Несмотря на репутацию индустриального гиганта и буржуйской столицы Уральского ФО (куда входит и Тюменская область), Екатеринбург - без преувеличения, один из интереснейших городов России. На его осмотр по хорошему не хватит и дня, причем не менее половины времени придется посвятить музеям: Краеведческому (среди экспонатов - обломки У2 летчика Пауэрса и деревянный Шигирский идол, которому 8000 лет), Художественному (каслинское литье, невьянские иконы и т.д.), Камнерезного искусства, Геологическому и т.д. К тому же, Екатеринбург - один из самых цельных заповедников конструктивизма в России, здесь много колоритных уголков 18-19 века (в том числе Плотинка и Монетный двор - промышленный комплекс почти 300-летнего возраста), ансамблей построек 1930-80-х годов и нашего времени, уникальный метрополитен, Храм-на-Крови на месте расстрела Романовых...
Почти все это я видел в свои прошлые приезды, а в Екатеринбурге я был третий раз. Сейчас же в "Уральской Столице" у меня была лишь короткая пересадка с поезда на поезд по дороге домой из Югры, и на осмотр города у меня было всего 1,5 часа - пока не стемнело. Мой пост из Екатеринбурга не потянет на путеводитель - скорее, просто попытка нарисовать городской портрет. Коротко о главном - Плотинке и ее ближайших окрестностях.
Кто-то очень метко сравнил Екатеринбург со старым советским рабочим, который вдруг, неожиданно для всех и особенно для себя, стал депутатом Госдумы. И теперь уже сложно понять, где в нынешнем Екатеринбурге проходит граница между "пролетарским" и "столичным". Чем-то он напоминает Москву 10-летней давности. Видно, что город амбициозен - когда-то здесь строили первую в РСФСР за пределами Москвы каптальную телебашню, теперь Екатеринбург стал вторым после Москвы городом, в котором активно строятся небоскребы. Как и в Москве, в Екатеринбурге городской пейзаж за 5 лет изменился до неузнаваемости. Причем отсутствие цельной застройки в центре города позволяет вести великие стройки там, где в Москве это было бы недопустимо даже при Лужкове.
И в целом Екатеринбург - это богатый, красивый и очень жестокий город.
От вокзала в центр можно дойти пешком, но интереснее доехать на метро (о котором будет отдельный пост). Выходить нужно на станции "Площадь 1905 года", а оттуда идти по улице в сторону, противоположную строящейся церкви. Вот так выглядит сама площадь:
На которую выходит грандиозное здание городской администрации:
Одна из самых эффектных сталинок в России, явный закос под Адмиралтейство. А в прошлом на его месте стоял не менее грандиозный Богоявленский собор, построенный в 1770-е по образцу Петропавловского собора в Петербурге.
Но площадь 1905 года, хоть и является главной в Екатеринбурге, нельзя назвать "самым центром". Для Екатеринбурга это - как для Москвы Пушкинская площадь, а местный вариант Кремля с Красной площадью расположен чуть дальше, у подножья новодельного небоскреба - это район Плотинки.
Как и многие уральские города, Екатеринбург возник из плавильного завода, основанного Татищевым и Геннином в 1723 году. Название город получил не в честь Екатерины Второй, как многие ошибочно думают, а в честь Екатерины Первой - жены Петра, который и отправил на Урал экспедицию с целью открытия новых месторождений (тот же Татищев основал Пермь). К тому же святая Екатерина считалась покровительницей металлургов. Однако Екатерининский завод довольно быстро оказался в привелигированном положении - здесь был организован Монетный двор, чеканивший 80% медной монеты России до 1876 года. Как и все заводы того времени, этот завод был вододействующим и работал от плотины на реке Исеть.
По Плотинке проходит Ленинский проспект - главная улица Екатеринбурга, и идти к Плотинке от площади 1905 года около 5 минут. Слева, выше по течению Исети, раскинулся Городской пруд:
Который понемногу обрастает небоскребами, порой весьма красивыми:
Вскоре вокруг пруда, возможно, вырастет целый даутаун. А начало ему положило вот это здание - областная администрация, бывший Дом Советов, построенный не кем-нибудь, а Борисом Ельциным, который тогда управлял Свердловской областью. В народе этот дом называют "Зуб Мудрости" или, пардон, "Член КПСС". Как назовут множество таких домов - страшно представить... Ведь и строительный кран - это не разбор Зуба Мудрости, как могло бы показаться, а строительства еще одного похожего здания точно за ним:
Виден за прудом и Храм-на-Крови, построенный на месте Ипатьевского дома, где были расстреляны Романовы. Сам Ипатьевский дом в первые десятилетия СССР был объектом экскурсий и достопримечательностью №1 в Екатеринбурге, а снес его опять же Ельцин.
За прудом - едва ли не самый красивый дом в Екатеринбурге, принадлежавший когда-то купцу Севастьянову. Построен он был в начале 19 века, но после не раз полностью перестраивался.
Сейчас здесь полным ходом идет реконструкция, причем, если верить табличке, под художественную галерею:
А на самой Плотинке возвышается Преступление Против Человечества:
Та сторона Плотинки, что справа от улицы Ленина, даже более интересна. Сквозь плотинку вниз ведет подземный переход, темный и покрытый граффити, и заставляющий вспомнить, что Екатеринбург (точнее, еще Свердловск) - "вторая столица" русского рока, родина Ильи Кормильцева, Вячеслава Бутусова, братьев Самойловых, Шахрина, Пантыкина...
Сама Плотинка - давно уже просто памятник. Но это безусловно сердце Екатеринбурга:
Перед Плотинкой находится Исторический сквер на месте старого завода. В прошлом в сквере были выставлены глыбы горных пород со всего Урала, сейчас идет реконструкция:
А за прудом - жуткое серое нечто, похожее на гигантскую заводскую трубу. Это неофициальный символ Екатеринбурга - Недостроенная Телебашня.
Ведь в СССР помимо Москвы капитальным телебашнями обладали только столицы нескольких ССР - Таллин, Рига, Вильнюс, Алма-Ата, Ташкент... Даже Ленинград довольствовался лишь телевышкой. Первую за пределами Москвы телебашню России стали строить в Свердловске... но помешала перестройка. Ныне заброшенный бетонный остов высотой 270 метров довлеет над центром города, и в целом это не хуже, чем "небоскреб-призрак" в Пхеньяне. Недостроенная Телебашня воздействует на зрителя по-разному - иногда подавляет, иногда наоборот. Особенно эффектна она на рассвете, как бы рассекает зарю пополам.
Совсем рядом с этой башней вырос 200-метровый небоскреб, который хорошо виден на вводном кадре поста. Если Мировой кризис остановит и эту стройку - история высотного строительства в Екатеринбурге потянет на трагикомический фарс.
Но наиболее интересен зесь старый Монетный двор, построенный еще Геннином в 1725 году.
Изначально это был медеплавильный завод, но почти сразу здесь начились проблемы с выплатой жалования. Среди рабочих начались волнения, и Геннин добился экстренного разрешения перевести завод на чеканку монеты - и вскоре завод стал Монетным двором. Но индустриальное наследие Урала вообще уникально - мало где в мире сохранились заводы почти 300-летнего возраста. Завод 18 века - это примерно такая же уникальная постройка, как церковь 8 века.
В скверике у Монетного двора стоит очень красивый памятник Татищеву и Геннину, и современная Екатерининская часовня:
А проспект Ленина, пересекая Плотинку, уводит еще дальше. Здесь очень хорошо видна главная фишка городской застройки Екатеринбурга (точнее, Свердловска) - конструктивизм. В 1920-е годы Свердловск обзавелся одним из самых больших и цельных в России конструктивистских ансамблей, и от того ныне (да еще в сочетании с новыми небоскребами) чем-то отдаленно напоминает Нью-Йорк или Чикаго 1930-х годов.
Перспектива улицы Ленина в другую сторону:
Переулки:
Впрочем, наверное, даже большую роль, чем архитектура, играет сама атмосфера города - этакого безжалостного гангстерского мегаполиса, где соседствуют блеск и нищета, пролетариат и новейшая мода. Народ в Екатеринбурге недружелюбен, подчеркнуто продвинут и замкнут, да и просто нравы тут какие-то безжалостные. Складывается ощущение, что в столице Урала трудно выжить без умения драться и без умения идти по головам. А о местных бандитах много говорит такой факт: когда "кровавая гэбня" разгромила Уралмашскую преступную группировку, среди изъятого у бандитов оружия были боеспособные "Стингеры" (а такой штукой реально сбить военный самолет). Впрочем, много тут и интеллигентного вида молодых людей, и неформалов разного рода, по числу которых я бы дал Ебургу (сокращают название города именно так, иногда пишут как "e-Бург" на реке iСеть) из виденных мной городов почетное третье место - после Питера и Уфы.
А с Екатеринбургом мегаполисным соседствует Екатеринбург уездный... Впрочем, уездный город из него был (а входил Екатеринбург в Пермскую губернию) примерно как из нынешнего Тольятти.
В переулках около пруда находится Литературный квартал - расположенные рядышком музеи Бажова и Мамина-Сибиряка:
А небывалый даже по меркам России 2000-х строительный бум пощадил многие деревянные дома:
Но двигаясь от улицы Ленина на север по левому берегу Исети, неминуемо попадешь к Храму-на-Крови - одному из первых крупных постсоветских соборов (1997-2002) и нынешнему духовному центру Урала (наряду с Верхотурьем):
Собор прост, лаконичен и современен, без выпендрежа, но и без излишнего минимализма. Очень красив собор внутри - пол и стены отделаны разноцветными уральскими гранитами, а иконостасы в соборе не деревянные, а фаянсовые. Это изобретение возникло тут же, на Урале, в начале 20 века, и уже до революции многие храмы (например, собор в Верхотурье) обладали такими иконостасами - по тем временам настоящий хай-тек. В наше время традиция возродилась.
Увы, в мегаполисе в соборах святость бывает очень редко - и Храм-на-Крови может отпугнуть обилием попрошаек (просят по 100 рублей сразу!), торговцев и сурового вида секьюрити - ощущение, что если разозлить, зашибет иконой или канделябром.
Около собора, посреди города - роскошная усадьба Расторгуевых-Харитоновых (1796-1826 год), принадлежавшая в разное время разным заводовледльцам. Такая усадьба впечатляла бы и в Средней России, что уж говорить про Горнозаводский Урал.
А вокруг - все те же брутальные конструктивстские дома:
И небоскреб, довлеющий над центром вместе с Недостроенной Телебашней:
А вот этот небоскреб у вокзала стоял уже зимой-2004. Тогда он казался грандиозным, а сейчас рядом с ним строится махина еще вдвое выше:
И все это на небольшому пятачке - всю эту фотогалерею я отснял за 1,5 часа. Правда, ходил без остановок - вдоволь окунуться в атмосферу уральской столицы я успел еще в 2004-м. И это далеко не все достопримечательности Екатеринбурга.
Впочем, многих Ебург может отпугнуть. Это действительно страшный город не для слабонервных. Здесь очень высокая уличная преступность, сочетание заводской гопоты и "белых воротничков" породило множество профессиональных грабителей, а для многих тут все еще беспредел - это стиль жизни: ни в одном городе я не видел, чтобы на красный свет проезжали НАСТОЛЬКО часто. В метро с рекламами культурных мероприятий (вроде симфонических оркестров или алтайского горлового пения) соседтсвуют рекламы дипломов и курсовых на ОФИЦИАЛЬНЫХ плакатах. У вокзала постояно будут приставать: "Телефон или золото купишь? Продашь?"...
Но все же в Екатринбурге есть то, что заставляет меня любить этот город: атмосфера. Харизма. Может быть жутковатая и гнетущая, но не менее сильная и неповторимая, чем у Питера, Минска, Киева или Москвы.
В следующей части - про Екатеринбургский метрополитен, изучением которого я занялся, когда стемнело.
Югорская эпопея:
Пролог:
Возвращение.
Часть 1: Дорога до Югры.
Екатеринбург.
Екатеринбургский метрополитен.
Сибирское ханство.
Югорская магистраль.
Часть 2: Югра.