Село Всехсвятское и его постройки. Часть 14. Между м. Аэропорт и Сокол.

Oct 02, 2015 13:15


        Село Всехсвятское и его постройки. Часть 14. Между м. Аэропорт и Сокол.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13.

Улица Самеда Вургуна.
   Параллельно улице Асеева, за сквером, между ул. Усиевича и Часовой, проходит улица Самеда Вургуна, названная по псевдониму  азербанджанского поэта и политического деятеля Самеда Юсиф-оглы Векилова (1906 - 1956 гг). Это свое название она получилала только в 1976 г., а до этого, с 1925 г., она была частью Амбулаторного переулка, тянувшегося до полотна Рижской железной дороги, который получил свое название, по расположеной недалеко от пруда, амбулатории. Еще раньше с 1922 г. по 1925 г. - это Пушкинский переулок.


Но самое интересное то, что как раз та часть переулка, которая была переименована в ул. Самеда Вургуна, еще дореволюционная  - это был Безобразовский переулок, получивший свое название по имени одного из домовладельцев.
Безобразовский переулок начинавшийся прежде от Петербургского шоссе был переименован в Амбулаторный (сейчас эта его часть - ул. Лизы Чайкиной), по находившейся в нем амбулатории (д.4, не сохранился). Ее видно на старом фото 1939 - 1940 гг. Белый забор слева Яковлевский завод, за ним 2-х этажный домик, а чуть правее еще один 2-х этажный домик - это и есть амбулатория размещенная, видимо в одной из старых дач.


Оставшаяся часть Амбулаторного пер. существует до сих пор, он тянется от Часовой улицы до больницы МПС, поворачивает на 90 градусов, далее проходит параллельно Часовой ул. до 3-го Балтийского пер., при этом ни один дом не числится по этому переулку.
   Трудно поверить, что дом №3, стоящий в глубине улицы, представлял из себя 2-х этажную типовую постройку детского сада, построенного в конце 50-х годов прошлого века.


В этот детский сад ходили не только мои дети, но и я. Садик был ведомственный, он принадлежал одному военному заводу, расположенному неподалеку, на котором почти всю жизнь проработала моя мама. С этим садиком у меня связана одна забавная история. Прежде, лестница перед входом была расположена не как сейчас, а в центре, ее ограждали металлические перила.


Как-то раз зимой, гуляя с группой, я решила лизнуть обледенившие перила, и мой язык к ним приклеился. До сих пор помню, как я с приклеенным языком стою и реву, а вокруг хохочут ребята. Спас меня чайник с теплой водой, которым поливали перила.
    В годы перестройки, завод, которому принадлежал д\с, больше не мог его содержать, и здание в 1995 г. было передано Свято-Дмитриевскому сестричеству.
    Сейчас в этом здании расположен приют для девочек - Свято-Димитриевский детский дом, который создавался сестрами милосердия из этого сестричества. К 1999 году усилиями частного благотворителя и Правительства Москвы в будущем детском доме провели капитальный ремонт, надстроили еще один этаж, устроили домовый храм прп. Серафима Саровского. 10 ноября 2000 года детский дом, рассчитанный на 30 детей, освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В марте 2001 года в детском доме появились первые дети.


Дом №5 - самое старое здание на этой улице, он был построен в 1953 г. Элитный сталинский дом возводился по индивидуальному проекту для коопрератива  инженеров-химиков.


Построен он был на месте старых деревянных бараков, которые можно увидеть на плане Москвы 1952 г., предположительно, являвшихся частью поселка Новостройка, в 20-е годы выросшего между заводом «Изолятор» и железной дорогой.


В этом доме, в первой половине 60-х годов, жил один из будущих "прорабов перестройки" Егор Тимурович Гайдар.
   В этом же доме жил академик РАН, лингвист, фольклорист, литературовед, мифолог, историк, религиовед, искусствовед, культуролог Топоров Владимир Николаевич (1928 - 2005 гг).
                                                            

Рядом с ним, менее чем через 10 лет, на той же стороне улицы, построили две панельные хрущевки дом №7 и 11, одна из которых уже снесена, а вторая выселена и доживает свои последние дни, поэтому они уже история.


Дом №9 - еще один детский сад, 1963 г. постройки.


Улица Самеда Вургуна. Справа сквер у амбулаторного пруда, далее магазин "Билла", за ним, панельний дом, построенный в 1983 г. для работников завода "Знамя труда", на дальнем плане, прямо - больница МПС.


Часовая улица (продолжение).
    Средняя часть Часовой улицы начала застраиваться в основном в послевоенные годы, за исключением дома №22.
    Дом №20. Здание Центральной клинической больницы №1 ОАО РЖД сейчас изуродовано позднейшими пристройками. Первоначально, в 1956 г., оно строилось, как общежитие для студентов ВЗИИТа (о нем ниже). Архитекторы Барщ Михаил Осипович (напомню, он один из авторов проекта московского планетария), Иванова Н. Р., Пашковский В. Л.


Два нижние этажа центральной части здания предназначались для вестибюля с гардеробом, комнат отдыха, библиотеки-читальни, спортивного зала и столовой. Остальные этажи центральной части и крылья здания были заняты жилыми комнатами, рассчитанными на одного, двух и трех человек. Плоские кровли крыши предполагалась использовать для занятия физкультурой. Центральная девятиэтажная часть здания до четвертого этажа облицована бежевой рустованной керамикой. Выступающие части здания - ризалиты, увенчанные по проекту красивыми по форме и рисунку башенками, к сожалению, в натуре были выполнены без них.
   В 1959 г. дом перестроили под больницу РЖД.


Декор окна здания.
                                     

Дом №22 - сейчас в этом доме расположена Российская открытая академия транспорта бывший ВЗИИТ.


На сайте института написано следующее - "В послевоенные годы особенно ощущалась нехватка высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта. Требовалась такая система высшего образования, которая могла бы максимально обеспечивать тесную связь обучения с производством. Таким центром стал Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ), позже Российский государственный открытый технический университет путей сообщения.
    В год открытия (1951 г.) институт организовал три факультета, 13 кафедр и набрал на первый курс 1704 студента".
    Но вот, что интересно, история ВЗИИТа начинается только с 1951 г., а само здание было построено в 1931 г.
    Это здание можно увидеть на довоенной фотографии 1939 - 1940 гг., оно стоит за одиночной трубой, но еще без колонного портика. Фото отсюда, там его можно посмотреть при большом увеличении.


Это же здание можно рассмотреть еще на одной фотографии 1933 - 1935 гг. Оно виднеется на дальнем плане. На переднем плане кроватная мастерская, будущая территория ОКБ Яковлева.


Таким образом, остается загадкой, для кого было построено здание и что в нем находилось 20 лет в период с 1931 по 1951 гг. Покопавшись в справочниках я обнаружила следующее. Здание было построено для московского Транспортно-экономического института (ТЭИ), который был создан в 1930 г. на базе факультета транспорта и связи МИНХ им. Г.В.Плеханова и транспортного отделения экономического факультета Ленинградского политехнического института им. М.И.Калинина. Занятия в первом 1930/31 учебном году проходили в аудиториях, находящихся в здании барачного типа, а для общежития были использованы железнодорожные вагоны, установленные на ветке станции Подмосковная. В 1931 г для института и построили это здание в Амбулаторном пер.
    МТЭИ просуществовал в качестве самостоятельного высшего учебного заведения до 1933 г., выпустив за 3 года 370 инженеров-экономистов для железнодорожного, водного и автодорожного транспорта. C 1933/34 учебного года по приказу НКПС три московских транспортных института (экономический, эксплуатационный и строительный) были объединены в единый Московский институт инженеров транспорта, а МТЭИ реорганизован в инженерно-экономический факультет этого института. Хотя по справочнику 1935 г. адрес МТЭИ указан следующий: "Амбулаторный пер., Всехсвятское". В 1948 году МТЭИ был снова восстановлен и просуществовал еще 10 лет. В 1958 г. все факультеты МТЭИ были объединены в один Инженерно-экономический факультет МИИТа. Правда, для меня так и осталось загадкой, в каком году это здание полностью перешло к ВЗИИТу.
     Если посмотреть на планы 1952 и 1968 гг, то можно увидеть, что прежде Красноармейская улица заканчивалась как раз у института, и раньше центральный вход в здание был со стороны Амбулаторного переулка. Судя по старым планам сейчас часть здания на повороте Амбулаторного пер., справа - снесена. (см. здесь).
    Колонный портик был пристроен позднее, когда образовалась Часовая ул. и главный вход в институт стал с нее.


Вокруг здания разбит красивый парк, огороженный декоративной решеткой. Раньше этот парк с удобными скамеечками был открыт для жителей района. Я любила тут посидеть и почитать.


За углом, в 3-ем Балтийском пер., д.3, сохранилось здание бывшего тира института, 1934 г. постройки.


Дом №17. Напротив ВЗИИТа, на другой стороне улицы, в 1950 г. возводится 6-ти этажный дом для одного из первых кооперативов в районе - ЖСК "Сокол". В этом доме жил ученый, историк-американист Зубок Л.И.


Дом №19. В 1952 г. слева от него строится еще один угловой пятиэтажный дом, но уже более скромный. В нем раньше находилась булочная.


Дом №15, самый скромный по декору, был построен в 1957 г. с другой стороны дома №17.


Сейчас все три здания огорожены и имеют единый двор.


Продолжение. Часть 15.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://www.miloserdie.ru/friends/about/5/ ; Зодчие Москвы. Под ред. М.И.Астафьева-Длугач, Ю.П.Волчок, А.М.Журавлев, М., 1988 г.;
http://static.hybrids.ru/vuzi/76/f4.htm и др.

старая Москва, архитектура, Аэропорт, старые фото, Сокол, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up