Село Всехсвятское и его постройки. Часть 10. Между м. Аэропорт и Сокол.

Aug 18, 2015 15:18

                                    Село Всехсвятское и его постройки. Часть 10. Между м. Аэропорт и Сокол.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9.



Большой Коптевский проезд.

Скажу сразу, ни каких особых достопримечательностей здесь нет, но т.к. я решила написать подробную историю района, то для понимания, к. о. здесь появились Большой и Малый Коптевский проезды и как формировалась застройка района, все же решила о них рассказать, тем более, что история возникновения этих проездов сложнее и интереснее, чем это описано в Википедии на данный момент.
Напомню, каждый мой пост - это, прежде всего, мое небольшое краеведческое исследование. Надеюсь, что кому-то из местных жителей это будет интересно.


Удивительно, но я не перестаю изумляться прыгающим улицам, переулкам и проездам района. Проследить скачущий Коптевский проезд нам помогут карты и планы местности.
   Итак, в 1907 г. был еще только один Коптевский проезд и начинался он от Петербургского шоссе (кстати, и Кочновский пр. тоже). Предполагаю, что сюда, на свободное место между селами Всехсвятское и Зыково, переселялись жители из села Коптево (отсюда название Коптевский), которое было разделено в конце XIX века при прокладке Виндавской (Рижской) ж\д, а сами выселки были названы Петровскими, т.к. находились за Петровским парком. К 1915 г. на месте Коптевского проезда проложили две новые ул., одна из них к этому времени получила название Александровский пр. (позднее она станет 2-й Инвалидной, а затем 2-й Аэропортовской, а вскоре и вовсе исчезнет с карт. Новая парралельная с ней улица получит те же названия, только с приставкой 1-я. Кстати пост об этой улице дополнен старыми фото). К этому же, 1915 г., Коптевский проезд перескочит от Петербургского шоссе и станет продолжением  Б. Зыковского проезда, тогда, судя по плану он доходил только до Фроловского пр. (он же Отцовский, он же часть ул. Черняховского).


После революции становится еще интересней, на плане Москвы 1923 г.  появляются два Коптевских проезда без деления на Большой и Малый, при чем один из них находится на месте  будущей 1-й Инвалидной улицы (совр. 1-й Аэропортовской ул.). Обратите внимание, на этом же плане совр.улица Академика Ильюшина еще носит название Поповский пр. (позднее Чеховская ул.).
   К 1927 г. тот Коптевский пр., который являлся продолжением Б.Зыковского пр.объединят, и оба проезда превратятся в "старую" Красноармейскую улицу (не путать с "новой" Красноармейской ул., проложенной позже), которую, в свою очередь, продлят и она дотянется до совр. Часовой ул, д. 22. А Б. Коптевский проезд перескочит совсем в другое место, к Цветковскому (Коптевскому) пруду. Надо отметить, что Малый Коптевскй проезд на плане 1927 г. еще не обозначен, но, вероятно, он уже существует, раз есть Большой. Еще один очень важный момент, на старых планах указана дорога к переезду, ведущая в Петровско-Разумовское и в с.Коптево . После революции, когда застраивалась эта местность, от "старой" Красноармейской улицы в сторону ж\д стали прокладывать проезды и переулки, два из них получили название Б. и М. Коптевский проезды, т.к. были расположенные ближе всего к селу Коптево, а в последствии Малый стал как бы частью дороги, ведущей в Петровско-Разумовское. Интересно, что часть этой дороги сохранилась до сих пор, я ее покажу в следующих постах.
   Кстати, в большинстве справочников указано с 1922 г. по 1928 г. Б. и М. Коптевские проезды были переименованы в 1-й и 2-й Красноармейские проезды, однако по планам этого почему-то не видно. Зато видно что эти проезды 1-й  - 4-й находились между Инвалинными улицами, а Лазовский пер. был переименован в 1-й Красноармейский пер. (см. здесь).


1-й- Красноармейский пр. существовал, о чем я уже писала, он был частью совр. Шебашевского проезда и был длиннее остальных - 2-го - 5-го проездов. На плане 1930 г. он уже обозначен, впрочем, как и М.Коптевский. К этому времени появляются уже и Цветковские проезды, а 2-й Цветковский, о котором я писала в прошлом посте, в это время был проложен парралельно Красноармейской ул.


А  в 1952 г., он уже проложен перпендикулярно к ней. Вот такие метаморфозы здесь происходили.


В прошлой части мы осмотрели постройки на правой стороне Цветковског пруда. На его противоположной стороне в конце 1950-х годов, построили между прудом и Б.Коптевским пр. пять красных пятиэтажных домов №12к1,.2, №14 к.1, 2, 3, в плане своем образующим букву "П" и имеющих единый двор, в котором до недавних пор (пока существенно не изменился состав жителей), существовала какая-то своя особая аура, какая-то патриархальность. И хотя, таких пятиэтажек и дворов в районе от Динамо до Сокола было множество, только тут была своя особыя атмосфера.


Возможно потому, что сюда были переселены жители из старых деревянных домишек. Напишите, кто знает, так ли это.
   Вид со стороны пруда.


Вид со стороны Б. Коптевского проезда на красные пятиэтажки.


Удивительно, но в этом небольшом проезде прежде находилось здание ПТУ и целых три школьных здания.
   Дом №7 - бывшее профессионально-техническое училище №17, 1956 г. постройки, готовило  машинистов холодильных установок, слесарей по ремонту холодильного оборудования, секретарей-машинисток со знанием стенографии, контролеров-кассиров, продавцов продовольственных товаров. Несколько лет назад училище закрыли и сейчас здание пустует, хотя по отзывам его выпускников здесь работали замечательные педагоги.


Дом №5 - спецшкола-интернат для слабослышаших детей, 1954 г. постройки.


В справочнике за 1927 г. нашла, что по этому адресу, на месте этой школы, находилась цыганская школа, это отделение относилось к общеобразовательной шк. №81, расположенной на Петровско-Разумовской аллее, 8.
                                       




Дом №3 - самое старое школьное здание в этом проезде, оно построено в 1936 г., предположительно, это была женская школа, т.к. через три года, в соседнем, М. Коптевском проезде была построена почти такая же мужская школа.
   Сейчас здание выглялит довольно безлико и со всех сторон окружено позднейшими пристройками. В нем расположен проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта “СоюзМорНИИпроект” (СМНИИП).


Дом №6 - напротив, на четной стороне, расположено еще одно, третье, школьное здание. Год его постройки - 1955 г., он указан на фронтоне.


Здание выглядит примерно так, как на проекте арх.. Г.В. Вязьмина, только на фронтоне изображен год постройки. Фото отсюда.
                                      

Использовалось ли здание по назначению, как школа - уже не помню, знаю, что впоследствии оно также принадлежало институту "СоюзМорНИИпроект", сейчас здание сдается под офисы.
   Скажу еще несколько слов о постройках в переулке.В кирпичной пятиэтажке, в доме №4, справа от школы, на месте управления Соц.защиты, когда-то располагалось 12 отделении милиции.
    Вид Б. Коптевского проезда в сторону ж\д. В центре кадоа дом №10.


Дом №10 - это один из домов-долгостроев, начался он строиться, кажется, в первые годы перестройки, затем был заброшен, и более десятка лет простоял в таком состоянии, в начале 2000-х тысячных продолжилось его строительство и к 2004 г. здание было построено и заселено.
                                       

    При 2-м этапе строительства к нему добавили пристройку под офисы, где сейчас почему-то размещаются участки мировых судей Савеловского района.
                                      

На другой стороне Б.Коптевского пр., за бывшим училишем, доживает свои последние дни панельная пятиэтажка - дом №9.


Фото на память. Б. Коптевский пр, д.9. Вид со двора. Домик снесли.


Теперь это место выглядит так.


До недавнего времени во дворе этого дома сохранялся последний старый фонарь села Всехсвятского.
                        

В самом конце проезда, за красными пятиэтажками, до недавнего времени располагался Опытно-механический завод, изготавливающий нестандартное оборудование для пищевых предприятий, шумоглушащие элементы для ТЭЦ и РТС, запасные части для буровых установок. Когда возник завод на этом месте неизвестно, он уже есть на плане Москвы 1952 г. Возможно он возник из небольших мастерских, которых было великое множество в районе вокруг Инвалидного рынка.
   Справа на фото его проходная завода, слева гаражи.


Здесь издавна существовал проход к Тимирязевскому (Зыковскому) лесу. Жители района несколько десятков лет таким путем попадали в Тимирязевский парк, спасались от жары летом, гуляли, катались на велосипедах, и даже собирали грибы, некоторые ходили купаться на Б. Садовый пруд. Зимой катались на лыжах и санках. Здесь было раздолье для всех, кто-то приходил с детьми, кто-то выгуливал собак. Когда я переехала в 1969 г. в этот.район, проход через пути был оборудован удобными деревянными мостками, по которым легко было проехать в парк мамочкам с колясками, потом мостки исчезли, но все же оставалась утоптанная тропинка в парк.
  Года 2-3 назад сюда, на место завода, переехало САО "Автомобильные дороги", и какой-то нерадивый чинуша приказал проход закрыть, и перекрыть огромному количеству жителей от Аэропорта до Сокола проход в парк (проход в обход через станцию "Гражданскую" занимает почти час).
   Пока проход существует через гаражи (который тоже уже перекрывали), но из-за ведущейся там стройки ремонтных мастерских для "Сапсана" он стал очень неприятным и выглядит так. Буду рада, если,эту мою часть поста или весь пост вы разместите у себя в блогах, возможно, если таких будет много, это подтолкнет чиновников построить переход или хотя бы проложить мостки для входа в парк.


В конце этой части несколько фоток чудесного Тимирязевского парка, которого нас практически лишили.









Продолжение. Часть 11.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: книга "Имена московских улиц" под общей ред. Ефремова Г.К.;

пейзаж, старая Москва, парк, архитектура, Аэропорт, Всехсвятское, Прогулки по Москве

Previous post Next post
Up