Екатеринбург. Часть 5: Уралмаш

May 10, 2010 11:42



Изначально Уралмаш не входил в мои планы - что я, соцгородов не видел, что ли? Однако после моего анонса мне предложил экскурсию по Уралмашу konstaneda , охарактеризовав этот район как "исторический и градостроительный феномен".
Он не обманул. Ведь Уралмаш - это:
...Завод заводов Советского Союза.
...Свердловск без признаков Екатеринбурга.
...Вотчина одной из самых страшных преступных группировок 1990-х годов.
...Просто интересный в архитектурном и градостроительном плане район, где отметился немецкий "Баухауз".

Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), более известный как Уралмаш, был построен в 1929-33 годах. Его называли "завод заводов" - тут делались прокатные станы, блюминги, гидравлические прессы, доменные печи, корпуса шахт, карьерные экскаваторы. На момент постройки Уралмаш был крупнейшим машиностроительным заводом в мире, остаётся одним из крупнейших он и поныне, несмотря на глубокий упадок:



Виды на завод издалека с его характерным скайлайном низких прокопчённых труб я уже показывал в предыдущих постах, повторяться не буду. Размером УЗТМ примерно 4 на 1,5км, и расположен между соцгородом и основной частью Екатеринбурга. О флагманском положении Уралмаша в советском Свердловске говорит хотя бы то, что в центр отсюда ведёт линия метро, причём её северные станции, расположенные на территории района ("Проспект Космонавтов", "Уралмаш" и "Машиностроителей") были введены в эксплуатацию первыми и чуть не "повисли" там из-за распада СССР.

Прогулку по соцгороду мы с konstaneda начали от станции "Уралмаш", недалеко от которой он показал мне вот такое панно - всё же большая часть Уралмаша застроен брежневскими домами:



На соседней улице Кузнецова сохранились деревянные дома - в таких жили первые рабочие Уралмаша в 1930-е годы:





Сейчас этих домов осталось немного - а когда-то они составляли большую часть нынешнего соцгорода. На Уралмаше традиционно была очень напряжённая ситуация с жильём, так как рост населения район существенно опережал прогнозы. В 1930-е и барак считался тут роскошью, а многие жили в землянках. До 1970-х основу жилого фонда Уралмаша составляли "каркасно-засыпные" дома - то есть дома с деревянным каркасом и двумя рядами фанерных стен, пространство между которыми засыпалось опилками и известью. На их месте и выросли в основном многоэтажки.
Первые коснтруктивистские дома и кварталы строились для начальства, и лишь после (когда начальство переехало в сталинки) стали заселяться рабочими:





Однако строительство шло непрерывно и много, и в целом облик Уралмаша определяет постконструктивизм - этим термином некоторые называют переходную форму между конструктивизмом и ранним сталиансом. Многие здания здесь строились при участии специалистов "Баухауса" - Высшей строительной школы Германии, действовавшей в 1919-32 годах; в двух странах, проигравших Первую Мировую, но сохранивших величие, шли очень похожие архитектурные процессы, советские и немецкие архитекторы активно взаимодействовали, учились и строили друг у друга; немцами среди прочего было целиком спроектировано несколько соцгородов (Магнитогорск, Орск, Новокузнецк, Улан-Удэ - разумеется, их довоенные части), Уралмаш же стал совместным творением, причём важнейшие здания проектировал Бела Шефлер - уроженец Минска и выпускник "Баухауса", то есть носитель обеих культур. Печать "Баухауса" тут видна невооружённым глазом, особенно если бы хотя бы в Кёнигсберге:





Сталинки Уралмаша строились в основном пленными немцами, и в целом отличить довоенную архитектуру от послевоенной здесь на глаз почти невозможно:





Главная улица Уралмаша - Машиностроителей, ведущая вдоль завода. На неё выходит станция метро "Уралмаш", по ней проходят и трамвайные пути, которыми район буквально опутан:



Стела недалеко от проходной - регалии УЗТМ:



За этой стелой раскинулась площадь Первой Пятилетки - главная на Уралмаше и самая "немецкая":



Огромное серо Управление УЗТМ - творение Белы Шефлера, типичный образец баухауза, но с характерной конструктивистской отделкой. Левее - проходная завода (которую я не заснял - издали мешали деревья, а ближе подходить то ли поленился, то ли побоялся), от которой веером расходятся улицы соцгорода: то есть к заводу тут в буквальном смысле ведут все дороги:



На другой стороне площади - здания 1930-х годов, в том числе так называемый Мадрид (опять же творение Шефлера):



В этом здании располагалась гостиница, получившая своё название в знак солидарности с Испанией, где в те годы (1936-39) шла гражданская война между фашистами и коммунистами. Кроме того, считается, что в этом здании жили в войну эвакуированные испанцы. Символично, что на фасаде четвёртого этажа - икона, а еще выше - эмблема УЗТМ.
Перед "Мадридом" - памятник погибшим в Великой Отечественной (думаю, нет нужды пояснять, что УЗТМ сыграл огромную роль в производстве оружия и боеприпасов):



Чуть дальше по улице Машиностроителей - Рождественский монастырь:



Включающий Матрёнинскую часовню (современная) и церковь Рождества Христова (1996):



Считается, что построены эти храмы были на деньги бандитов, и якобы в них же проводились панихиды по бандитских лидерам. Насколько это правда - не знаю, но кроме бандитов в те смутные годы построить что-либо на Уралмаше было некому.
Недалеко от монастыря - еще одна новодельная церквушка (также подчинённая монастырю), очень интересная своей архитектурной формой:



Это ведь ни что иное, как попытка вписать храм в ансамбль конструктивистских зданий, представить, как могли бы выглядеть церкви 1920-х годов, если бы в Советском Союзе строились церкви. Мне кажется, попытка удачная - церковь смотрится тут как родная. И вообще, при всех недостатках Екатеринбургской епархии, строить и реставрировать они умеют:



Другая главная улица - Орджоникидзе, ведущая строго на север от проходной завода.



Здесь интересен Стоквартирный дом послевоенной постройки, в котором жило заводское начальство:







Прямо во дворе дома - фонтан (увы, за много лет бездействия заросший травой):



Здесь же попался нам вот такой артефакт, коих по Уралмашу, видимо, разбросано немало:



Наконец, третья главная улица - пешеходный Бульвар культуры, начинающийся на площади у "Мадрида":



На бульваре расположены целых два Дома Культуры Уралмаша - старый и новый. Старый - в том же квартале, что и конструктивистская церковь, ещё одно творение Шефлера:



В начале 1990-х здесь располагался штаб Уралмашевской ОПГ. Про последнюю стоит сказать отдельно - ведь это была одна из самых страшных преступных группировок ельцинской России. Основанная братьями Цыгановыми, группировка довольно быстро разрослась, и начало 1990х в Екатеринбурге ознаменовалось настоящей войной между "уралмашевскими" и "центровыми" - говорят, стрельба по ночам была в те годы обычным делом. Одержав победу, уралмашевцы подмяли под себя почти всю Свердловскую область, начали осваивать и Москву. Под их контролем был, например, аэропорт Домодедово - то есть ОПГ "держала" объекты такого масштаба. Любое противодействие (в том числе свидетели, вступившие в контакт с милицией) обнаруживалось и ликвидировалось мгновенно. На попытку "прижать" бандитов в 1994 году те ответили расстрелом из гранатометов здания ГУВД Екатеринбурга (где прицельными выстрелами сожгли архивы) и областной администрации (в порядке устрашения) - фактически, уралмашевцы имели свою армию на уровне небольшой африканской страны. Позднее был создан Общественно-политический союз "Уралмаш" (хотя всем было ясно, что ОПС - это Организованное преступное сообщество), то есть группировка стала официальной.
Однако сменились эпохи, и время лихих людей и атаманов прошло. "Уралмаш" частично легализовался, перейдя в строительный бизнес (не в последнюю очередь бывшим бандитам Екатеринбург обязан небоскрёбами), а кто не смог - был уничтожен государством, в том числе последний лидер ОПГ Александр Хабаров, повесившийся (вероятно, не без "помощи") на собственных штанах в камере СИЗО в 2005 году.



Бульвар Культуры выводит ко второму ДК - Новому:



Огромное и весьма интересное здание 1970-х годов. Раз в год в нём проводят ярмарку хитники - так на Урале называют старателей, полулегальных охотников за самоцветами.



А за ДК - пожалуй, самое интересное сооружение Уралмаша - Белая Башня (ранее бывшая в перспективе бульвара):



Построенная в 1928-31 годах, это была на тот крупнейшая по объему водонапорная башня в мире, а кроме того, это было одно из первых в СССР железобетонных сооружений. Сначала к проекту отнеслись с недоверием, включив в него боковые "ножки", а бак сделав металлическим. Однако бак прорвало через час после заполнения, на улицу выплеснулось 750 кубометров воды, которая устремилась большим потоком вниз по бульвару (по легенде, при этом смыло стоявшего на посту милиционера). Только после этого соорудили железобетонный бак, как и планировалось изначально.



Ныне башня заброшена, и konstaneda потащил меня внутрь. Мне было в общем страшно, потому что вход в башню только один - и если кому-то придёт в голову нас там подкараулить... Дальше получилось недоразуменее: мы дошли до среднего яруса (по полуразрушенным и заваленным мусором лестницам), konstaneda побежал выше, а мне почему-то показалось, что он пошёл обратно вниз. И я повернул.
Konstaneda сказал потом, что сверху открывается роскошный вид всего района. Но я прошу читателя понять моё "малодушие" правильно: дело не в том, что меня могли избить и ограбить, а в том, что я мог бы потерять весь собранный материал. Поэтому, читая эту серию, осуждать меня за то, что я куда-то соваться не рискнул - весьма непоследовательно....

Около Белой Башни ныне огромный авторынок, дальше сосновый лес и кирпичные дома. Вдаль уходит улица Бакинских Комиссров, по которой мы и уехала на трамвае:



Последний пост о Екатеринбурге будет посвящен Верх-Исетскому заводу, куда мы ходили с denisov-dnevnik.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Дороги, станции, города и веси.
Североуральск.
Краснотурьинск.
Екатеринбург.
Виды с небоскрёба.
Проспект Ленина.
Плотинка и пруд.
Прочее в центре.
Заводские посёлки: Уралмаш и ВИЗ.

немецкое, "Уральская быль", дорожное, Урал, Свердловская область, индустриальный гигант, Екатеринбург

Previous post Next post
Up