Село Всехсвятское и его постройки. Часть 1. Вокруг м. Аэропорт.

Jun 03, 2015 11:36

                            Село Всехсвятское и его постройки. Часть 1. Вокруг м. Аэропорт.

Почти всю жизнь я прожила на территории бывшего села Всехсвятского, сначала на одной его стороне, потом на другой, поэтому места эти мне дороги и хорошо знакомы.
    В своих постах, посвященных Ленинградскому проспекту, я частично рассказывала о постройках бывшего села Всехсвятского, теперь предлагаю совершить виртуальные прогулки по  улицам и переулкам, находящимся в глубине от проспекта и посмотреть на другие его постройки, в основном уже уничтоженные, позапрошлого и прошлого веков. Прогулки будут состоять из нескольких частей, мы пройдем по обеим сторонам бывшего села от Аэропорта до Войковской, заглянем в самые дальние его уголки, увидим  как оно менялось.


Об истории села Всехсвятского подробно писать не буду (она уже и без меня достаточно хорошо описана во многих источниках), кроме тех мест, где того будет требовать мое повествование. Здесь только скажу, что в 1928 г. село Всехсвятское было переименовано в поселок Усиевича, но это название не прижилось и в 1933 г. получило название поселок Сокол.
Начну свой рассказ с окрестностей, расположенных за станцией метро Аэропорт. Особенностью этого района является то, что здесь улицы и переулки с одним и тем же названием неоднократно меняли свое местоположение, из-за чего часто происходит путаница, о каком конкретном месте идет речь. Попробуем разобраться как и почему это происходило.
                                                                        Общий обзор этой части местности.
     Первая часть маршрута.


На топографическом плане Москвы 1838 г. видно речку Ходынку, которая протекала  чуть левее современного Авиационного пер., а сама она раньше считалась условной границей между двумя старинными селами Всехсвятским и Петровское-Зыково. Между двумя селами находились хозяйственные постройки дачи князя Мустафина, его участок располагался по обеим сторонам Петербургского шоссе. Рядом с дачей князя Ходынка была запружена и образовывала в центре пруд, другой пруд находился правее у села Петровское-Зыково (на нечетной стороне современного Ст. Зыковского проезда).


Пруды эти упоминаются в офицерской описи имения Петровского, составленной в далеком 1763 г:  - "...в двух копаных прудах ловилась рыба на монастырский обиход".
     Село Петровское-Зыково граничило с Петровским парком. В 1835 г. был утвержден проект, который предусматривал продолжение Петровского парка в северо-западном направлении и устройство новых дач. Часть сельца Зыкова предполагалось оставить на старом месте, остальные крестьянские дома задумано было перенести на земли Дворцового ведомства, частично в село Всехсвятское. Однако местные крестьяне, уже вкусившие удовольствие от сдачи домов дачникам, отказались от переезда. Ведомство государственных имуществ было вынуждено обеспечить перевоз их домов, а для некоторых и постройку новых за счёт казны, а также выплатило каждому хозяину по 1000 рублей, баснословные по тому времени деньги.
    Иногда пишут, например, на сайте здесь - "Переселённое сельцо расположилось примерно на месте пересечения современных улиц Красноармейской (бывшей Зыковской) и Черняховского". Но, думаю, это утверждение не совсем верно, по крайней мере, к переселению по проекту 1835 г. Основная часть крестьянских изб тогда была перенесена за Петровский парк, где образовалось Новое Зыково, а эта стала называться  дер. Старое Зыково. Возможно, некоторые избы и были перезены в с. Всехсвятское, но в какую его часть неизвестно.
    Противоположная же сторона этого отрезка  Большого Зыковского переулка (сейчас Красноармейской ул.) не была застроена до начала XX века. Это видно по старым планам и картам, например здесь.
     Подтверждает это и старое фото, найденное на помойке и чудом попавшее в нужные руки, теперь мы можем им любоваться.
     Благодаря тому, что  в кадр попал указатель "Старый Зыковский переулок" (сейчас проезд) можно точно установить какое место изображено. В справочнике "Вся Москва" за 1896 г. и за 1904 г. читаем, что "Старый Зыковский переулок" тянулся от Б.Зыковского пер. до Зыковской рощи (та часть Зыковского леса, теперь Тимирязевского, которая была отрезана проведенной в конце XIX века ж\д. Находилась  справа и слева от совр. улицы Планетная).
                                      

Фото условно датировано 1900 - 1909 гг. Справа деревня Старое Зыково, слева еще незастроенный участок с прудами. Вдали виднеются постройки села Всехсвятского, тянувшиеся вдоль Коптевского проезда,  которые обозначены на плане 1907 г., а вот построек на противоположной стороне по Б.Зыковскому пер. не видно, возможно, фото сделано еще раньше.
    А вот так это место выглядит сейчас.


На сайте ПастВью здесь точка указана не верно, там она стоит на углу ул. Академика Ильюшина (тогда Чеховской) и  Б. Зыковской улицы (сейчас безымянной, но сохранившейся). А вот участники обсуждения этой фотографии сошлись во мнении, что это угол Красноармейской и Ст. Зыковского проезда, я с ними тоже согласна.  В конце обсуждения, один из них пишет - "Кстати, обратите внимание, что на снимке в углу за забором растут ивы. Три ивы и сейчас растут на углу этих улиц!!! И по возрасту, думаю, им лет 40-80. Возможно они "дети" тех, что на фотографии".
   Я сфотографировала эти ивы, вот они. На заднем плане Ст. Зыковский проезд, тогда переулок. Кстати, по топографическому плану 1838 г. за деревьями как раз и располагался один из копанных прудов.


От Авиационного пер. до 2-й Инвалидной ул (сейчас безымянной).
      В начале XX века и до середины 1920-х годов отрезок от совр. Авиационного пер. до  теперь безымянной ул., а тогда Александровского проезда, упоминается, как Петровские выселки. их можно найти также на картах и планах 1907 г. и  1921 г. . Если поискать в интернете Петровские выселки, то вы найдете здесь и здесь - местность на севере Москвы, соседствующую с Нижними Лихоборами. На самом деле это ошибка, те выселки носили название Петровско-Разумовских выселок, а Петровские выселки были здесь.
   Откуда возникло такое название. Во время прокладки Виндавской ж\д.часть жителей деревни Коптева стали заселяться вдоль дороги, ведущей в Петровско-Разумовское. Не случайно здесь появился Коптевский проезд, напомню, Коптевские выселки к этому времени уже существовали, а эти, находящиеся за Петровским парком, получили название Петровских выселок.
  Примерно в это же время с. Всехсвятское превращается в дачный поселок, где поселяются семьи военных, живущих в казармах на Ходынском поле. В газетах и журналах можно было встретить, например, такое рекламное объявление: "В селе Всехсвятском на Коптевской дороге и у вала Петровско-Разумовского сдаются дачи, теплые и капитально построенные, - можно жить и зимой, - с каретными сараями, коровниками, конюшнями и сторожкой. Тут же сдаются помещения под магазин и участок земли под загородный ресторан. О цене узнать у дачевладелицы Анны Андреевны Ярцевой.".
    Теперь посмотрим на планы этой местности 1907 и 1915 гг. и сравним их.


Коптевский проезд здесь уже переименован в Александровский, по расположенному неподалеку Александровскому приюту увечных воинов (интересно, что напротив, гораздо ближе, на другой стороне Петербургского шоссе располагался Алексеевский приют для раненых, увечных и престарелых офицеров, но к этому времени по некоторым сведениям в его здании уже располагалось общежитие Императорского Московского Общества Воздухоплавотелей, вероятно поэтому проезд назвали по другому приюту - Александровскому).
   Параллельно Александровскому проезду прокладывается еще одна улица, пока безымянная.Впоследствии они получат название 1-я и 2-я Инвалидная улица. К ним мы еще вернемся. А название Коптевский проезд получает другой переулок, являвшийся продолжением Б.Зыковского пер. Перемещается и название Кочновский проезд, сохранившееся на новом месте до наших дней, но уже укороченным, прежде он доходил до Красноармейской ул.
     После революции район начинает интенсивно застраиваться, правда в основном деревянными домиками и бараками, появляются новые улицы и переулки. План Москвы 1925 и 1930 гг.


Авиационный переулок.  
    Авиационный переулок появился, видимо, уже после революции, свое название получил в 1922 г., по находимшемуся напротив аэродрому на Ходынском поле, до  этого  Новопроектируемый переулок.
    Место это давно связано с нашей авиационной промышленностью, но предприятия, расположенные в нем постоянно менялись.


Сначала здесь были ремонтные мастерские «Добролета», образованные в 1924 г. По справочнику Москвы, 1935 года значится: Красноармейская ул. 17 - Самолетный институт. Затем какое-то время здесь сидели конструкторы группы Яковлева. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях Е. Адлер - "Старинной постройки деревянный ангар в Авиационном переулке использовался авиазаводом № 39 в качестве деревообделочного цеха. Вдоль одной из стен, под окнами, расположенными на высоте второго этажа, был устроен длинный досчатый настил, где мы и расставили свои столы и шкафы".
   Конструкторы Группы легкой авиации А. С. Яковлева в помещении конструкторского бюро в Авиационном переулке, 1932 г.


Позднее здесь находилась одна из двух территорий ремонтного завода №240 ГВФ. По возвращении в Москву из эвакуации на его территории "а" на углу Авиационного пер. Красноармейской ул. разместилось опытное производство и ОКБ Ильюшина (Кстати, может кто знает, а что за завод или НИИ был на Красноармейской ул. 11).


Сейчас большую часть Авиационного переулка и эту часть Красноармейской улицы занимает ОАО "Московский институт электромеханики и автоматики" (МИЭА) - российское предприятие по разработке авиационных приборов, систем навигации и управления.


На противоположной стороне переулка в бывшем школьном здании размещается институт открытого образзования, занимающийся повышением квалификации учителей. Постройка середины 1950-х годов.


Авиационный пер. Вид в сторону Красноармейской улицы.


Вернемся снова на Красноармейскую улицу. Здесь во дворе, на месте бывшей деревни Ст. Зыково  сохранился старенький домик (д.№ 30Бс2), предположительно, постройка середины 50-х годов, т.к. его нет на карте 1952 г. Сейчас он стоит на территории частной школы.


В конце 1950-х - начале 1960-х годов Красноармейская улица поменяла свое местоположение. Сначала часть старой дороги от ст. Зыковского проезда до Авиационного пер. идет параллельно новой дороги. Старая дорога на панораме. А от Авиационного пер., она проходит ближе к Ленинградке. Это место я пометила крестиком.
   Современная карта наложенная на план 1952 г.


Старая дорога частично сохранилась до сих пор, кое-где прерываясь современной застройкой. Она просматривается на совр. карте, Пройдем немного по ней.
  Часть старой Красноармейской улицы во дворе дома №32. До революции эта была часть Большого Зыковского переулка.


Далее ст. дорога упирается в улицу Академика Ильюшина, бывшую Чеховскую (прежде Чеховская улица начиналась от этой старой дороги) и прерывается новой застройкой, но если обойти этот дом (ул.Академика Ильюшина, дом №1с2), построенный на месте бывшего пруда, запруженной в этом месте р. Ходынки), то за ним ст. дорога продолжится, Но мы туда не пойдем.


Кстати, от этих ворот до революции Б. Зыковский пер. уже продолжался как Коптевский проезд (см. выше карту 1915 г.)
   Вид улицы Академика Ильюшина в сторону Планетной улицы от новой дороги, т.е. от совр. Красноармейской улицы..


Свое название улица Академика Ильюшина получила только в 1978 г. после смерти в 1977 г. знаменитого авиаконструктора и ученого, чье ОКБ находилось поблизости.  Она тянется от Красноармейской ул. до ул. 8-го марта. Прежде эта улица, тогда Чеховская, была окраиной деревни Ст. Зыково.
     Улица эта упирается в дом №21 по Красноармейской ул. - это один из домов городка писателей, построенного в 1966 г. Его боковые стены пронизаны штырями, они  предназначались для вертикального озеленения стен. К сожалению, это так и не было воплощено в жизнь.
                                       

   В этом доме жила актриса Ольга Аросева,
                                                                        

поэт и переводчик Межиров Александр Петрович, а  в 1966-93  гг. здесь же жил Егор Гайдар.
   О других постройках в городке писателей и что на его месте было раньше в следующих частях.

Продолжение. Часть 2 .

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/zemlja_i_nebo_zapiski_aviakonstruktora/p4.php ;

старая Москва, архитектура, Всехсвятское, промышленная архитектура, дореволюционные фото, завод, Аэропорт, старые фото, Прогулки по Москве

Previous post Next post
Up