Как и подавляющее большинство уральских городов, Пермь начиналась с завода. Точнее, даже с двух заводов: в 1723 году был основан Егошихинский завод, в 1736 году - Мотовилихинский. После создания губернской Перми Мотовилихинский завод остался самостоятельным поселением, промышленным пригородом, и в состав Перми был включен лишь в 1930-е годы. Более того, среди других уральских заводов Мотовилиха стоит особняком - так же, как Ижевск или челябинский Танкоград, только Мотовилиха аналогичную роль играет для российской артиллерии, главным производителем которой является с конца 18 века.
В отличие от губернской Перми, Мотовилиха - это классический город-завод. На протяжении 200 лет она развивалась обособленно, в 1905 году прославилась вооруженным восстанием рабочих Первой Русской революции, в 1927 году включена в состав Перми, а в 1931-38 вновь выделена в самостоятельный город Молотово. В 1940-57 года Молотов - название и самой Перми, и дело тут не столько в Молотове, который Риббентропа, сколько в том, что историческим символом Мотовилихи был 50-тонный паровой молот - на момент постройки крупнейший в мире (говорят, когда он работал, в городе дрожали стёкла).
Собственно Мотовилихинский завод прекрасно виден с моста через Каму, и даже с такого расстояния заметна архаичность его построек:
За заводом видны и другие доминанты. Слева - гора Вышка с памятником "Паровой Молот", справа - Троице-Стефанов монастырь. Мотовилихинский завод - еще из дореволюционных, универсальных предприятий: здесь есть и металлургия, и машиностроение. Мой сводный дед, Вадим Анисимов, у которого я и остановился в Перми, был начальником прокатного цеха на этом заводе - того, где чёрная труба справа.
От центра города Мотовилиха отделена полосой изб и многоэтажек, причём "окраины" находятся как с одной, так и с другой стороны. В Мотовилихе очень эффектный главный въезд со стороны Перми (частично показанный в посте про Пермь-Первую), но заснять его ближе я так и не сподобился. Вообще, сработал известный синдром: бегло прогулявшись по Мотовилихе в первый день, я всё думал - обойду позже подробнее, ведь рядом же... но в запланированный день резко похолодало и выпал снег, поэтому ремарка "так и не заснял" будет в этом посте попадаться еще не раз.
В Мотовилихе улица Ленина превращается в улицу Уральскую - по ней и лежит путь к центру, сначала через многоэтажки и хрущевки, мимо цирка. Первый интересный объект по дороге - Дворец Ленина, бывший ДК Мотовилихинского завода.
Очень интересное сталинское здание, построенное к тому же в 1963 году, то есть на закате эпохи Хрущёва! Редчайшее явление. Недавно дворец купили евангелисты, но что они будут с ним делать дальше - пока неясно.
Затем начинаются конструктивистские рабочие посёлки 1920-30-х годов:
А далее и собственно старая Мотовилиха - типичный уральский город-завод с тяжёлыми, прокопчёнными избами:
Вообще, в Перми очень много деревянных домов характерного облика - но при этом они достаточно бедны резьбой и украшениями, и по-настоящему красивых деревянных домов, как в Томске или хотя бы Екатеринбурге, в Перми очень мало.
Центральную часть Мотовилихи около улицы 1905 года занимает каменный центр - также весьма типичный для уральского заводского города, с небольшими купеческими домиками:
В красном домике на фото ниже - дом-музей Николая Славянова, изобретателя электросварки (
по данным англоязычной википедии, Славянов изобрёл сварку в 1888 году, а американец Коффин - в 1890-м, то есть это не "родина слонов"). Я бы наверное на этот музей и внимания не обратил, если бы не тот факт, что вышеупомянутый Анисимов был его создателем.
Ну а вид на музей Славянова был снят с территории другого музея, который можно считать одной из главных достопримечательностей Перми:
Это музей истории Мотовилихинского завода, во дворе которого выставлены практически все образцы заводской продукции. То есть - артиллерия. Фактически это полноценный артиллерийский музей, к тому же вход в его двор свободный.
Самый известный его экспонат - Пермская царь-пушка (1869):
Её калибр - 508мм (то есть жерло полметра в диаметре), масса ядра - почти полтонны (459кг), при этом дальность стрельбы составляла около километра. Пушка была в серийном производстве, использовалась на крейсерах и в береговой артиллерии, и пермяки очень гордятся тем, что "в отличие от московской царь-пушки, пермская стреляла!".
Другое орудие того же времени:
Разнообразная ствольная артиллерия 19-20 веков - а старейшие изделия завода, видимо, и не сохранились. Сам же завод на заднем плане здорово дополняет картину:
Самоходка:
Системы залпового огня "Град" и "Ураган". Где-то тут есть и "Катюша", но я её в этот раз проглядел:
Комплексы ПВО (в том числе С-300, в этот кадр не попавший, но на общем виде музея его опознать легко):
И даже баллистические ракеты, видимые с разных концов Старой Мотовилихи:
Газокачалки на переднем плане тоже не случайны - такую технику завод делает в мирное время, как танковые заводы - трактора и вагоны.
Сам Мотовилихинский завод, цеха в основном дореволюционные:
Я очень люблю этот музей. Еще в детстве я захаживал сюда десятки раз. А от музея путь лежит на Вышку - гору в восточной части Мотовилихи, на вершине которой стоит скульптура (не машина) Паровой Молот - памятник вооруженному восстанию 1905 года:
Путь на Вышку по улице 1905 года. Сбоку - Троице-Стефанов монастырь (постройки 19в.), воссозданный относительно недавно - по крайней мере в Перми моего детства его еще не было. .
На вершину Вышки ведёт извилистая лестница с лавочками. На одной из площадок увидел вот что:
На вершине Вышки. Помимо Молота, здесь находится брежневское здание диорамы "Вооруженное восстание в Мотовилихе", но мне она не показалось интересным, в отличие от самого Молота:
Но революционный мемориал меня интересовал мало.
Зато с Вышки открываются роскошные виды - вся Мотовилиха, весь завод как на ладони. Увы, Солнце было самым контровым, которое только бывает... Может быть, я пересниму эти виды летом, а пока пусть будет то, что есть.
Общий вид Мотовилихи - улица Славянова и завод:
Посмотрим на завод поближе. Большая часть его цехов - конца 19 века, есть и более старые, и в целом облик предприятия поражает своей архаичностью. Но завод действует, хотя и последние десятилетия в серьёзном упадке:
Посмотрим по сторонам. Вот Уральская улица, избы и многоэтажки:
Характерная застройка Мотовилихи:
Троице-Стефанов монастырь - всё же на Урале заводской город немыслим без собора:
Церквушка-новодельчик за Камой, в посёлке Верхняя Курья (я родился в посёлке Нижняя Курья, но он существенно дальше):
И губернская Пермь за трубами Мотовилихинского завода - старые дома, высотки, Кафедральный собор:
Еще один вид за трубами - Кама, автодорожный мост, промзона вдоль берега:
Напоследок вот такой вид - истинно уральский: старые избы на фоне заводских труб:
Напоследок скажу еще вот что: возможно, о Перми я пишу несколько более критически, чем о других городах России. Дело только в том, что это моя родина, и чтобы любить этот город, мне больше ничего не надо. Какой бы ни была Пермь, а там мой Потерянный Рай.
Хотя, наверное, объективно Пермь - наименее привлекательный из российских миллионников (еще раз - сравнение только с другими миллионниками!): город достаточно грязный, запущенный и гоповый, а здешние достопримечательности ощутимо проигрывают Самаре, Омску или Волгограду. К тому же, в городе довольно плохой воздух.
Из хорошего не могу не отметить огромное количество самого разнообразного общепита - в этом смысле Пермь если не на первом, то по крайней мере на одном из первых мест в России.
Но всё-таки намного интереснее, чем сама Пермь как город разные города и веси Перми как исторической области: Чердынь, Соликамск, Усолье, Кунгур и другие. В эту поездку я посетил только Кунгур и Пермь-36, о которых и пойдёт речь далее.