Уральская быль

Apr 29, 2010 22:46



...В самых интересных музеях Урала типа Невьянской башни или Тагильского завода посетителей принимают только в составе группы. Или в одиночку, но с оплатой как за группу и в сопровождении экскурсовода. Мысль о том, что кто-то может приехать сюда на посмотреть, но при этом не быть шпионом, здесь еще довольно нова. И в то же время, такой режим посещения содержит тонкий намёк: не ездите по Уралу в одиночку!

Урал - очень интересный край, история тут на самом деле живёт в каждом камне, порой буквально. Заводы с непрерывной 300-летней историей, сохравнишиеся цеха и плотины 18 века, целостный индустриальный комплекс дожелезнодорожной эпохи (!) со своими особыми закономерностями и уникальными чертами... Возможно, нигде в мире нет такого количество промышленных раритетов. Но в то же время Урал - стратегический регион, закрытый от посторонних. Туристов по Уралу путешествует много - но все местные, в основном из уральских же облцентров, в то время как путешественник из-за пределов Урала редок даже Кунгуре или Верхотурье. Уральцы и сами народ довольно жёсткий к чужакам: суровые, как сибиряки, но лишенные сибирского гостеприимства.
А еще Урал - это моя родина, так как я родился в Перми, до 18 лет жил на два города, и именно с Пермью связаны самые яркие и счастливые воспоминания моего детства.
Несколько часов назад я вернулся оттуда. Под катом - краткий фотообзор путешествия.

Пермь.
Город на Каме, и этим всё сказано. Каму пермяки очень любят, и считают, что именно она впадает в Каспийское море. Гидрография (расход воды в месте слияния двух рек) и история (река Итиль, или Ра, истоки которой арабы и татары связывали с Камой) это подтверждают:



Пермь - город в общем-то не очень красивый, я бы сказал - какой-то несколько рыхлый, аморфный. Но всё-таки весьма характерный. Пермь как город - это странный синтез Поволжья, Урала и Севера; губернского, горнозаводского и советского:



А еще (по крайней мере в прошлом) Пермь - это главная в России кузница артиллерии. Тут есть великолепный артиллерийский музей, вполне достойный танкового музея в Кубинке или авиамузея в Монино:



В Перми я жил в этот раз на Мотовилихе - это район у артиллерийского завода, ранее отдельный город. Хотя детство моё было связано с другим районом - Закамском. На Мотовилихе я остановился у своей двоюродной бабушки, а её муж - Вадим Анисимов, был в начальником прокатного цеха Мотовилихинского завода и организатором дома-музея Славянова.



А еще в Перми есть первый в русской провинции музей современного искусства. Современное искусство - это конечно диагноз, но всё-таки пермский музей оказался не так плох, как я думал. Шедевров я там не увидел - но и убожеством тоже бы не назвал:



Окрестности Перми:



Село Муллянка с деревянной мечетью - к югу от Перми начинаются татарские земли:



До отъезда в Зауралье я успел съездить в Кунгур - очень красивый и не в меру купеческий городок:





К тому же расположенный в уральских предгорьях, на реке Сылва:



Главная достопримечательность Кунгура, и наиболее посещаемое туристами место в Пермском крае - Ледяная пещера. Я там не первый раз, в пещере очень красиво:



Впрочем, фактически эта пещера - музей, так как в ней проложены бетонные дорожки, а убранство гротов подсвечено. К спелеологии "кунгурка" в нынешнем виде не имеет никакого отношения:



Основным этапом моего уральского путешествия стала 4-дневная вылазка в Свердловскую область.
Из Перми я отправился в Нижний Тагил - мрачный индустриальный гигант с 400-тысячным населением, металлургическим комбинатом полного цикла, вагонным (танковым) заводом и еще десятком огромных предприятий:



Но Тагил - это не просто индустриальный гигант, а город с 300-летней индустриальной историей. Это был "флагман" Демидовских заводов, и на самом деле за трубами, гарью, вонью окалины, брутальными жителями вполне можно разглядеть красивый старинный город с уникальными памятниками и музеями:





Но тагильская старина - не чета старине устюжской или суздальской. Например, главная достопримечательность Нижнего Тагила - завод-музей, работавший с петровских времён до 1987 года и сохранивший множество построек 19 века:



Ныне весьма раскрученный Невьянск - фактически пригород Тагила, бывший "столицей" Демидовых на Урале. Про его Наклонную башню знают наверное все, мне удалось на эту башню подняться:



Около Невьянска два очень интересных села - Быньги и Кунара. В Кунару я не доехал, а вот Быньги - "столицу" уральских староверов, я посетил:



На Невьянск и Тагил у меня ушёл один день, и под конец этого дня от тагильского воздуха началась резь в глазах.
Ночным поездом я отправился на Северный Урал - по заповедной железной дороге через Серов и Краснотурьинск в город Североуральск:



Город при бокситовом метосрождении с трогательным названием Красная Шапочка примечателен Петропавловским собором 1760-х годов и видами на горы Северного Урала. Настоящие горы, а не среднеуральские холмы:



Это гора Кумба, которую я по ошибке принял за Денежкин камень, из-за чего не увидел последний.
Из Североуральска я поехал в Краснотурьинск через Волчанск - самый маленький город с трамваем в России: при населении 10 тысяч человек тут есть одна действующая трамвайная линия, ведущая к станции Лесная Волчанка в 7км от города. То есть фактически этот трамвай еще и междугородний.
Я проехал вдоль линии на маршрутке, и даже увидел, как трамвай прошёл нам навстречу по лесу... но проехать по линии мне не удалось.



Волчанск - умирающий город при угольном разрезе. Попросив остановить маршрутку у остановки трамвая, я увидел компанию несусветных гопников в количестве 10-15 особей, включая 2-3 собак. И сразу заскочил обратно и поехал дальше. Может быть, это было малодушие - но я не стал рисковать.

Зато хорошо осмотрел Краснотурьинск, который оказался очень целостным и достаточно приятным по местным меркам городком:



С грандиозным алюминиевым заводом:



Вообще же, эти два дня меня сопровождал почти непрерывный страх. Маленькие заводские городки запомнились мне запредельным обилием гопников - кажется, столько, сколько за эти два дня, я их не видел за всю остальную жизнь. Я был очень осторожен - кажется, осторожнее, чем когда-либо раньше, и всё-таки не советую ездить туда в одиночку.

С Северного Урала я вернулся ночным поездом в Екатеринбург, где провёл еще два дня. Изначально хотел съездить в старинные городки Полевской и Сысерть, но понял, что у меня нет на это сил. Поэтому все два дня я безвылазно находился в уральской столице:



Это мой четвёртый приезд в Екатеринбург, поэтому я уже не воспринимаю его как чужой город. Мне Екатеринбург нравится. А его пейзаж, изменившийся за последние годы до неузаваемости, непохож абсолютно ни на что - немыслимое сочетание высоток, заводских труб, конструктивизма и классицизма:



С Konstaneda сходили на Уралмаш, осмотрели район - один из самых интересных ансамблей советского соцгорода:



С denisoov-dnevnik сходили по местам  свердловского рока и на ВИЗ - район старинного Верх-Исетского завода:



Вообще, Екатеринбург - один из самых интересных городов России. Тут роскошная архитектура 18-19 веков, один из лучших в мире конструктивизм, весьма интересные храмы, красивейший метрополитен, а музеи Екатеринбурга - настоящая сокровищница:



Например, Большой Шигинский идол, которому без малого 10 000 лет:



Вот в этом доме жил Илья Кормильцев - поэт рок-группы "Наутилус Помпилиус":



А с этим кварталом связана биография... не буду говорить, кого:



Дам тут ссылку на свой пост о Екатеринбурге-2009.

Из Екатеринбурга я вернулся в Пермь, денёк отдохнул и отлежался, а потом отправился в Пермь-36 - лагерь-музей ГУЛАГа в деревне Кучино под Чусовым. 
Погода в тот день испортилась, став очень созвучной этому месту - по-настоящему гнетущему и страшному:



В соседний Чусовой, который тоже не безынтересен, я заехал только на автовокзал, осматривать город поленился - было холодно и некрасиво.
Зато в последний день выпал снег, и в Перми на несколько дней установилась вот такая вот зимняя сказка:





Наверное, сегодня этот снег еще не стаял....
В целом, программа выполнена где-то на 80%, но я сделал главное - увидел Горнозаводской Урал как единое целое. Здесь завод - это кремль, а слободка/соцгород - это посад, и к заводу ведут все дороги. Я согласен с тезисом об "уральской горнозаводской цивилизации", которую и попытаюсь теперь раскрыть.

Рассказ о путешествии будет выглядеть примерно так:
1. Пермь (видимо, в 2 частях, вторая о Мотовилихе).
2. Кунгур с пещерой (2-3 части).
3. Пермь-36.
4. Екатеринбург (4-5 частей, в том числе об Уралмаше и ВИЗе).
5. Невьянск.
6. Нижний Тагил (2-3 части).
7. Североуральский узел (железные дороги, пейзажи, Волчанск).
8. Краснотурьинск
9. Североуральск.

UPD: полное оглавление экспедиции
УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Дороги, станции, города и веси.
Североуральск.
Краснотурьинск.
Екатеринбург.
Виды с небоскрёба.
Проспект Ленина.
Плотинка и пруд.
Прочее в центре.
Уралмаш.
Верх-Исетский завод.

Летом я планирую отправиться на Урал снова. Посетить Усолье, Соликамск, Чердынь, Хохловку, Алапаевск с окрестностями, Полевской, Сысерть, а может и еще что-нибудь.

"Уральская быль", природа, транспорт, дорожное, Урал, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up