Село Всехсвятское и его постройки. Часть 5. Вокруг м. Аэропорт.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Улица Черняховского (продолжение) и Кочновский проезд.
Прежде эта часть современной улицы Черняховского называлась Отцовский проезд. Свое название он получил в 1922 г., до 1914 г. назывался Поповский проезд, с 1915 г. Фроловский проезд, по нему проходила условная граница между селами Всехсвятское и Старое Зыково.
На фото слева завод железобетонных конструкций (см. часть 4), справа бывшая территория МО РФ, вдалеке справа - общежития МАДИ.
Ранее я уже писала, что интересной особенностью района является то, что одни и те же названия улиц, проездов и переулков меняли свои места и прыгали с места на место, то же произошло и с Кочновским проездом.
Как видно по плану Москвы 1952 г. в это время отрезок этот между двумя проездами Отцовским и Кочновским еще был застроен деревянными домишками и бараками, между ними поперек проходили 1 - 5 Белорусские проезды, из которых сохранился только один (он отмечен зеленым крестиком), ныне безымянный. Москвоведы, кто знает откуда появилось название Белорусские проезды? Напишите.
И хотя, правая часть улицы Черняховского формально не относится к постройкам бывшего с. Всехсвятского, именно, постройкам на этом отрезке между улицей Черняховского и Кочновским проездом будет посвящен этот пост, т.к. вскоре все они могут быть снесены.
В начале 1950-х годов постепенно эта территория начинает застраиваться. За бензоколонкой, о которой я рассказывала в прошлой части, в 1962 г. строится школа со спортивным залом - дом №16. Сейчас в этом здании разместился Институт ИТКОР - правопреемник НИИ экономики и организации материально-технического снабжения, образованного в 1966 г. как головной экономический Институт Госснаба СССР. В этом же здании находится Левада-Центр и редакции нескольких газет, таких как "Экономика и жизнь", "Журналист" и др.
Далее, за небольшим безымянным проулком (ранее 5-й Белорусский проезд) до недавнего времени была территория Министерства Обороны РФ. Здесь располагались корпуса Военного Учебного Научного Центра ВВС им. проф. Н.Е.Жуковского. Сейчас царит разруха и запустение.
За ним был вьезд на Центральный экспериментальный производственный комбинат №43 (ЦЭПК) при МО РФ.
Но тут опять полная разруха.
Хотя вывеска осталась.
История комбината довольно интересна. ЦЭПК №43 был создан в 1938 году как военно-пошивочная мастерская для изготовления образцов новой формы одежды для генералов Красной Армии с небольшим количеством рабочих.
В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов коллектив комбината принимал активное участие в обеспечении фронта и тыла необходимыми предметами обмундирования индивидуального пошива.
К 1955 году комбинат сложился как крупное предприятие по индивидуальному пошиву форменного обмундирования, обуви, массовому изготовлению погон и головных уборов для маршалов, генералов и офицеров Советской армии и Военно-морского Флота.
За 70 с лишним лет работы предприятие изготовило мундиры практически для каждого из высших руководителей нашего государства, начиная со Сталина. Одевались здесь и все советские и российские космонавты.
Из иностранцев здесь регулярно заказывали мундиры Фидель и Рауль Кастро. В числе клиентов комбината были президенты и министры обороны Туркмении и Таджикистана, весь монгольский военный атташат и др.
Кроме того, на предприятии накоплен большой опыт по изготовлению, обмундирования Российской Императорской Армии, Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Советской Армии и Военно-морского Флота., поэтому здесь отшивалась военная форма для таких популярных кинофильмов как "Война и Мир", "Офицеры" и др.
Кадр из фильма "Война и мир".
Изготавливались здесь также знамена и вымпела, введенные в Вооруженных силах.
Но где же находился сам комбинат? Сначала я приняла за него это здание, стоящее вдалеке от ворот.
Но, как выяснилось, - это один из бывших корпусов ВУНЦ ВВС (академии) им. Жуковского (к нему мы еще вернемся).
Посмотрела в интернете - сейчас официальный адрес комбината - Кочновский проезд, дом №5с7. Судя по карте - это корпуса на углу ул. Черняховского и безымянного проезда.
На фото безымянный проезд, справа дом №5с7 по Кочновскому проезду, прямо ЖК "Аэробус", слева пристройкак дому №16
(бывший спортзал школы) по ул. Черняховского.
Где первоначально находилась военно-пошивочная мастерская не известно, затем комбинат располагался недалеко от метро "Парк культуры", на 1-Фрунзенской ул., д.6б, по крайней мере в 2012 г. он находился еще там, но уже тогда, как рассказывал
в интервью его генеральный директор, после акционирования комбината, оно вошло в состав ОАО "Военторг" и здание на Фрунзенской кому-то приглянулось, туда периодически стали приходить люди, которые представлялись "покупателями" и говорили, что приехали с подачи ОАО "Военторг".
Далее история довольно мутная. Когда же сюда, на Кочновский пр., переехал комбитат, и был ли он здесь вообще, и существует ли он сейчас - не понятно.
На верхнем фото, сделанном мной 21 мая 2015 г., корпус по безымянному проезду был еще с окнами, там велись какие-то строительные работы.
А на этом фото, сделанном через месяц, 22 июня 2015 г. корпус уже выглядит так, все окна забиты.
Этот корпус теперь будет съемочным павильоном телерадиокомпании "Звезда", и вся бывшая территория Мин. Обороны и все остальные здания на ней сейчас также принадлежат ОАО "ТРК Звезда".
Пройдем в Кочновский проезд и посмотрим постройки старых корпусов академии Жуковского, которые пока здесь еще сохраняются.
Дополнение. Уже после написания этого поста, мне попалась
книга воспоминаний Алены Хренковой "Записки замухрышки", приведу отрывок из книги, где она описывает, как выглядел Кочновском проезд в конце 1940-х - начале 1950-х годов - "Семья в то время жила в крошечном старом деревянном доме, стоявшем рядом с длинющей кирпичной стеной, почти в конце заросшей травой улочки, убегавшей куда-то к лесу. За домом торчали заваливающиеся сараи, помойка и туалеты. Эти сооружения, сколоченные из серых корявых досок, просматривались и продувались со всех сторон. Пройти мимо них не задохнувшись было невозможно. На пустыре за сараями и помойкой доживали свою жизнь страшные черные бараки, в которых ютились после войны временные рабочие... Мне казалось, что живем мы на краю света, в какой-то глухой и всеми забытой деревне, но со временем я узнала, что... улочка зовется «Кочновским проездом». Кирпичная стена принадлежит подземному авиационному заводу, охраняемому солдатами. По ночам там испытывают моторы для самолетов. Вся эта глухомань располагается в пяти минутах ходьбы от Ленинградского проспекта, около метро «Аэропорт»...". (интересно, где, именно, находился этот завод? Напишите, кто знает. Напомню, в эти годы Кочновский проезд упирался в старую Красноармейскую улицу
См. план Москвы 1952 г.). Я , предполагаю, что он находился на месте ЖК "Аэробус", т.к. помню там какой-то забор с колючей проволокой, а за ним низкоэтажная промышленная зона. Тротуар по ул. Ильюшина был только с одной стороны, со стороны жилых домов.
Эту территорию акадения получила в начале 1950-х годов и начала ее застройку.
На фото дом №5с2 по Кочновскому пр., предположительно, бывшая проходная - сейчас заброшенный объект с заложенными окнами.
Далее вдоль решетки идем к главному корпусу.
Дом №5 по Кочновскому пр. - главный корпус, постройка 1954 г. (его мы уже видели с заднего фасада).
Центральная часть здания с торцов имеет сквозные арки на уровне 2-го и 3-го этажа.
Главный фасад здания.
Центральная часть.
За главным корпусом
находятся какие-то хозяйственные постройки, до марта 2014 г здесь стояла, т.н. "капустная" башня.
Капустная башня была построена в 1950- е годы для соленья капусты. Капуста использоваллась для разнообразия меню в местной столовой. Имела необычную диагональную, деревянную обшивку.Сгорела 25.04.14. Буду рада, если кто-то пришлет снимок с ее допожарным видом.
Это фото
отсюда.
Кому интересно заглянуть внутрь бывшего главного корпуса, может
посмотреть пост уважаемого
deletant .
Дополнение. Вот у уважаемого
lumbermoscow нашлась фотография капустной башни до пожара. Фото
отсюда. Оказывается она стояла со стороны ул. Черняховского.
Продолжение.
Часть 6. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://www.cepk.ru/o_kombinate/ ;