Село Всехсвятское и его постройки. Часть 18. Вокруг м. Сокол.

Nov 08, 2015 14:43

                         Село Всехсвятское и его постройки. Часть 18. Вокруг м. Сокол.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15. Часть 16. Часть 17.

Бывшая территория села Всехсвятского между Балтийской улицей и Ленинградским шоссе до полотна железной дороги сейчас промышленная зона. Подробно об истории всех предприятий и военных институтах, находившихся на этом месте, писать не буду, пусть об этом напишут специалисты. Я расскажу только о том, что представляется мне интересным.


Судя по топографической карте 1978 г. эта промышленная зона возникла на месте бывшего болота, которое постепенно осушали и застраивали. Болото это сохранялось довольно долго, еще в справочнике 1938 г. можно прочесть, что 2-я ул. Усиевича (сейчас Авиаконструктора Яковлева) идет от Шебашевского п. до болота.
            

Первые предприятия (ближе к ж\д) возникли здесь еще в конце XIX века. В начале XX века недалеко от станции и депо "Подмосковная" возник поселок железнодородников Владимировка, после революции переименнованный в Балтийский поселок. За ним в советское время построили метродепо "Сокол".
Первоначально, по плану 1933 года конечной станцией метро в этой части Москвы должна была стать ст. м. "Аэропорт", однако к 1935 г. была запланирована ещё одна станция - "Всехсвятская", но в результате (по идеологическим соображениям) получила своё название от расположенного в полукилометре от нее кооперативного посёлка "Сокол", созданного в 1920-х годах. Открытие станции с её восточным вестибюлем состоялось 11 сентября 1938 года. В тот же день было открыто метродепо "Сокол". Фото 1940 г.

В 1941-1942 годах депо было закрыто в связи с опасностью прорыва немецких войск к Москве со стороны Ленинградского шоссе. Весь подвижной состав был перегнан в депо "Северное". После завершения контрнаступления советских войск под Москвой депо было вновь открыто, обслуживавшийся им до войны подвижной состав был возвращён. Фото 1964 - 1965 г.


С одной стороны к депо примыкают ремонтные мастерские метрополитена, а с другой стороны за его забором проходит конец Балтийской улицы.
   На этом фото виден дом №15 по Балтийской ул. (кстати, на сайте ПастВью направление стрелки к фото указано не верно). Фото 1961 г.


Сейчас в этом здании находится штаб строительства развязки на Соколе и Алабяно-Балтийского тоннеля, а прежде начиная с этого здания и вдоль всей нечетной стороны Балтийской ул., Ленинградского пр. и шоссе, охватывая подковообразно соединительный путь между ст. м. "Сокол" и метродепо, была территория предприятия "Алмаз - Антей".


Создано оно было после войны, в сентябре 1947 г. как "Специальное бюро Министерства вооружения № 1 - СБ-1 МВ". За годы своего существования оно не раз меняло свое название. В народе называлось "Бериевская шарашка" по имени сына Лаврентия Павловича Берия - Серго Берия, работавшего здесь.
   Современное название Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей" им. академика А. А. Расплетина. Это одно из самых успешных предприятий оборонно-промышленного комплекса России, признанный во всём мире лидер в области разработки новейших зенитных ракетных систем противовоздушной, противоракетной и воздушно-космической обороны.
   Раньше, когда еще по Балтийской улице ходили автобусы, начиная от поворота с Часовой улицы, вся эта сторона была закрытая зона, но несколько лет назад часть бывших плошадей предприятия стала сдаваться в аренду и большинство зданий по нечетной стороне улицы были приспособлены под в всевозможные офисы и магазины, и появилась возможность зайти на часть бывшей территории "Алмаз - Антея".
    Понятно, что предприятие на сразу имело такую громадную территорию, постепенно развиваясь и рассширяясь оно строило новые здания, поэтому на примере разновременных и разномастных зданий "Алмаз - Антея" можно проследить все этапы развития советской  архитектуры.


Несколько корпусов одно-двухэтажных зданий под общим номером дом №13, видимо, часть старой застройки  Балтийского поселка.

  Напомню, современная Балтийская улица расположена примерно на месте 2- го Поселкового пер, а всего их было 4-ре, прежнее их название Козловские пер.Тянулись они от современного Ленинградского пр. к ж\д. Большая часть строений, естественно, была снесена, а домики, стоящие в конце переулков и включенные в территорию "Алмаз - Антей", чудом сохранились.

  А стены некоторых из них, возможно возведены в начале прошлого века.


Есть здесь и постройки, наспех слепленные, в зависимости от потребностей.


В одном из зданий, стоящих в глубине Балтийской улицы (числится по адресу: Ленинградский пр., д.80с11), сейчас разместился музей занимательных наук Экспериментаниум.


В музее собрано более 200 различных экспонатов каждый из которых сопровождается пояснительным текстом. Они помогают детям лучше понять законы механики, оптики, акустики и электромагнетизма.


Одним из первых зданий предприятия "Алмаз - Антей" вдоль Балтийской улицы был возведен четырехэтажный дом №11 - 1949 г. постройки. В нем некоторое время назад размещался магазин "Старик Хоттабыч".


Следующий за ним, дом №9, с треугольным фронтоном и колоннами, был возведен в 1953 г. Сейчас в нем размещается ТЦ "Алмазный".


Строения в арке.


Вид с Балтийской ул. в сторону Ленинградского проспекта.


Главное здание предприятия было построено вдоль Ленинградского проспекта, д.80 в 1953 г. по прооекту архитекторов Андреева В.С. и Вольфсона Г.М.


Когда оно строилось, вдоль Ленинградки еще сохранялись небольшие деревянные домики.  Фото 1956 - 1958 гг.


А еще раньше это место выглядело так. Фото 1903 г.


Еще одно здание "Алмаз - Антей" было построено со стороны Ленинградского шоссе, предположительно, оно строилось в несколько этапов, т.к. сейчас здания имеют отдельные номера.
                                    

Центральная часть здания, стоящего в начале Ленинградского проспекта.


Барельеф над центральной частью здания со знаменами и звездами.


По бокам от него стоят два одинаковых корпуса.
                                     

Они также украшены барельефами.
                                     

Двигаемся дальше.
                                   


Продолжение. Часть 19.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Википедия; http://www.opklare.ru/m/sokol_stantsiya_metro_-_istoriya ;

Ленинградский, старая Москва, архитектура, промышленная архитектура, дореволюционные фото, достопримечательности, музей, старые фото, Сокол, Прогулки по Москве

Previous post Next post
Up