Нижний Тагил. Часть 3: Демидовский завод

May 04, 2010 13:37



В заключительной части о Нижнем Тагиле - рассказ о старом Демидовском заводе, работавшем в 1725-1987 годах, а затем превращенном в музей. В принципе, такие заводы есть во многих уральских городах - но в Нижнем Тагиле наличие металлургического комбината полного цикла позволило остановить и музеефицировать старый завод без ущерба для города.

...В уральских городах завод - это кремль, а жилые районы - это посад. Так пройдёмся же по Нижнетагильскому кремлю!

Завод сохранил традиционную планировку "от плотины" на речке Тагил. На одном берегу - производственная часть, на другом - административная. Со второй и начнём.



В самом начале проспекта Ленина находится Главное заводоуправление (1833) - впечатляющее классицистическое здание, в губернском городе смотревшееся бы как присутственные места. Вид с фасада я каким-то образом забыл снять, но в общем-то представить себе фасад, видя двор такого здания, нетрудно - правильный классицизм с парадным крыльцом и 8-колонными портиком.



Заводоуправление - это не контора завода. На Урале существовала особая административная единица - горнозаводские округа, объединявшие по 5-10 заводов. Как правило, весь округ (а не отдельные заводы) имел одного владельца, то есть был своеобразным территориально-производственным комплексом. В 1860-е годы на Урале было 6 казённых и 39 частных горнозаводских округов (плюс отдельные Олонецкий в Карелии, Колыванский на Алтае и Нерчинский в Забайкалье). Атрибуты окружного центра - Заводоуправление и дом горного начальника.



Здание заводоуправления - П-образное в плане, во дворе (на кадре ниже виден слева) Лабораторный флигель: функции заводоуправления были весьма разнообразны. Ныне постройки заняты музеем - в основном здании выставочный зал, в корпусе на переднем плане - собственно музей (очень интересный, зайдите обязательно!):



У входа - макет паровоза Черепановых. Хотя Нижний Тагил называют иногда "родина российских железных дорог", железные дороги на конной тяге были на российских заводах еще в 18 веке, старейшая - в нынешнем Петрозаводске. Однако в Тагиле в 1833 году Ефим и Мирон Черепановы (отец и сын) создали первый отечественный паровоз. Откуда взялось утверждение, будто они изобрели паровоз вообще - я не знаю: в 1832 году Демидов командировал нескольких своих крепостных инженеров в Англию специально с целью изучения английского паровозостроения. В 1834 году была построена экспериментальная линия длиной 854м и с колеёй 1645мм. Пароход (то есть паровоз) развивал скорость 14-16км/ч.



Далее планировалось соединить железными дорогами Нижнетагильские заводы и рудники, но дело не заладилось, и причиной тому была вовсе не "традиционная русская косность и продажность начальство", как принято думать: ведь в те годы еще не была налажена угледобыча, единственным топливом могли быть дрова, а на Урале к тому времени назревал жесточайший топливный кризис, так как почти все леса были вырублены - даже по моим фотографиям видно, что лес тут в основном очень жиденький. Конная тяга и плотины оказалась рентабельнее, чем паровозы и паровые машины.
Тем не менее, Горнозаводский Урал был в одном шаге от строительства первых в России железных дорог в современном смысле.



Также около музея - глыбы руды и экспозиция заводской продукции: прокат, рельсы, колёса... Удивительно, что всё это не разграбили охотники за металлоломом в 1990-е годы. На заднем плане Лабораторный флигель:



Вид от музея на горловину Уральской улицы. В середине - Художественная галерея, о которой я писал в прошлой части (там хранится Тагильская Мадонна начала 16 века - вероятно, работы Рафаэля). А по бокам - корпуса Провинатских складов:



Одни из самых интересных в архитектурном плане зданий Нижнего Тагила, склады были построены в конце 18 века, в стилистике петровской эпохи. Ныне Верхние склады занят музеем природы, нижние - сувенирным магазином:



Вид у них прямо-таки средневековый:





К складами примыкает музей горнозаводской техники под открытым небом - различное промышленное оборудование 18-19 веков:



Большинство экспонатов - начала 19в.. То есть это техника той эпохи, когда машины работали от плотин, домны топились дровами, рабочая сила была подневольной, а продукцию вывозили по рекам на деревянных барках, порой разбивавшихся о "бойцы" - скалы у речных порогов.



И для той эпохи Урал был мощнейшим металлургическим районом мира, оставляя позади и Англию, и Голландию, и Швецию. Но как это часто бывает, сменились эпохи, и Горнозаводской Урал оказался не готов к наёмным рабочим, паровым машинам, железным дорогам.



Вододействующий молот 18 века:



А по другую сторону от заводоуправления - собственно Демидовский завод:



Левее границы кадра - пруд и Лисья гора. На переднем плане - плотина, сердце города и завода. Ведь как уже говорилось, уральские заводы были вододействующие, плотина приводила в действие все остальные механизмы. В нынешнем виде Тагильская плотина построена в 1880-е годы, однако сама по себе она ровесница города.
Общий вид завода с Лисьей горы я уже показывал, хотя бы на заглавном кадре. А вот так завод выглядит с земли:



Здесь же - схема завода с датами:



А около схемы - несколько раритетов, в том числе затвор старой плотины 18 века:



Основной ансамбль завода - конец 19 - начало 20 века. В общем-то, сами по себе его постройки не уникальны, встречаются на Урале и более старые цеха, причём действующие. Да и у завода в целом аналоги есть. Тем не менее, сходный по характеристика завод-музей Фёльклинген в Германии входит в ВКН ЮНЕСКО - то есть Тагильский завод достоин такого статуса.

Но вот с посещением завода всё достаточно сложно. Во-первых, он совершенно не обустроен для посетителей, без присмотра ходить там просто опасно; во-вторых, часть завода (вероятно, котельная) действует; в-третьих, к чужакам без присмотра на Урале вообще не привыкли. Словом, осмотреть его можно только с экскурсией, по предварительной заявке, и стоит это 600р.. На Невьянской башне схема та же - но там намного выше вероятность примкнуть к группе.
Впрочем, Демидовский завод можно неплохо рассмотреть и снаружи, не заходя на территорию. Что и предлагаю сделать. Вот только о функциях большинства построек я не знаю - очень надеюсь, что мне кто-нибудь подскажет.



Основной двор завода - наиболее аутентичная его часть, сохранившая облик конца 19 века. Характерные островерхие цеха выглядят почти средневеково. Подозреваю, что из-за отсталости Урала тех времён облик цехов запаздывает лет на 20-30.
Особенно зрелищен вот этот цех - судя по карте, часть доменного комплекса (отдельные постройки которого сохранились с 18 века - не это ли здание конкретно?):



Прокатный цех (1902):



И механизмы прокатного стана (приводные колёса и валки) двух разных эпох, лежащие перед ним:



Со стороны речки двор замыкает цех металлоконструкций (1929):



На Тагил выходит и стоящая за цехом контора (1930, конструктивизм):



Просто виды заводского двора:







Вообще, при написании этого поста я реально пожалел, что не записался на экскурсию. При поиске сведений в интернете ощутил полное бессилие понять, что тут есть что!

Самая зрелищная часть завода, и одновременно самая поздняя (1930-е годы) - домна:



К ней примыкает сзади и цех с двумя трубами. О возрасте домиков с двускатными кровлями сказать сложно. Ведь цеха 18в. были по сути просто большими мастерскими и выглядели примерно так.



На заднем плане - водонапорная башня и электроподстанция 1920-х годов.
На домне же сохранён участок рельсов с танк-паровозом (то есть паровозом без тендера - угольного прицепа, более компактный и менее мощный, поэтому обычно танк-паровозы были маневровыми):



Другие части завода хорошо видны сверху, и Лисьей горы. Например, здесь виден Энергетический цех (1913, жёлтый в центре), Механическая фабрика (1840-е, двускатное здание на заднем плане), и конечно же каупер (воздухонагреватель доменной печи) - чёрная башня на переднем плане:



А здесь хорошо видна фермовая кровля мартеновского цеха (???):



Дальняя от плотины часть завода:





Здесь воссоздан облик грузовой станции и подъездных путей, куда я пролез через дыру в заборе:



Теперь посмотрим на завод с Горбатого мостика (о котором я писал в прошлой части). На переднем плане - повреждённый пожаром комплекс конюшен, то есть такое протодепо:



Цеха с двускатными кровлями - одни из самых старых на заводе, 1840-х годов, использовались как механическая фабрика:



С другой стороны - экспозиция заводской техники начала ХХ века:



Например, разливочная машина 1930-х годов - разливала она расплавленный металл по формам:



Словом, советую всё-таки обращаться к услугами музейных экскурсоводов. Да, это дорого и неудобно. Но Урал вообще такой край - неудобный. Это замкнутый мир, живущий по своим законам, и открыться внешнему миру пока смогли лишь крупнейшие города. Нижний Тагил - самый яркий представитель настоящего Горнозаводского Урала как он есть. Город страшный и мрачный - но при этом очень интересный и зрелищный; его красоты и древности надо еще суметь увидеть за гарью, смогом, вонью окалины и множеством гопников (да и нормальные тагильчане в большинстве своём вежливостью и обходительностью не отличаются).
И если уж Вы приехали на Урал - принимайте его законы.

А мой путь лежал на север....

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Североуральский промышленный узел.
Краснотурьинск.
Североуральск.
Екатеринбург.
.

"Уральская быль", дорожное, "Молох", "Раскол", Урал, зона трагедии, Свердловская область, Нижний Тагил, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up