Екатеринбург. Часть 4: прочее в центре

May 08, 2010 22:19



В завершение рассказа о центре Екатеринбурга (но не о городе в целом!) - всё то, что не влезло в предыдущие части, в основном - районы к югу от Проспекта и улицы Малышева. Фотографии - 2010 года, если не указано иное.

В прошлой части мы остановились у Каменного моста, на юге Исторического сквера, разбитого в 1970-х годах на площадке старого завода. В одном из его корпусов, заводском госпитале начала 18 века, с 1986 года располагается Екатеринбургский музей изобразительных искусств (1936) - один из лучших в России в своём жанре. Живописи здесь очень мало (с пермским не сравнить), но зато роскошная экспозиция традиицонных промыслов Урала от невьянских икон до тагильских подносов. Основная часть музея - атриум между двух корпусов здания, в котором выставлено каслинское литьё:

2.


Если в Пермском крае самое известное явление в искусстве - деревянная скульптура, в Свердлвской области - камнерезное дело, то в Челябинской - каслинское литьё, сложившееся в 19 веке на чугунолитейном заводе в городе Касли. Из чугуна отливались скульптуры, решётки, фонари. Чёрный цвет чугуна, блики на полированной поверхности, сочетание тяжеловесности с тончайшей ковкой - каслинские фигуры не спутать ни с чем. А в музее хранится высшее достижение этого искусства - Каслинский павильон:

3.


Он был сделан в 1899-1900 годах по проекту петербургского архитектора Евгения Баумгартена для Всемирной выставки в Париже, и в облике его воплотился весь опыт каслинских мастеров 19 века:

4.


На Всемирной выставке павильон получил гран-при в номинации "металлические изделия", но покупателя ему там не нашлось - по легенде, хозяева отказались продавать прилагавшуюся к павильону скульптуру "Россия", так как она "не продаётся!", из-за чего развалилась вся сделка. В разобранном виде павильон вернулся в Касли, там пролежал два десятилетия на складе, и в 1921 году по инициативе нового директора завода началась его переплавка.

5.


Культурной общественности, в первую очередь Уральскому обществу любителей естествознания, удалось отстоять павильон, но ещё несколько десятилетий заняла его реставрация и воссоздание переплавленных элементов. Здесь он выставлен с 1958 года:

6.


Ну а ныне это один из символов Урала, и если не самая красивая, то самая тонкая и вычурная постройка Екатеринбурга:

7.


Именно постройка - если есть каменное и деревянное зодчество, должно быть и металлическое. Его образцы в России - это в основном часовни и беседки, и центр железного зодчества как искусства в России - безусловно, Урал (например, Полевской). Ну а этот павильон вполне может претендовать на звание красивейшего металлического здания мира.

8.


Теперь поднимемся на Каменный мост 1840-х годов, и полюбуемся перспективой улицы Малышева - параллельной проспекту:

9.


Типичная для Екатеринбурга застройка - много классицизма, домики конца 19 века, и торчащие тут и там высотки:

10.


Екатеринбург - пожалуй, уникальный город, в котором дореволюционная архитектура очень неплоха сама по себе, но совершенно теряется на фоне смелости советской застройки и размаха современности. Основные эпохи здешней дореволюционки - начало 19 века (до 1840-х годов включительно) и рубеж 19-20 веков, и иногда они сочетаются в одних и тех же здания. Начало 19 века - "золотая осень" Горнозаводского Урала, когда он уже потерял роль "мировой кузницы", но был ещё богат и крепок, не желая верить в скорый упадок. Рубеж 19-20 веков - некоторое капиталистическое оживление, которое принёс зачахшему краю Транссиб. А между ними - упадок и безвременье, в которые не строилось, кажется, ничего. Вот на улице Малышева - трёхэтажный дом купца Флоринского (1912-15):

11.


На улице Либкнехта - усадьба начала 19 века, перестроенная в 1916 году в детскую библиотеку. На фасаде бюсты Белинского, Мамина-Сибиряка и Решетникова, а в 1928 году здесь выступал собственной персоной Маяковский:

12.


Чисто русское зрелище - деревянный дом (1910, особняк и частная больница доктора Сяно) у подножья небоскрёба:

13.


И пусть на каждом втором доме значится фамилия купца, а всё равно в столице Урала не обойтись без индустриального налёта:

14. 2016


Просто пейзажи уездного Екатеринбурга:

15.


Хотя с населением 43 тысячи человек Екатеринбург к началу ХХ века не уступал губернской Перми, а двести лет назад был крупнее неё втрое.

16.


И казалось бы, кого в современной России удивишь соседством высоток с купеческими домиками? Но всё же облик Екатеринбурга очень самобытен:

17.


Немало в этом мегаполисе сохранилось и деревянных домов. Деревянный Екатеринбург - это триумф "точечного подхода" к сохранению исторического наследия над "средовым". Глядя на советские бетонные джунгли, растущие вверх стеклянными башнями современности, сложно представить, что когда-то и Екатеринбург был городом в основном деревянным. Но изведя среду, здесь смогли сохранить шедевры, стоящие теперь одиноко посреди высоток, суеты и блеска:

18.


19.


20.


До строительного бума 2000-х доминантами промышленного Свердловска были заводские трубы, а ещё раньше - храмы. На краю исторического центра, в конце улицы Розы Люксембург, находится Троицкий собор, или Рязановская церковь. В 1818 году его построил один из богатейших в тогдашнем городе купец-старообрядец Яков Рязанов для братьев по вере, а в 1838 вдруг взял да перешёл в единоверие. Большая часть прихода последовала за ним, к молельному дому были достроены купола, а в 1855 году и колокольня. В советское время здание занимал Дом культуры, в котором среди прочего проходил конвент (фестиваль) фантастики "Аэлита" (старейший в России) и проводились концерты Свердловского рок-клуба. Ныне собор кафедральный, и изгнание отсюда фантастов многие не могут простить епархии до сих пор.

21.


В южной части города группировались и другие храмы тех, кто крестился двумя перстами и никогда не сбривал бороды. Помимо Рязановской единоверческой церкви, была здесь ещё и Толстиковская церковь Спаса Нерукотворного (1814-33), как я понимаю, строившаяся единоверческой изначально. Хранилась в ней, тем не менее, одна из главных святынь уральских староверов - чудотворный крест из Шарташских скитов:

22а.


Неподалёку находились и две чисто старообрядческие церкви. Троицкая церковь, основное здание которой было построено в 1801 году как молельный дом, принадлежала староверам-поповцам, позже вошедшим в Белокриницкое согласие:

22б.


А вот Никольская часовня (1843-46) окормляла "часовенников" - "беспоповцев в поповстве", которые формально они допускали переход священников в свой стан из новообрядчества, но фактически считали, что ни один из них не обладает достаточной чистотой. Часовенники оформились на Нижегородчине, вокруг Городецкой часовни, и составляли основу староверов Урала, ну а Урал с его заводами, хозяев которых больше интересовала надёжность и трезвость рабочих, чем их вероисповедание, был крупнейшим "островом" староверческого архипелага России.

22в.


Ныне все эти церкви утрачены, разве что от Троицкой молельни осталось перестроенное здание. Но за старообрядческую церковь я сходу принял вполне себе "никонианский" Крестовоздвиженский храм (1880), вокруг которого с 1995 года существует мужской монастырь:

23.


Куда масштабнее Ново-Тихвинский женский монастырь, раскинувшийся южнее центра на несколько кварталов:

24.


Монастырь был образован в 1809 году из женской общины, сложившейся в конце 18 века: в один прекрасный день дом общины ограбили, и двое сестёр отправились искать помощи в Петербург. Там их принял сам адмирал Фёдор Ушаков, а игумен Тихвинского монастыря подарил сёстрам чудотворный список Тихвинский иконы Божьей Матери. С такими покровителями и святынями, да в богатом горном городе уже к 1820-м годам монастырь стал крупнейшим на Урале, и в нём развернулось масштабное каменное строительство. К началу ХХ века обитель включала 6 храмов, 18 гражданских построек, больницу, детский приют, училище, здесь жило около 1000 монахинь и послушниц - словом, это был целый город.

24а.


При Советах огромную обитель пытались как будто бы растворить в городской среде, в её зданиях размещались разные учреждения (в первую очередь - военный госпиталь), а около двухсот монахинь, пережив репрессии, ещё десятилетия жили на частных домах небольшими общинами. Передача монастырского комплекса церкви началась в 1994 году, и не завершена до сих пор... Екатеринбургская епархия в своём репертуаре - например, вот эти ворота начала 19 века, пережившие советскую эпоху, были снесены зачем-то в 2015 году:

25.


В центре монастыря - едва ли не крупнейший в городе Александро-Невский собор (1830-48) в стиле позднего классицизма; здесь хранится та самая Ново-Тихвинская икона:

26.


Маленкая церковь Всех Святых (1902) в глубине территории обители, посреди корпусов бывшего госпиталя:

27.


Южнее ворот - очень интересная группа церквей: слева направо Скорбященская (слева, 1817-22), Введенская (1835-60) и длинная обезглавленная Успенская (1778), с женской общины при которой и начинался монастырь. Последние две еще сохранили больничный облик 1930-х годов, так как были передана монастырю только в 2009 году. И характерный "замок" Введенской церкви с звбучатой башней - пожалуй, самая запоминающаяся постройка монастыря:

28.


Но в таком виде стоять ей явно осталось недолго, а Успенскую церковь в 2016 году стали реконструировать со сносом, при том что на момент возвращения РПЦ это был старейший сохранившийся храм Екатеринбурга.

28а.


У Ново-Тихвинского монастыря было множество подворий, часовен, благотворительных заведений, паломнических гостиниц и других "филиалов".  А вот например часовню Александра Невского (1881), поставленную к 20-летию отмены крепостного права на Хлебной плошади, при Советах засаженной парком-дендрарием, Ново-Тихвинский монастырь восстановил в 1996 году. В советское время её знали как Студенческий храм - хотя числилась она парковой сторожкой для хранения инвентаря, студенты и старшеклассники перед экзаменами бегали сюда ставить свечки.

29.


На перекрёстке улиц 8 Марта и Декабристов - бывший Странноприимный дом Ново-Тихвинского монастыря (1814, ныне институт философии и права):

30.


А в достоевски-жёлтоме доме на напротив жил Илья Кормильцев, поэт рок-группы "Наутилус Помпилиус", а также "Урфюн Джюса" и Насти Полевой. Кажется, это был единственный в русском роке поэт, который сам не пел и не обладал сценической внешностью - но тексты его были настолько сильны, что и за сценой он остался одной из ярчайших фигур русского рока. Ещё он писал прозу и был гениальным переводчиком, открывшим русскому читателю западную контркультуру - доводилось слышать, что тот же Чак Паланик в переводе Кормильцева сильнее, чем в оригинале. В последние годы жизни Илью Валерьевича понесло в радикальный политический протест, в художества вроде "эти русские точно знают, кого надо запретить, а я мечтаю, что однажды кто-нибудь придёт и запретит их". Но он сам когда-то писал:
Мне снятся собаки, мне снятся звери,
Мне снится, что твари с глазами, как лампы
Вцепились мне в крылья у самого неба
И я рухнул нелепо, как падший ангел.
В 2007 году Илья Кормильцев умер в Лондоне от внезапно обнаружившегося рака. Но, как мемориал, сохранился его ЖЖ.

31.


По кварталам на юге центра петляет узкая Исеть. Взгляд назад, на конструктивистские дома проспекта Ленина и храмы Вознесенской горки. Слева зелень уже упомнятого дендрария, ныне пополнившегося образцами современного искусства. Самый ранний и оригинальный из них, впрочем, в 2010-м уже был за тем кирпичным домиком - это выложенная на земле бетонная клавиатура. Дом рядом с ней называют ещё Системным блоком, название города иногда в шутку пишут как е-Бург, а название реки - как iСеть.

32.


Через речку в черте города перекинуто немало старых каменных мостов:

33.


Но пожалуй самое впечатляющее здание этого района - не дореволюционный храм, не шедевр конструктивизма и не высотка 2000-х годов, а бетонный советский цирк, открывшийся в 1980-м. Он отличается уникальной висячей кровлей в духе построек Оскара Нимейера, и в паре с Недостроенной телебашней мне напоминает модернистские храмы ХХ века, строившиеся где-то очень не у нас:

34.


Сама Недостроенная телебашня (1983-91) - один из символов Екатеринбурга. Вид её жутковатый и давящий, особенно с учётом "паучьих" ножек внизу - но город без неё представить, по-моему, просто невозможно, и самая высокая российская заброшка на фоне строящихся небоскрёбов напоминает о бренности бытия.

35.


Она строилась по тому же проекту, что телебашни Вильнюса и Таллина, и высота её должна была составить 351 метр. Впрочем, когда я увидел эту телебешаню впервые, она мне показалась пугающе высокой, и сходу сочинилось, будто бы возводили её как новое "высочайшее здание в мире", чтобы превзойти и Останкинскую башню, и башню в Торонто, да из-за Перестройки не успели завершить. Но и на самом деле, несмотря на весь строительный бум, она по-прежнему выше всех небоскрёбов (220м).

35а.


На этом закончим с южной частью Екатеринбурга. Ещё пара кадров - север исторического центра, между Городским прудом и вокзалом. В этой части города дореволюционной застройки почти не осталось, и преобладают вот такие пейзажи (Нью-Йорк? Чикаго?):

36.


В центр, от вокзала, ведёт улица Свердлова, в темноте образующая очень эффектную перспективу с башней "Газпрома":

37. 2009


...Но как уже говорилось, между 2010 и 2016 годами Екатеринбург очень сильно изменился. "Тот" Екатеринбург мне запомнился городом очень жестоким, каким-то даже людоедским, где сказать ближнему своему "это твои проблемы" - кайф и понт. Местами тут было и ходить-то страшновато, а на вокзальной площади краденное продавали не таясь. Ещё не ушла из памяти страшная Уралмашевская группировка, не побоявшаяся поднять оружие против государственных властей. В общем, Екатеринбург 1990-2000-х был этаким ганстерским Чикаго времён Великой Депрессии, ну а сейчас, кажется, становится всё более и более похож на былые индустриальные гиганты Германии. Так, недавно я с удивлением узнал, что где-то в 2010-х годах Екатеринбург сделался столицей русского стрит-арта. Граффити на домах тут много, и городские власти явно ценят хороших настенных художников:

38. 2016


Хотя если по мне - то екатеринбургский стрит-арт какой-то слишком уж чинный и правильный, похожий на "обезжиренные" картинки детских куда книжек. Мне куда больше запомнились граффити в Симферополе - своим надрывом, и в Красноярске - безумной фантазией.

39. 2016


Фантазия на тему телебашни:

40. 2016


Социальная реклама:

40а. 2016


Это уже не граффити, а советская мозаика:

41. 2016


И в общем как бы ни менялся Екатеринбург, а от многих других городов России его отличает то, что здесь интересно жить.

42. 2016


42а. 2016


УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Дороги, станции, города и веси.
Североуральск.
Краснотурьинск.
Екатеринбург.
Виды с небоскрёба.
Проспект Ленина.
Плотинка и пруд.
Прочее в центре.
Заводские посёлки: Уралмаш и ВИЗ.

"Молох", "Уральская быль", дорожное, Урал, Свердловская область, деревянное, Екатеринбург

Previous post Next post
Up