В стране всевозможных Лесозаводсков, Никелей и Сланцев любое название с индустриальным корнем вызывает тоску. Сразу представляешь себе хрущобы, сараи, дымящую трубу. Вот и Петрозаводск, столица Карелии (270 тыс. жителей), как-то не располагает, и лишь чуть-чуть задумавшись, понимаешь - всё не так просто: а что могли делать на заводе, давшем название городу? Петрозаводск, заложенный в 1702 году, был флагманом петровской индустриализации, этакой "Северсталью" 18 века, а к 1784 году заводская слободка разрослась и благоустроилась до такой степени, что стала губернским городом. В 1940-56 годах бывший завод и вовсе успел побыть столицей Карело-Финской ССР, то есть городом одного уровня с Киевом, Минском, Ташкентом, с прицелом на то, чтобы стать первой столицей Советской Финляндии...
Туристов в Петрозаводске немерено - ведь это ворота Карелии вообще и Кижей в частности. Мой рассказ о Петрозаводске будет состоять из трёх частей, и заводской истории будет посвящена вторая. В первой и третьей же осмотрим вполне себе баяновые места - центр города и Онежскую набережную.
Карелия - регион и в наше время децентрализованный, а сто лет назад тем более: в губернском Петрозаводске жило всего 12 тыся человек... Впрочем, в 10 раз больше, чем в
Олонце, по которому губерния называлась. Да и то немногое, что было, в основном уничтожила война. Вот таким его увидел Прокудин-Горский, причём практически от вокзала:
Ныне этих церквей не существует, равно как и изб: обликгорода сложился в период Карело-Финской ССР, поэтому Петрозаводск - город сталианса. Начиная с вокзала (1951):
Одна из достопримечательностей вокзала - надпись Petroskoi на фасаде. Карелы - единственный из российских народов, чей язык имеет латинскую письменность. Как это получилось, не совсем понятно: с 1820-х годов карельская письменность была на основе киррилицы, в 1931-37 переводилась на латиницу, а в 1940 году на язык был фактически наложен запрет - официальным языком КФССР стал финский. Если я не ошибаюсь, именно отсутствие официального статуса позволило карелам, перевести свой язык на латиницу и в таком виде сделать официальным уже в постсоветское время. Как бы то ни было, карел в республике около 10% населения, и даже в глубинке встретить надписи на карельском - редкость. Впрочем, в деревнях Западной Карелии довольно много людей говорят по-карельски в повседневной жизни, а помимо карел в республике есть ещё один древний угро-финский народ - вепсы, живущие на Онежском озере южнее Петрозаводска.
У вокзала больше всего запоминаются интерьеры, особенно зал ожидания с бронзовыми цветами. Августовским вечером больше половины людей в зале были туристы - парочка групп с рюкзаками и байдарками, довольно много и одиночек. Напротив меня, например, сидели две женщины азиатской внешности, как выяснилось позже - японки. Одна сухая, молчаливая, с гордым взглядом - настоящая самурайка; другая - кругленькая, смешливая, очень открытая. Я разговорился с ними, пытался рассказать о японских рабочих, строивших эту железную дорогу в 1916 году, о сохранившихся географических названиях (вроде слободки Япония в Кандалакше)... Не знаю, поняли ли они меня, тем более, как известно, с английским у японцев обычно туго.
Рассказывал я им и про Кончезеро: "In Germany or Sweden places like this are museums, UNESCO objects, but in Russia it's just a ruins" ("В Германии или Швеции такие места - музеи и памятники ЮНЕСКО, а в России - просто руины").
Вид на вокзал из города. Здесь понимаешь, что туризм в Карелии - это примерно как нефтегаз в Югре или сельское хозяйство в Ставропольском крае. В Карелии каждая сосна сфотографирована и выложена в интернете хотя бы одной тургруппой, не говоря уж о валунах и избах. История Олонецких заводов - пожалуй, самая невостребованная карельская грань.
Прямо от вокзала начинается местный проспект Ленина, в перспективе которого видно Онежское озеро (точнее, его залив):
И в общем, стандартный маршрут по Петрозаводску выглядит так: проспект Ленина - Круглая площадь - проспект Маркса - площадь Кирова. Проспект Ленина - довольно мощный, но не слишком оригинальный сталинский ансамбль 1950-х годов:
Интересных зданий здесь почти нет:
Но сам по себе город сразу оставляет очень приятное впечатление - не богатый, не роскошный, но просто уютный, с человеческим лицом. Здесь есть спокойствие и достоинство Русского Севера, но без лишней суровости (как в Мурманске) или заунывности (как в Архангельске). По-моему для жизни Петрозаводск годится куда лучше, чем для туризма.
Вот ещё парочка городских особенностей (кадры, правда, сняты совсем в другом месте). Во-первых, фонари - почти все они тут на старых сетчатых столбах, напоминающих опоры трамвайной сети. Что вдвойне странно - трамваев в Петрозаводске никогда не было:
А ещё тут и там попадаются вот такие деревянные тумбы с театральными афишами - выглядит очень культурно. Уличные таблички - наоборот, почти все снабжены рекламой. Однако республика бедная, а поддерживать город в надлежащем виде надо - и лучше наверное так, чем никак: дома без табличек в центре попадаются очень редко.
Минут через 10-15 ходьбы от вокзала достигаешь трёх деревянных домов:
Об их происхождении я слышал две версии: по одной, это были дома железнодорожного ведомства (1916), по другой же всё намного интереснее - это так называемые "оккупационные дома", построенные где-то между 1941 и 1944 годом. Петрозаводск оккупировали не немцы, а финны - идея объединить Карелию с Финляндией была популярна по обе стороны границы. При финнах город назывался Яанислинна ("Город на Онего"), здесь находилась комендатура, а кроме того, финны устроили в Петрозаводске 7 концлагерей. Не "лагерей смерти" - такого финны даже не планировали, зато предполагали после войны выдворить славян в германскую зону оккупации. Через лагеря прошло 65 тысяч человек, в том числе 24 тысячи - местных жителей (остальное - военнопленные), среди которых были и дети. И мягкой эта система была только в сравнении с нацистской - от голода и болезней погибло около 1/3 заключённых, намного больший процент, чем на Беломоро-Балтийском канале.
Впрочем, может и зря я рассказываю об этом именно здесь - более вероятно, что домики всё-таки 1916 года:
А их судьба уже несколько лет висит на волоске: есть планы их снести и построить очередной бизнес-центр. Общественность за них борется с попеременым успехом. Назначение домов много раз менялось - в том числе Горсовет (в прошлом) и Министерство образования Карелии (ныне).
Последний дом глядит фасадом на гостиницу "Похъёла" - главный отель Карело-Финской ССР. Вообще, сталинские супер-гостиницы особенно запоминаются в городах, пониженных в статусе - видимо, их строили в числе первых зданий. Название пусть не удивляет: в переводе это значит всего лишь "Северная".
Но кроме того, Похъёла - это карело-финская Гиперборея, северная страна из "Калевалы", куда главные герои несли волшебную мельницу Сампо, и именно страна Похъёла, где вечная ночь и холод, была одним из прототипов толкиеновского Мордора. "Гранд-Отель Мордор" - звучит неплохо!
Проспект ведёт дальше, и там ещё много интересного - например,
костёл Божьей Матери Неустанной Помощи начала ХХ века, но я туда уже не ходил. Только "воротами" в самом конце полюбовался, в сумерках возвращаясь с набережной:
У "Похъёлы" я, как и все нормальные туристы, повернул направо - в сторону Круглой площади. Почти напротив отеля находится очень интересная парочка ресторанов: "Карельская горница" и "Суоми". Они имеют общую кухню, два меню, но "Суоми" попроще и потише, а "Карельская горница" пафоснее и с живой музыкой. Как следует из названий, там подают карельскую и финскую кухню, причём как традиционную, так и современную - ну например оленина, тушенная в пиве с брусничным вареньем. Цены приличные даже после Москвы, но очень вкусно и необычно. Жалко, что не догадался попробовать мясо-рыбной похлёбки - пожалуй, самого странного карельского блюда.
От "Похъёлы" до Круглой площади (она же площадь Ленина) - всего несколько сотен метров:
И она действительно круглая:
Мы уже в непосредственной близости от Петровского завода, и эти здания связаны с ним напрямую: в 1770-е годы, когда завод отстраивался после сорока лет простоя уже как Александровский, в 8 корпусах на этой площади разместилась его администрация. Впрочем, уже в 1784 году их передали администрации новой губернии, причём слегка перестроив - получилось два длинных корпуса и два флигеля (за Лениным). В северном корпусе (на кадре выше) разместили Присутственные места (ныне Министерство культуры Карелии), а в южном - Губернаторский дворец (ныне музей, сохранились интерьеры 1840-х годов):
Между ними - памятник Ленину авторства Манизера. У ворот бывших Присутственных мест - исключительно экспрессивные львы, вероятно отлитые тут же, на Петровском заводе:
А Ленин глядит на воинский мемориал, за которым парк. От площади расходятся две улицы - направо улица Энгельса мимо дома Горного начальника (1786) ведущая к заводу:
Налево - проспект Карла Маркса к следующей площади:
По нему, вдоль парка в долине Лососинки пока и пойдём. Квартал между проспектами Маркса и Ленина - пожалуй, единственный относительно завершенный ансамбль Карело-Финской столицы:
Например, на параллельной улице Дзержинского есть Главпочтамт (1948) - как мне показалось, самое интеренсое советское здание Петрозаводска. Но туристы на ту улицу зайти догадываются редко, и я не оказался исключением...
Отсюда (копирайт сохранён).
Так что пойдём дальше по Карла Маркса. Парк в пойме Лососинки расступается, и внизу открывается футбольное поле, где на всеобщем обозрении тренировался ФК "Карелия":
Вдалеке видны купола собора Александра Невского (1826-32), а чуть поближе - Завод. Тот самый, с которого начался город, едва не ставший столицей шестнадцатой ССР. Уже давно не металлургический, а тракторный, да и к тому же, кажется, мёртвый.
Выходим на площадь Кирова, которая некогда была Крепостной и Соборной. Мощный сталинский дом времён Карело-Финской ССР уже обращён к ней фасадом, а в палатке у его подножья я покупал себе пирожки - кажется, это самая вкусная уличная выпечка, которую я когда-либо ел. Кстати, в Карелии почти в любом городе на улице можно купить калитки - характерной формы ("лодочкой") пирожки с какой-нибудь шапкой (картошка, крупа, творог - причём крупяные самые вкусные).
Здание на заднем плане делят кукольный театр и Национальный театр Карелии, и маленьким оно кажется только с одной стороны:
В основном же площадь выглядит так:
Здания напротив - две гимназии: мужская (1790, ныне Художественный музей) и женская (1858, ныне дом карельского музыкального ансамбля "Кантеле"). Если же посмотреть чуть правее - увидишь грандиозное здание Музыкального театра Карелии (1955). Вот это действительно почти столичный масштаб!
Огромное пустое пространство также не случайно - некогда здесь стоял ансамбль аж из трёх храмов. Самый большой, но и самый тривиальный из них - Собор Святого Духа (1860-72), местный ХХС, снесенный в 1936 году:
Два других храма самопроизвольно сгорели ещё в 1924, а в архитектурном плане были куда интереснее. Деревянная Петропавловская церковь, похожая на пагоду, была срублена, по преданию, при участии самого Петра Первого - то ли в 1703, то ли в 1719 году.
Полудеревянный Воскресенский собор освятили в 1800, причём он стоял на месте более раннего храма и изначально (до постройки каменного собора) назывался Свято-Духовским. Тоже исключительно оригинальный храм, прямых аналогов которому я и не вспомню. Вообще, в городах-заводах часто строились совершенно неповторимые церкви, но и масштабы сносов в таких местах были куда больше, чем в среднем по Союзу.
И в общем Свято-Духов собор мне не жалко, а эти две церквушки небольшие и деревяннные - почему бы не воссоздать их в центре площади? Церковь воссоздавала с нуля и гораздо более масштабные храмы... Пока же остаётся любоваться Музыкальным театром, который и должен был заменить собор в Карело-Финской столице. И безотносительно утраченного, скажу - любоваться тут есть на что:
И размер, размер... Это здание достойно Минска или Киева, и остаётся самым наглядным памятником "столичного" периода:
В скверике на той стороне, откуда сняты эти кадры - домик 18 века, ныне занятый администрацией Кижей. А изначально тут было Ремесленное училище, и явно производственный корпус на заднем дворе - всего лишь токарная мастерская начаала ХХ века при нём:
А за сквериком - заводской пруд. К заводу в следующей части и отправимся.
Олонецкий горный округ
Петрозаводск. По центру (Петроскои и Яанислинна).
Петрозаводск. Петровский Завод.
Петрозаводск. Набережная.
Марциальные Воды и Кончезерский завод.