Закончим рассказ о Южной Эстонии (
в прошлой части осмотрев музей узкоколеек в Лавассаари) у её морских ворот - стоящего на Рижском заливе города с несуразным для русского уха названием. Четвёртый по величине (40 тысяч жителей) и третий по значимости (всё-таки более крупная Нарва слишком обособлена), ныне Пярну - главный эстонский курорт. В прошлом - порт, соперничавший с Ревелем и одна из главных в Прибалтике крепость. Больше всего Пярну похож на Вентспилс и Клайпеду, в нём есть и "двойное дно", и огромные пласты утраченной в недавнем прошлом истории. Обо всём этом расскажу в трёх частях, и для начала погуляем по Старому городу, который вообще-то на самом деле Новый.
...Почему-то на курортах мне особенно часто не везёт с погодой - или дождь (
Юрмала,
Кисловодск,
Трускавец и даже почётные
Марциальные Воды), или метель (
Зеленогорск,
Светлогорск), хорошая погода, конечно, тоже бывает (
Вентспилс,
Нида, большая часть КавМинВод), но приехав в Пярну с Сашей
altsirlin под затяжным и довольно сильным дождём, я совершенно не удивился. Саша завёз меня в хостел "Лыуна" ("Южный") на краю Старого города и укатил в Таллин - нам предстояло вновь встретиться через пару дней на острове Сааремаа, куда мы добирались разными путями. Что же до хостела... в подобном заведении я как-то ночевал в городе
Беломорск (Северная Карелия): тёмный общажный холл с тётушкой за стеклом, коридоры с мигающим светом и сомнительными нетрезвыми личностями, запах хлорки в санузле, похожая на больничную палату комната с грязным полом, где мне хотя бы повезло ночевать одному - всё выдавало ни то рабочую общагу, ни то дом межрейсового отдыха моряков. Тут, правда, в отличие от Беломорска, был исправен туалет и в душе имелась горячая вода (вот только желания им пользоваться - никакого), но и ночь стоила не 170 рублей, а 15 евро. Да и просто на Русском Севере подобное - "грубая романтика", а здесь - ну как-то не вяжется с общим благообразием. В общем, коротать там вечер мне не хотелось и несмотря на дождь (на этом кадре уже закончившийся), я пошёл гулять по Старому городу:
2.
Тут оговоримся, что Старый Пярну и пярнусский Старый город - это не одно и то же, а то, о чём речь пойдёт далее, Старым городом вообще-то и не является. Название городу дала река, и происхождение его скорее всего старонемецкое - Пернау означает Липовое. Меня же каждый раз не покидало ощущение, что я на берегу Эмайыги - и это в общем-то не случайно: здесь начинался древний водный путь по рекам, озёрам и небольшим волокам через Феллин (
Вильянди) в Дерпт (Тарту), на настоящую Эмайыги, а по ней в Чудское озеро и на Русь... в общем, в таком месте не мог не зародиться город. В некоторых хрониках упоминается стоявшая здесь ещё на рубеже 12-13 веков миссионерская церковь-крепость, но более достоверно, что в 1251 году епископ Эзель-Викский перенёс сюда свою резиденция из
Леаля (Лихула), однако ненадолго - через 12 лет замок был разрушен литовским набегом, и епископ от греха подальше перебрался в
Гапсаль (
Хаапсалу) - Эзель-Викское епископство всю свою историю старалось всячески избегать конфликтов, тихо сидя на торговых путях. Свято место, однако, пусто не бывает, и в 1263 году на противоположном берегу реки, служившей границей епископских и орденских земель, начал строиться замок Новый Пернау - соответственно, и Старый Пярну - это городище за рекой, где ныне лесовозный порт, семь с половиной веков как пустое... В 1318 году замковый посад получил Рижское городское право и малое членство Ганзы, и в последующие века стабильно был ливонским портом №3 после Риги и Ревеля, в 17-18 веках даже превосходя будущий Таллин если не населением, то грузооборотом. Пернау развивался как-то очень уж поступательно, конечно пережив и Ливонскую (после которой как Пернава стал центром одного из трёх воеводств Задвинского герцогства), и польско-шведские, и Северную войну - но каких-то знаковых событий в нём не происходило: да, в начале 18 века здесь некоторое время находилась в эвакуации из прифронтового (а вскоре и зафронтового)
Дерпта академия Густава-Каролины, работавшая в бывшем замке и после повторной эвакуации рассеявшаяся по Швеции, а в 1731-35 годах комендантом Перновской крепости был "арап Петра Великого"
Абрам Ганнибал, прославившийся тут любовными интригами латиноамериканского накала... но в общем под Россией Пернау начал также тихо и поступательно сдавать позиции. В 1835-м была упразднена крепость, почти сразу по тогдашней остзейской моде начал развиваться курорт. Порт уже не мог тягаться с ревельским, и в основном вывозил местный лён, что выращиивали на своих полях
мульги-фермеры. К началу ХХ века Пернов был 3-м по величине городом Лифляндской губернии (12 тыс. жителей) с большим отрывом и от Риги, и от Дерпта. Замок Пернау, снесённый в 1839-м году, внешне был одним из самых унылых в Ливонии:
2а.
Моя прогулка по Пярну же началась у Таллинских ворот - последнего уцелевшего фрагмента шведской крепости, построенной, как и
в Нарве, и
в Таллине, фортификатором, губернатором и знатным русофобом Эриком Дальбергом в 1679-96 годах. К тому же, судя по всему, большим романтиком: если в Нарве бастионы имели названия типа "Слава" или "Фортуна", то в Пернау речь шла уже про космос - бастионы (против часовой стрелки отсюда) Меркурия, Солнца, Венеры, Сатурна, Марса, Луны и Юпитера, равелины Утренний Звезды и Вечерней Звезды, и лишь ворота, которые при таком раскладе уместнее было бы назвать Полуденными, Получночными, Рассветными или Закатными, были названы в честь совсем других "светил" - шведских королей. Собственно, и эти ворота стали Ревельским лишь в 1710-м году, а при шведах назывались в честь Карла Адольфа:
3.
Ещё были Рижские и Водяные, при этом Ревельские ворота глядят как раз-таки в сторону Риги:
4.
Дело в том, что переправа через Пярну-реку начиналась из крепостного рва, участок которого от ворот до реки как раз и сохранился, и ведёт опять же к яхтенной марине и пассажирскому причалу катеров на острова Рухну и Кихну:
5.
Крепость, охватывавшая весь тогдашний город, была снесена в 1860-е годы - как шведские бастионы, так и ливонские стены и башни. На их месте, как водится, разбили парк с характерным для такой предыстории названием Эспланада, охватывающий центр с юга. Сохранились лишь примыкающие к Таллинским воротам бастионы Меркурия (южнее) и Солнца (севернее):
6.
На бастионе Солнца (который для меня стал бастионом Дождя) в 1979 году построили летнюю сцену:
7.
Но дальше в ту сторону, в Пярну Курортный, пойдём в следующей части. С другой стороны в прямой видимости от общаги хостела находится площадь
Августа Якобсона - писателя-социалиста, в 1950-58 годах даже руководившего республикой, однако судя по всему так и не проклятого за это в эпоху незаивисимости.
8.
Старый город, выросший в пределах шведской крепости, невелик - три параллельных реке улицы Уус (Новая), Рюйтли (Рыцарская) и Кунига (Королевская) и пять перпендикулярных - Вее, Мунга (Монашья), Пюхивайму (Святого Духа), Николаевская и Госпитальная. От других Старых городов Эстонии он весьма отличается - вычурный, барочный, ещё не южный, но уже не северный - что-то вроде
вымышленного города Эрвенс, который я тут показывал недавно, только гораздо приземистее и провинциальнее. Вдобавок, тут очень многое обрело свой вид после советских реставраций 1970-80-х годов. Однако, наличие полноценного Старого города выгодно отличает Пярну от других прибалтийских курортов, поэтому весь он представляет собой пешеходную зону, с которой дождь к моей прогулке очень удачно разогнал всех европенсионеров. Сквер Якобсона соприкасается углом с Новым рынком, также превратившимся в сквер:
9.
Здесь же - Екатерининская церковь (1763-68) - я бы сказал, красивейший православный храм Прибалтики, не потерявшийся бы даже в Петербурге:
10.
На самом деле - всего лишь гарнизонная церковь (как чуть более молодой и слегка похожий по стилю храм в
Рижской цитадели), это был первый собственно российский (церкви русских купцов в Риге, Дерпте и Ревеле не в счёт) каменный (тут не в счёт более старые деревянные церкви
в том же Таллине) храм Прибалтики и отправная точка здешней православной архитектуры - церкви с характерными "слипшимися" пятиглавия не редкость и в Южной Эстонии (например,
в Тарту) и особенно на Сааремаа. Внутри, вроде бы, и убранство красивое, но церковь оказалсь заперта:
11.
В соседнем квартале - Ратуша, состоящая из двух корпусов. "Старый" построен в 1797 году как дом купца Хардера, самый богатый в городе из "русских" (по стилю), так что в 1806 здесь даже останавливался Александр I. В 1819-м дом выкупил бургомистр под свою резиденцию, а ещё через 20 лет в нём обосновалась и сама ратуша:
12.
В 1911-м году приросшая новым корпусом в югендстиле:
13.
Мокрый вид с обратной стороны:
14.
Напротив Старого корпуса - симпатичный "дом горожанина", весьма распространённый атрибут старых прибалтийских городков, занятый музеем купеческого быта:
15.
Пойдём дальше по Новой улице. Вот это здание, ныне занятое школой ремёсел, в путеводителях часто преподносят как Малую гильдию. Она тут действительно была, как в Риге, Ревеле и Дерпте, но всё же это не она сама, а лишь её амбар, ещё в 16 веке переделанный в жилой дом:
16.
Ещё один деревянный и видимо не столь старинный амбар во дворе:
17.
Вид у всего этого, конечно, чрезвычайно колоритный... а вам предлагаю подумать, почему Новая улица в Пярну самая старая? Ответ будет в конце поста.
18.
На перекрёстке с Пюхивайму - ещё пара домов шведской эпохи: ближе - бургомистра Штайнера (1674), дальше - аптекаря Самуэля Хенно (1680-е), первые в городе дома, строившиеся к улице не торцом, а фасадом:
19.
Между ними очень странная арка, которая была бы похожа на старинные крепостные ворота, вписанные между домов, построенных на месте вала - но дома-то явно старше... На самом деле этот портал зачем-то пристроила в 1877 году фирма "Шмидт и Ко", основанная аж с 1747 году и за полтора века ставшая в Пернове одним из трёх (вместе с курортом и мануфактурой Вальдгоф) "градообразующих предприятий", держа местный льняной экспорт.
20.
С обратной стороны, в глубине квартала - пожалуй, самый красивый в Пярну "дом богадельни" (1658)... впрочем, получший средневековый облик на рубеже 1980-90-х при реставрации. Примерно так выглядели дома ещё ганзейского Пернау:
21.
Соседний корпус богадельни, занятый отелем "Санкт-Петербург", радикально реставрировать уже не стали. Богадельня умудрилась дать названия сразу двум улицам - Пюхивайму (по курировавшей её церкви Святого Духа) и Госпитальной:
22.
А Новая упирается в Красную башню у начала исчезнувшего бастиона Луны - последний уцелевший элемент средневековых укреплений, само собой не замка, а городской стены: её часть внутри шведской крепости была снесена ещё в 1680-е годы, но эта башня осталась в качестве тюрьмы, и среди её узников были и "пугачёвцы", и
донской атаман Ефремов... при этом у башни было что-то не так с конструкцией, поэтому бенгали из неё заключённые регулярно, а власти всё откладывали и откладывали строительство полноценной тюрьмы, ограничившись тем, что зачем-то разобрали в 1780 году четвёртый этаж. В 1893-1908 году башня служила городским архивом, дальше видимо стояла просто заброшенной, ну а ныне (с 1980-х годов) там сувенирная лавка и мастерские народных ремёсел - подробнее о башне (да и обо всех сохранившихся и утраченных укреплениях Пярну)
рассказано у Ренаты Римша.
23.
И раз уж тут тупик - вернёмся на Новый рынок и пойдём по улице Рюйтли, очевидно главной в старом городе. Капитальное здание у её начала (напротив Екатерининской церкви через сквер) - Псковский коммерческий банк (1877), ныне Окружной суд. Обратите внимание и на брусчатку - это символический Пярнусский мол. Дело в том, что огромные молы 1860-х годов в Пярну служили и променадом для курортников, и кому-то пришла в голову идея на арбатике выложить их "дублёров" для тех, кому лень покидать центр города:
24.
Прямо напротив до войны стоял дом Бохнака, при всей "ганзейскости" своего обилка воздвигнутый аж в 1704 году, причём это была не дремучесть, а вполне сознательное ретроградство, сопровождавшееся конфликтом с бургомистром - ну, как если бы в "стройный и строгий вид" Петербурга какой-нибудь приехавший из Москвы купчина влепил палаты с изразцами и гипертрофированным крыльцом.
24а.
Самое капитальное шведское здание в Пярну - дом купца Мора (1696), где останавливались Карл XII (вроде бы где-то на стене висит его подкова) и Екатерина II. Красный узкий фасад с вводного кадра - на самом деле принадлежит амбару и построен в 1877 году поверх фахверка:
25.
Здоровеный амбарище скрывается во дворе:
26.
Дальше по Рюйтли. В домах множество всяких кафе (мне оказавшихся не по карману) и сувенирных лавок, и вообще обычно здесь не протолкнуться - ради таких tourist-free видов стоило помокнуть под дождём:
27.
У чёрного функционалистичегого здания прямо по курсу я свернул на уже знакомую Пюхивайму и пошёл по ней в другую сторону:
28.
На самую южную и уже совсем не пешеходную улицу Кунига. На углу - дом Якоба Якке (1700), основного конкурента Шмидта в экспорте льна. А экспорт, надо сказать, был мощный - я не знаю, чем ещё объяснить наличие в уездном городке консульств Пруссии, Бельгии, Дании, Британии, Португалии (!) и разумеется Швеции - собственно, первым консулом Якке и был. Красный деревянный домик чуть дальше - также 1720-х годов:
29.
Вообще же, это взгляд назад - на той же Николаевской улице, что и ратуша, стоит Елизаветинская кирха (1744-47). Если церковь в честь императрицы называли завуалировано (тёзка - святая Екатерина), то кирху - напрямую, ведь лютеранские храмы не посвящались, а просто назывались, как какие-нибудь ДК - и потому не обязательно в честь святых. Внутри вроде бы тоже интересное убранство и орган (1929), но и кирха была заперта:
30.
Взгляд с другой стороны, слева торец того самого амбара во дворе дома Мора:
31.
По Пюхивайму (правда, в другую прогулку - поэтому земля сухая) я прошёл ещё дальше, к улице Южной - последней перед парком Эспланады:
32.
Внушительное здание напротив на охранной табличке (причём дублированной по-русски!) указано как шведский пороховой амбар, перестроенный в конце 19 века в спортзал гимназии:
33.
Сама гимназия, по немецки огромная и вычурная, стоит чуть дальше, под защитой давно срытого бастиона Юпитера:
34.
Восточнее, ближе к бастиону Луны - сквер с очень красивым памятником
Лидии Койдула, самому известному эстонскому поэту, дочери
Йохана Янсена. Их наследие - первые эстонские газету ("Postimees"), театр ("Ванемуйсе") и Певческий праздник - я уже показывал в посте про Тартусский университет, но вообще они были выходцами из земли Сакала и путь свой начинали именно в Пернове - скажем, "Postimees" была основана Янсеном здесь в 1857-м. Псевдоним "Койдула" ("Рассветная") Лидии Янсен дал другой деятель Пробуждения, публицист Карл Якобсон, и образ у неё был, конечно, яркий: красивая и одухотворённая женщина со взглядом валькирии, пишушщая невиданные доселе на эстонском стихи и поэмы о родной стороне. В 30 лет Койдула вышла замуж за латыша Эдуарда Михельсона и уехала с ним в Кронштадт, где и жила до конца жизни - говорят, современники на неё за это сильно обиделись, но потомки простили. Один из красивейших памятников Эстонии поставил в 1929 году вездесущий Амандус Адамсон:
35.
Дальше бульвар со старыми липами:
36.
И Преображенская церковь (1904) - эстонская и на момент постройки, и сейчас (то есть Константинопольского патриархата):
37.
В ней самое красивое - ворота:
38.
Впрочем, мы уже вышли далеко за черту Старого города, так что вернёмся на улицу Кунига и пойдём по ней на восток, удаляясь от Елизаветинской кирхи. У безымянной площади на повороте - крепостная гауптвахта (видимо, тоже шведская?) и какое-то ни то советское, ни то довоенное здание, похожее больше всего на швейную фабрику.
39.
Здесь, в конце Куниги и Рюйтли Пярну - уже не "старый", а вполне респектабельный отсзейский курортный городок начала ХХ века:
40.
41.
42.
Взгляд назад - прямо Рюйтли, налево Кунига:
43.
На улице Ринги, фактически ограничивающей Старый город с востока - колоритный деревянный автовокзал, явно построенный ещё до револбции и бывший чем-то другим:
44.
Напротив - памятник... но не автобус, а узкоколейный паровоз! О "Пернов-Ревельском подъездном пути", огромной системе узкоколеек, пронизавших в 1896-1901 годах будущую Эстонию, я уже рассказывал в прошлой части (или можете
почитать у Болашенко, или посмотреть
фотографии разных станций здесь). Это была вторая в Российской империи (после
Аукштайтской в Литве) пассажирская УЖД, но при этом лишь в 1929-м появилась прямая линия Пярну-Таллин. Однако именно Пярну традциоинно был "столицей" эстонских узкоколеек, в память о чём здесь и установили этот отреставрированный в Лавассаари паровоз O&K-4843 (1911) с вагонеткой (1913), ещё один узкоколейный паровоз я уже показывал
в Таллине, на другом конце системы:
45.
Конечная станция, впрочем, располагалась не здесь, а чуть севернее. Её закрыли в 1972 году, перешивая линию на широкую колею, и видимо сюда она просто "не пролезала" - нынешняя станция Пярну находится далеко на окраине и я до неё уже не доходил.
Старый вокзал сохранился - но внешне столь уныл, что я его в упор не заметил. Вот такой с него открывался вид. Правда, так и не понял - были на месте автовокзального перрона пути или привокзальная площадь:
46.
Напоследок - ещё пара штрихов к портрету Старого города. Во-первых, двери - в основном с Новой улицы, крайняя левая вообще принадлежит ратуше, зато кранйяя права - близ автовокзала:
47.
Дворы:
48.
49.
И в общем всё бы ничего, да только это НЕ Старый город. При другом раскладе этот район назывался бы Новым городом, так как вырос в 17 веке в пределах шведской крепости. Улица Уус (Новая) проходит примерно там же, где её тезка
в Таллине - сразу за линией средневековых стен, и появилась примерно тогда же. А настоящий Старый город в пределах крепости стёрт с лица Земли войной и доломан в лучших традициях Нарвы и Калининграда... Вон те дома улицы Лай, которая теперь правда донельзя Широкая - как раз на его месте, а за ними река Пярну:
50.
Но о тех районах и вообще о берегах реки - лишь в третьей части, а в следующей погуляем по пярнусским предместьям - курорт, колоритный Морской форштадт и фабричная слободка "Вальдгоф".
ЮЖНАЯ ЭСТОНИЯ
Валга и Валка.
Тарту. Тоонемяги (Домберг, Домская горка).
Тарту. Университет.
Тарту. Старый город.
Тарту. Новый город.
Тарту. Предместья.
Муствеэ и Калласте. Старообрядческое Причудье.
Сетумаа. Деревни, часовни, чудская ладья.
Сетумаа. Сето-Фолк.
Выру.
Вырумаа. Дальний угол Эстонии.
Веси Южной Эстонии.
Вильянди.
Мульгимаа.
Лавассааре. Эстонская "кукушка".
Пярну. Старый город.
Пярну. Морская слобода.
Пярну. Река и заречье.
Описание поездки и
оглавление серии.