Олонецкий горный округ. Марциальные Воды и Кончезеро.

Sep 02, 2011 20:42



В 60 километрах севернее Петрозаводска почти по соседству расположены два села: Кончезеро и Марциальные Воды. Марциальные - один из главных туристических брендов Карелии, не Кижи, конечно, но всё же место популярное - первый в России курорт, основанный в 1719 году Петром Великим. А о Кончезере даже я узнал почти случайно - оно не входит ни в один туристический маршрут, а отдыхающим на Марциальных Водах на экскурсии показывают совсем не то, что нужно. А между тем, не будь Кончезера - не было бы и Марциальных Вод, а главная достопримечательность этого села - руины железоделательного завода, основанного в 1706 году тем же Петром Великим, и почти без изменений сохранившегося с 18 века.
Но обо всём по порядку...

Два села разделяет пятнадцать километров, причём Кончезеро стоит ещё и в 5 километрах от трассы. Хотя ближайший к нему город - Кондопога (25 километров), добираться удобнее через Петрозаводск: автобусы в 6:00 (понедельник), 9:00 (будни), 14:30 и 18:40 (будни, кроме пятницы). В Марциальные Воды же автобус ходит в 10:30 и 16:30 от привокзальной площади Петрозаводска. В общем, я за один день успел осмотреть оба места и неплохо погулять по самому Петрозаводску.
Кончезеро встречает старой карельской избой:



И стоящей на холме Троицкой церковью (1865-66), которую только-только начали восстанавливать: к трассе меня подвозили двое мужиков-строителей, возвращавшихся после разговора с батюшкой. Именно эту, более чем тривиальную в архитектурном смысле, церковь в показывают туристам обычно. Но мы пойдём дальше...



...Малоизвестный факт, но именно 18-й век, а не 20-й, был "золотым веком" русской промышленности. Петровская индустриализация по своим масштабам (относительно эпохи), да и по своим жертвам многократно превосходила сталинскую: производство по многм отраслям выросло в десятки и сотни раз, по выплавке железа Россия вплоть до начала 19 века, пока англичане не освоились с паровыми двигателем, держала безусловное лидерство. Как и Сталин, Пётр I сделал фундаментом промышленности металлургию. К середине 18 века в России было несколько явных промышленных районов: Петербург с окрестностями, сложившиеся в допетровскую эпоху Москва, Тула и Казань, Урал (сосредоточивший 2/3 промышленности), Рудный Алтай... Был и ещё один очень интересный район - Олонецкий горный округ.



Идея была красивая: с транспортом в те времена было туго, а шведские войска перемещались намного оперативнее караванов с железом и пушками, поэтому для нужд войны Петр Первый организовал промышленный комплекс в непосредственной близости от театра военных действий. Система железоделательных (треугольники) и медеплавилных (кружки) рудников и заводов вокруг Онежского озера, верфь на Свири (ныне город Лодейное Поле) и древний городок Олонец, давший этой местности название. Впрочем, центром системы был Петровский Завод, не только превосходивший все остальные Олонецкие заводы, вместе взятые, но и ставший в итоге губернским городом Петрозаводском. Кончезерский завод, основанный в 1706 году Вольфом Циммерманом из Саксонии, до 1719 года был медеплавильным, затем перешел на выпуск чугуна, единственный из "смежников" пережил первое закрытие Петровского Завода (1734-72), и вплоть до своего закрытия в 1905 году так и работал с ним в паре.



От церкви я направился вглубь села, высматривая виденные на фотографиях цеха, и вскоре вышел к бурлящей плотине:



Все старые заводы начинались с плотин - ведь только текущая вода могла привести в движение их механизмы. По другую сторону водоспуска - тихий пруд. Речка - протока в Кончезеро из более крупного Пертозера, и пруд - фактически, его залив. За Пертозером стоит деревенька Мартнаволок, где сохранились медные штольни 18 века с остатками деревянных конструкций. Я не спелестолог, поэтому не стал их даже искать.



Пройдя за плотину, я увидел внизу, у берега туманного Кончезера, вот это здание. Не совсем понял, что это такое, но "при жизни" Кончезерский завод мог выглядеть примерно так, и первая мысль была - "они его упаковали!". К счастью - ошибся:



Завод нашёлся чуть дальше, его древние цеха под дорогой не спутать ни с чем:



Да и не только древние: после 1905 года завод более не возрождался, а в советское время его здания заняла автобаза. Ныне же это и вовсе частная территория, и государство никак не может договориться с собственником о её покупке. Собственнику же завод, устаревший на 200 лет тоже не слишком нужен, поэтому он так и стоит бесхозным.



Деревянная будка у спуска к воротам - заводская часовенка 1840-х годов, при Советах переделанная в беседку.



Вот они - ворота. К счастью, я ещё не знал на тот момент, что это частное владение,а думал, что автобаза - поэтому просто пролез под замком. Собака на территории была - но запертая в клетке. В углу стояла машина. Что бы было, если бы меня заметили - не знаю, но мне помогла погода, не располагавшая ни то что выглядывать, а даже просто смотреть в окно. Тем не менее, настрой я принял как можно более благостный, готовясь в случае чего любезно извиниться, честно рассказать, что именно такого мне здесь надо, посетовать, что была бы табличка "Проход запрещён!" и т.д. - как показывает мой опыт, это намного более эффективная самозащита, чем качать права или убегать.



Вот он, Кончезерский завод - от края до края. Сравните с металлургическими комбинатами ХХ века!



Краснокирпичный корпус, обращенный к воротам, если верить мемориальной доске - поновее, 1840-х годов. Таких я на Урале видел немало:





Валунный корпус с другой стороны построен в 1793-94 годах, после очередного пожара:



И пусть его скромный вид не смущает - это памятник мирового уровня. Ведь рубеж 18-19 веков - это Великая граница промышленной истории, так как именно в это время в Англии заработали паровые машины, и начался Промышленный Переворот. Вплоть до конца 18 века промышленность была по сути средневековой, завод 1780-х не так уж отличался от завода 1480-х годов. То есть, определенный прогресс, конечно, был - и всё же разница между заводами 1580-х и 1780-х - как между двумя видами печатного станка, а между заводами 1780-х и 1880-х - как между печатной машинкой и Word'ом.



Многие заводы вообще были деревянными (ведь с огнём контакировала только печь), а тесные здания не годились для размещения внутри машин. Да и объёмы производства в 19 веке начали расти безумными темпами, поэтому Промышленный Переворот такие памятники попросту смёл. От допарового века остались лишь редкие осколки, и в России их не так уж мало - отдельные цеха сохранились на многих заводах Урала и Алтая, тем более там и паровой век наступил куда позднее. Но сколько-нибудь цельный их комплекс - только здесь:



Всё ныне в полной разрухе и запустении. Внутрь зайти нельзя, но я как-то умудрился найти дырку в забитом фанерой окне - обыкновенный гараж:



Ближайший аналог Кончезерского завода - Луизенхютте в германском городе Бальфе, и внешне они поразительно похожи. Ну, не считая состояния, конечно... Впрочем, русаки ведь быдло и варвары, стало быть заводов у них быть в 18 веке не могло, то есть этих цехов не существует, а раз они не существуют - значит, особой ценности не представляют. Пойдём отсюда!



Покинув заводскую территорию, я поднялся на каменистую сельгу, вытянутую вдоль залива Кончезера, вдрызг промочив себе ноги мокрой травой. А ведь это тоже Русский Север, как бы странно это ни звучало после Мезени и Терского берега...



Вдалеке - новая часть села:



Я уже привык к этому образу - храм на холме благословляет завод в низине:



Последний взгляд на странное здание у берега. Добавьте чёрный дым над крышей - так всё примерно и выглядело лет 200-300 назад:



Кстати, только при написании поста узнал, что есть в Карелии и ещё осоколки Олонецкого округа - руины доменных печей Повенецкого завода 1720-х годов и почти целиком (без крыши) сохранившийся корпус Тулмозерского завода (upd: подробный репортаж Игоря Подгорного), затерянный в лесах под Колатсельгой - почти близнец кончезерских цехов. Не говоря уж про Петрозаводск...

Марциальные Воды

Выйдя из села, я поймал попутку и доехал к трассе (5 километров). Надо заметить, на Марциальные отсюда ведёт и прямая дорога, но я как-то не догадался. На трассе почти сразу застопил ЗиЛ, ехавший куда-то за Марциальные Воды, что было особенно смешно в контексте того, что за нами всю дорогу плёлся ПАЗик из Петрозаводска. Минут через 20 я увидел справа избушку и попросил остановить:



...Как-то в 1714 году крепостной рабочий-молотобоец Иван Рябоев, захворавший от непосильного труда, набрёл на родник у Габозера, приметил, что там вода какая-то особая, и стал её пить. Помогло - здоровье работяги пошло на поправку, но вряд ли он знал, что спасло его то же самое железо, которое он ковал, только растворённое в воде. О своём исцелении Рябоев доложил самому Виллиму де Геннину, главному инжереу Олонецких заводов, позднее основавшему Екатеринбург. Весть пришлась ко двору: Пётр I как раз задумал устроить по образцу европейских курорт, а в Европе тогда вошло в моду ездить "на воды". Рябоев получил вольную и три рубля серебром, воду исследовали Лаврентий Блюментрост и Антоний Равинель, а название ей дали от бога войны Марса, чьим символом было железо. Вот такая она - Марсианская Вода, а точнее её концентрат (в обычном виде она вполне себе прозрачная, от обычной не отличишь):



Официальное октрытие курорта состояло 20 января 1719 года, когда туда впервые приехал Пётр I. Позднее император бывал здесь ещё трижды: в марте 1720, феврале 1722 и марте 1724 годов, отдыхая и попутно занимаясь делами Олонецких заводов. Однако после его смерти курорт зачах, попытки возрождения "сверху" в 1858 и 1933 годах успеха не возымели, и лишь в 1958-61 годах был построен новый санаторий.



Тем не менее, курорт существовал. И избушка у дороги - ни что иное, как дом смотрителя (1830). очень удачно вписанный в склон:



Внутри ныне музей. Экспозиция  - всего две комнаты, одна о заводе, другая о курорте. Однако есть очень интересные экспонаты - мне особенно запомнился вот этот:



Чушки, отлитые на Кончезерском заводе. В тех самых цехах:



И специфическое сырьё старинных заводов - озёрные и болотные руды. Конкреции железа, тысячелетиями осаждавшегося на дне из воды и постепенно превратившегося в камни. Руды довольно богатые (40-60%), но сам их объём для металлургии паровой эпохи ничтожен. Довольно мощный для своего времени Олонецкий горный округ целиком работал на болотной и озёрной железной руде:



Здесь же ещё пара интересных вещей. Стол начала 17 века (!) - видимо, из обстановки Марциальных Вод. А стул вырезал лично Пётр I, который на Марциальных Водах увлёкся резьбой по дереву (а он, как известно, чем только не увлекался от военного дела до зубодёрства).



Напротив избушки, на склоне - церковь Апостола Петра (1722), единственное уцелевшие здание Петровского курорта: в то время как всё прочее сгорело и развалилось, она оставалась приходским храмом села.



Архитектура довольно необычная, мне больше всего напомнила православные храмы 1920-30-х годов на территориях Российской империи, оказавшихся за пределами Советского Союза. На самом же деле - петровский поиск формы:



Особенно интересно внутри - вход туда по музейному билету:



Ещё четыре подсвечника, сделанных рукой императора, и тончайшая резьба иконостаса:



По краям - две печи: строить летнюю и зимнюю церковь не стали, а мёрзнуть зимой постояльцам тоже незачем. В общем, один из самых современных храмов своего времени:



Внизу - павильончки над скважинами марциальной воды разных сортов:



Два из них - исторические, но мне не повезло:



Напротив - здоровенное деревянное здание, довольно типовой новострой с харчевней. Харчевня так себе - не слишком дорого, но порции маленькие и слишком уж "синтетические". Однако зайдите туда непременно! Зачем? Марциальную воду любого вида там бесплатно наливают из кулера. Слышал, что на вкус она отвратительна, но мне так не показалась - нормальная крепкая минералка. Мимо входа в харчевню наверх ведёт длинная-длинная лестница:



Слева 300-летняя сосна, которую, конечно же, как Вы наверное догадались, посадил Пётр I. Легенды-легендами, но он её видел.



Санаторий в сущности ничего особенного собой не представляет. Тихо, чистенько, уютно, и очень-очень скучно..



Главный корпус, откуда в 15:00 отходил автобус в Петрозаводск:



Главная достопримечательность - вот этот фонтан. Увы, при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что девушку в купальниках - ведь тут и дети отдыхают... Да и к тому же это не дерево, а насквозь ржавый металл - вблизи вид неаппетитный, но издали да на фото всё равно красиво:



Санаторий плавно перетекает в посёлок, на стыке - действующая церковь "Живоносный Источник". Вот здесь церковники как-то договорились, и вместо того, чтобы отбирать у санатория и музея исторический памятник, просто построили ещё одну церквушку. Везде бы так... Тем более построили интересно - что-то на грани постмодернизма:



Посёлок - буквально десяток домов, из которых вот этот самый современный, а в основном барачные малоэтажки. И старые фонари, похожие на трамвайные опоры - в таких и весь Петрозаводск. Здесь обычная жизнь, на человека с фотиком смотрят беззлобно, но и не слишком радостно: "Ну что ему тут ещё надо-то, а?". Сколько посёлков при санаториях видел - везде отношения по схеме кафкианского "Замка".



А местность вокруг почти горная, легко представить, что ты где-то в Карпатах:



Далее в трёх частях покажу Петрозаводск: при всей туристичности карельской столицы, самое главное туристы в ней обычно упускают.

"Молох", Карелия, Русский Север, дорожное, деревянное, курортное

Previous post Next post
Up