. Потом та, что похрабрей, прыгнула на пень и осторожно, готовая в любую секунду исчезнуть, вытянула из пакета конфету и уже совсем храбро принялась за еду.
Ловко оборвав обертку и съев по одной, они уже совсем смело принялись за другие. И смешно было смотреть на этих забавных зверьков, которые ловко снимали обертки и с удовольствием лакомились столь неожиданным угощением».

И еще немного о белочке - из книги «Родная речь», с которой Марина пошла в 1 класс, в том же 1965 году:



с.93-94
(текст тот же, что и в «Родной речи» 1950 года, оба издания включают 8 познавательных текстов, написанных Верой Чаплиной вместе с Георгием Скребицким, похоже, году в 1949-ом)

Из писем Марине, в Южный Йемен:

1977:
«8/XII Дорогая Маринок!
Наконец-то собралась и села за большое письмо. Правда писать особо нет о чем, так как еще не поправилась [после гипертонического криза] и сижу дома, а какие дома новости! Теперь уже встаю и довольно твердо передвигаюсь по всей квартире, потом немного читаю, немного смотрю телевизор, но поговорить особо не с кем.
...София Петровна* продолжает работать [мойщицей автомобилей на станции скорой помощи] и в пределах возможного бывает у меня. Когда мне было очень плохо, она со своей скорой помощи привезла целую бригаду врачей. Они мне сделали кардиограмму, тут же расшифровали, сделали всё необходимое и сидели до тех пор, пока мне не стало лучше. А бедная Соня так плакала, что врачи ей пригрозили, что отошлют ее обратно. В общем сделала она для меня много.
Завтра С.П. поедет на участок, посмотреть всё ли в порядке и повесит птицам еду, т.к. в предстоящие морозы им потребуется больше еды. После участка, где София П. рассчитывает пробыть немного, она приедет ко мне и будет до самого вечера [...]



[приписка:] Чуть не забыла написать о моем верном друге - Раде. Она все время со мной, и когда я скучаю, она играет с резиновой рыбой, смешно ее бросая во все стороны, и так навострилась, что рыба летает прямо со свистом. Потом еще мы с ней разговариваем. Она очень внимательно на меня смотрит и никогда не возражает, и не перебивает. Рада уже вылиняла и начала обрастать. Скоро будет опять красивая. Она машет вам хвостом, а я ей сказала, что письмо пишу Марине, и она сразу бросилась к дверям и заскулила.
Бабушка».

* София Петровна Фомина, компаньонка Веры Васильевны в 1970-х годах.

«6/XII - 78 г. Солнышко мое дорогое!
Вот уже скоро 10 дней, как вас нет, а мне все не верится и кажется, что вы уехали давно, давно. [Марина с мужем приезжали в отпуск и снова уехали в Аден] Так хочется скорее получить от вас весточку, но знаю, что получим еще не скоро и ждать ее долго.
Ну, ничего не поделаешь.
Мы здесь живем вроде как по-старому. Погода стоит морозная, лежит снег, и зима вошла в свои права. Я с Соф. Петр. за это время была несколько раз на даче. Погода была хорошая и мы отлично провели с ней там время. Натопили печку, разгребали снег. Кормили, вернее наполнили кормушку синицам и отнесли еду для собаки, которая живет у Полины Степановны**. Придется ее кормить, т.к. иначе она погибнет. А так мы сговорились с двумя соседями и будем кормить ее по очереди, так что выйдет на каждого 1 раз в неделю...»
(РГАЛИ, ф.3460)

** Полина Степановна Буракова, соседка, которая жила там и в начале 1990-х (см. «История одного преступления»: https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/112931.html

18.12.1978:
«...Погода сейчас стоит настоящая зимняя. Вот уже два дня минус 27-32. Но несмотря на мороз мы с Софией Петровной поехали на дачу покормить синиц и брошенную собаку, которую кормим все время. Укутались довольно капитально. Приехав, я сразу схватила еду и побежала ее кормить, а София Петровна тем временем насыпала еду синицам. Накормив - сразу отправились домой. Автобус ждали не очень долго, но все же ноги начало прихватывать морозом.
В саду очень красиво. Все деревья и кусты покрыты инеем, а от мороза, словно туманная дымка. Печку топить не стали, т.к. торопились домой...»



«13/XII-79 г. Солнышко мое дорогое!
Сижу на кухне, готовлю Раде кашу, а заодно греюсь, т.к. в комнате всего +16, и я дрожу от холода, хотя одета довольно тепло. На улице сейчас -18 и главное сильный ветер, который зло дует с балкона и холодит квартиру [видимо, слабо топят, да к тому же фрамуга над балконной дверью не очень плотно закрывалась]. Вообще зима в этом году очень неровная, то тает, то мороз и гололед, так что папа*** сейчас машиной не пользуется. Сидит дома и весь день занимается диссертацией...»

*** Валентин Федорович Трофименков



«22/XII [1979] Мое дорогое и любимое солнышко!
Как то вы там живете и как думаете справлять Новый год? Мы решили справлять этот день у меня. И конечно первый бокал выпьем за вас и ваше здоровье.
У меня сейчас новый телевизор «Рекорд 340», это самый последний выпуск, с большим экраном [для Веры Васильевны большим, а на самом деле, средним], черно-белый, т.к. я цветной смотреть совсем не могу и уже после нескольких минут начинает болеть голова. Искали с папой телевизор весь день с 11 - 19 часов. Объездили всю Москву, но везде были лишь цветные, а черно-белый нашли в самом конце дня. Их разгружали при нас, мы подождали и купили телевизор. Теперь я могу смотреть нормальные передачи.
На днях ездила на участок. За мной приехал Слава (новый владелец Бучневской дачи) отвез и привез меня на машине. У нас пока все в порядке, а дачи напротив все обчистили подряд, да еще все побили топором. Их поймали. Полина Степановна приехала кормить собаку, услышала, что у соседей разбивают топором дверь. Догадалась позвонить в милицию [с поста ГАИ, в 100 м от нее]. Приехала машина и погромщиков задержали прямо за «работой». Теперь им будет суд.
Сегодня приехали мама с папой. Посидели, поговорили, а потом я поехала с папой за продуктовым заказом. Заказ получила хороший, и на Новый год у нас будет гусь. Представляешь, как мы были этому рады. Мама чувствует себя хорошо «тьфу, тьфу». На работе у нее все в порядке. Папа сидит над своей диссертацией и кажется решительно ее кончает. Сама я тоже чувствую себя хорошо, но стараюсь никуда не ходить, т.к. в Москве сейчас грипп, а болеть что-то не хочется.
23/XII Погода сегодня у нас замечательная: мягкий морозец, солнце и нет ветра. Я вышла гулять с Радой и просто не хотелось идти домой, так было хорошо на улице. Потом пришла, сразу позвонила папе, чтобы они хоть немного погуляли, пока светит солнце...»
(РГАЛИ, ф.3460)



«27/XII-1969 г.
Солнце ярко-красное, будто шар в небе. Все деревья покрыты пушистым инеем, а снег серебрится так, что больно на него смотреть.
Я прохожу здесь каждый день, и каждый день приносит что-то новое».

(из рабочей тетради Веры Чаплиной 1968-1969 годов)
.

`Люда (Л.А.Михайлова), `Фомина С.П., РГАЛИ фонд № 3460, рукописи, *Рада, семья, письма Веры Чаплиной, `Марина, Бутаково, `Трофименков В.Ф.

Previous post Next post
Up