Село Всехсвятское и его постройки. Часть 15. Между м. Аэропорт и Сокол.

Oct 14, 2015 12:10


                             Село Всехсвятское и его постройки. Часть 15. Вокруг м. Сокол.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14.

В прошлой части мы остановились на перекрестке  Часовой улицы, 2-го и 3-го Балтийских переулков. Прежде,чем продолжить свой рассказ о конкретных постройках, расскажу как формировалась застройка этой части района. Участок между Амбулаторным пер., Петроградским шоссе (сейчас Ленинградским пр. и ш.)  и линией Московско-Виндавской, после революции Белорусско-Балтийской (сейчасРижской) ж\д начал застраиваться в первые годы советской власти.
                                    

В первые десятилетия после революции застройку этой части района можно разделить на три зоны. Вдоль полотна ж\д постепенно стала возникать промышленная зона, вдоль Ленинградского шоссе сохранялась старая жилая и промышленная застройка села Всехвятского, она включала в себя три улицы, идущие паралельно шоссе - 1-я (она же Новая). 2-я, 3-я Всехсвятские улицы, позже переименованные 1-ю, 2-ю. 3-ю ул. Усиевича (см. план 1932 г.). А в середине между этими зонами, еще до войны, стали возводися первые советские постройки, а после войны началась интенсивная застройка уже на месте села Всехсвятского.
   1-я ул. Усиевича ныне не существует, 2-я переименована в ул. Академика Яковлева, а 3-я ул Усиевича поменяла свое местонахождение.
  .Фото 1964 г.,сделанное от дома № д.4а по 2-му Балтийскому пер. Видны остатки сгоревшего деревянного дома, стоявщего во дворе дома по ул.Усиевича,16 (в этом доме расположена взрослая библиотека и почтовое отделение №190. Прежде на месте почты находилось районное отделение ЗАГСа). Деревянный домик находился рядом с совр. Свято-Дмитриевским детским домом, о котором я писала в прошлом посте, и стоял он как раз на прежней 3-ей Всехсвятской улице, проходившей  от середины Амбулаторного пруда, см ссылку на план выше. Остатки улицы сохранись между совр. домами №3 и №5 по ул Самеда Вургуна.


В 50-е годы прошлого века эта улица переместилась за д.16 и получила название просто улица Усиевича. На следующем фото  1964 г. в арку видны деревянные домики, стоявшие еще на ней в середине 60-х годов.
                                        

Часовая ул (продолжение).
    История дома № 24\1 (см. здесь) довольно туманна,, в интернете встречается информация, что здание построено только в 1956 г. Однако, если обратиться к истории НИИЧаспром, по нахождению которого в этом доме и была названа впоследствии Часовая улица, то мы увидим, что это не так. Для меня НИИЧаспром связан с родными и знакоми людьми, которых давно уже нет в живых. Дом в котором я живу, был возведен для сотрудников инстита, в нем долгие годы проработал мой дедушка, а наш сосед принимал участие в реставрации курантов на Спасской башне.


Институт был создан в 1940 г.  первоначально назывался НИИП, затем переименован в НИИ-5, в разгар войны, в 1943 г. был переключен на часовую тематику, как гражданскую - по бытовым часам, так и военную - по специальным часовым механизмам. В 1944 г. институт был переведен в один из корпусов 2-го Московского часового завода у Белорусского вокзала. В конце 1945 г. институт получил задание на разработку наручных и карманных часов "Победа" и "Салют". Современное наименование НИИЧаспром институт получил в мае 1946 г.
    В 1948 г. институту было выделено это здание в районе м.Сокол (Часовой ул. тогда еще не существовало), где он находится и в настоящее время. С участием института в 50-х годах были расширены работы над наручными часами с секундной стрелкой, налажено массовое производство будильников, спроектированы радиомаячные часы, велись работы над морскими хронометрами, автомобильными и штурманскими часами, крупными электрочасами и другими приборами. Позднее были созданы часы для выхода в открытый космос, выпуск которых начат с 1983 г. Кроме наручных и крупногабаритных часов институт занимался электрочасовыми системами, специальными высокоточными приборами времени для навигационных, информационных и автоматизированных систем и устройств.
    В настоящее время продукцией НИИЧаспром оснащены многие учебные заведении, объекты культуры, общественные и коммерческие центры. Наиболее известные это - реставрация и замена некоторых механизмов Курантов Спасской Башни Кремля,


часы Большого Кремлевского Дворца, уличные часы Московской мэрии, фасадные часы на Белорусском и Казанском вокзалах.
   И так, из истории института следует, что сюда они переехали в 1948 г., следовательно это здание построено раньше.
   Есть оно и на плане Москвы 1952 г., маленькое здание между двемя ж\д ветками, рядом с ВЗИИТом, о котором я писала в прошлой части. Заметьте, еще ни Часовой ул, ни Балтийских переулков не существует.


Есть он и на немецкой аэрофотосъемке 1942 г. Понятно, здание довоенное. Кстати, на той же аэрофотосъемке от совр. 3-го Балтийского пер. до Балтийской улицы есть все здания, которые изображены и на плане 1952 г.
    По словам сотрудников института НИИЧаспром, здание строилось то ли для скульптурной мастерской Веры Мухиной, то ли для ее музея. В нишах, которые сейчас застеклены, должны были располагаться ее скульптуры. Подтверждения тому, что оно строилась для Мухиной я не нашла, но что это здание имеет отношение к Изофабрике - уверена. Хотя, оно и не упоминается в комплексе зданий Изокомбината "Всекохудожник" (о нем ниже), предполагаю, что это один из его корпусов. Обратите внимание, на колонны, которые просматриваются на верхнем этаже, на квадратные окна (часть окон, могли быть пробиты позднее).


В начале 1930-х годов в Москве начались большие работы по реконструкции и новому строительству в Москве, возникла большая потребность в разного рода статуях, лепнине для украшения парков, дворов и площадей, а также интерьеров, поэтому было решено построить фабрику такой продукции.
    Дом №28 (несколько корпусов). Комплекс зданий Изокомбината "Всекохудожника" был построен в 1933-1937 годах по проекту архитектора Г.П.Гольца.
                                                                        

Георгий Павлович Гольц (1893 - 1946 гг.) - архитектор, театральный художник, летчик, родом из обрусевших немцев, его деда мальчиком привезли в Россию. Г.П. окончил знаменитую московскую гимназию им. Медведковых. В 1913 г поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, начинал как живописец, затем по настоянию родителей на 2-м курсе перешел на архитектурное отделение. Во время 1-й Мировой войны окончил школу авиаторов в Царском селе, служил в авиации (уже тогда Гольц видел архитектуру с высоты птичьего полета), а в частях Красной Армии был назначен на должность переводчика в радиочастях тогдашнего Реввоенсовета. После этого вернулся уже во ВХУТЕМАС, который закончил уже после революции - в 1922 году.
   За дипломный проект "Город-сад в Останкино" был вознагражден поездкой в Италию (1924 - 1925 г.). Гольца восхищали античные постройки и работы матеров Возрождения.
   Если первые работы Гольца были в стиле конструктивизма, то к 1930-м годам это уже был художник, который заставлял взаимодействовать современность и классическое наследие,
   "Театр, театральное действие должно быть выражено в образе здания, вынесено на улицу путем введения "открытой сцены" или какого другого аналогичного приема" - писал Г.П. Гольц о театре. Но это проявлялось и в иных его проектах, в т.ч. и в одном из его лучших проектов в театре статуй на скульптурном дворе Изокомбината. Фото 1941 г.


В книге "Зодчие Москвы", в статье, посвященной Гольцу, Снеткина и Тарханов пишут об этой работе -"Двор скульптурного корпуса с его изящной аркадой не только дань Италии, гению Брунеллески. Сам замысел двора с периметральными лоджиями предполагает создание особого внутреннего пространства - парка скульптуры, музея, выставки. Несомненно, Гольц адресовался и к тем слепкам - античным и "под античность", которые должны были вскоре заселить двор, создать небывалое разнообразие поз и жестов, взглядов, одежд, серийных повторов, авторских работ. Пространство двора, организуемое помимо архитектуры и этими гипсовыми, алебастровыми, мраморными, бронзовыми мизансценами, становилось живым, постоянно  обновлялось.  Технологический прием открытого двора (организация освещения, хранение крупных отливок и скульптурного материала) приобрел тонкое, слегка ироническое воплощение города статуй, театра скульптур. Фото 1941 г.
                                       

Архитектурные формы были лаконичны и просты, но во всем обнаруживали вкус и мастерство. Легкие арки на восьмигранных колоннах, темные тона карнизов и капителей накладных полуколонн второго яруса, асимметричность башенок на крыльях корпуса. Критика отмечала "удивительное единство и музыкальность" фасада. Это была работа, которую хотелось анализировать до мелочей, здесь замечалась уже некоторая тайна, которую следовало постичь. Говорили о многом. Например, Н. П. Былинкин писал о цвете: "Здание оштукатурено известью. В известь введена умбра, поэтому фасады приобрели теплый золотисто-коричневый фон - тон, меняющийся на протяжении дня. Коричневая окраска колонн, поясков, рамки строенных окон, теплые тона раскраски карниза - все это дает пример тактичного использования цвета архитектором, чувствующим архитектурную сторону красок земли". Фото 1941 г.
                                      

Гольц действительно мастерски владел цветом как в архитектуре, так и в живописи. На скульптурном дворе Изокомбината банальным показался бы обычный рельеф, и Гольц создает «архитектурную скульптуру», напряженную форму - из воздуха. Изофабрика - огромный комплекс, но в нем доминирует легкость".
   К 1936 г. были построены скульптурный корпус, литейная, склады, к 1937 г. - здание изоучилища (о нем ниже) и корпус мастерских. Весь комплекс был закончен в 1941 г. Но Изокомбинату не повезло, началась война, а она требовала других предприятий. Фото 1941 г.
                                      

Надо упомянуть еще об одном факте, связанным с этим местом. Народный художник СССР,  лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963 гг.) до своего переезда в поселок художников на Сооле в 30-е годы какое-то время жил здесь. Вот как об этом пишет его зять - "Поначалу все складывалось очень не просто. Герасимов вынужден был перебиваться случайными заработками, у него даже своего жилья в Москве не было, не говоря уже о мастерской. Кое-как соорудили для него на Балтийской улице при изофабрике, где находился "Всекохудожник", времянку, типа большого сарая. Здесь он и написал свою "Первую конную...".


Интересна и история этой картины. Каждому герою хотелось оказаться ближе к центру, где - Сталин. Тогда К. Ворошилов предложил поставить крестик на том месте холста, где каждый хотел бы себя видеть. Если место занято, ставь дальше крестик. В 1936 г. А.М.Герасимов закончил работу над большим многофигурным холстом "Первая Конная Армия". Годом позже, в 1937 г. это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При. Пока шла выставка центральная фигура композиции - дивизионный комиссар К. Озолин (стоит перед столом) был расстрелян, и еще 12 человек на картине постигла та же участь. Вот чем обернулись для многих из них символические крестики!
    Художник забирает прибывшую из Франции картину к себе в мастерскую (он уже живет в поселке художников на Соколе), кладет холст на пол, лицом вниз, и накрывает большим ковром и только почти через 20 лет , в 1956 г. художник вновь выставляет картину, сейчас она хранится в Третьяковской галерее.
   В годы Великой Отечественной Войны вместо Изокомбината на этой территории было организовано производство мин и снарядов. С этого времени здесь начинается история другого предприятия.
    После войны производство было перепрофилировано в 3-й Московский часовой завод. А в 1959 году был образован Московский завод "Эра" с ОКБ, вошедший в систему 1ГУ Министерства электронной промышленности СССР.
   Часовая ул., справа современный вид на территорию бывшего Изокомбитата.


В ОКБ "Эра" долгие годы до пенсии проработала моя мама, короткое время, где-то около года, в ранней своей юности, в начале 70-х годов работала здесь и я. Сейчас я смутно помню территорию завода и ОКБ. К этому времени уже многое было переделано, часть колоннады снесена, часть застеклена и превращена в производственные помещения и склады, появились новые постройки. О том, что здесь был Изокомбинат я понятия не имела, но некоторые здания, все же обращали на себя внимание, но я думала, что это дореволюционные постройки, позднее надстроенные.
    Здание на фото - бывшая проходная. К 70-м годам уже была выстроена новая проходная, а здесь, в одной части корпуса был отдел кадров, а с другой стороны располагалась моя лаборатория.


В 1994 г. "Эра" была переименована АОА НПП "Радий", которое занимается радиоэлектронным оборудованием для военной авиации.
   Окошки бывшей проходной ОКБ и завода "Эра".


Сейчас "Радий" занимает небольшую часть бывшей территории ОКБ и завода "Эра", а на остальной территории хозяйничает все кому не лень, пишут, что одно время здесь располагалась разливная линия "RC Cola", не удивительно, что от бывших построек Изофабрики мало, что осталось.
Современный вид с Часовой ул. на бывший скульптурный двор.


Балтийская ул. д. 14. Рядом с комлексом зданий "Всекохудожника" Гольц построил Изоучилище,
    Вид от Изокомбината на училище. Фото 1941 г.
                              

Училищу повезло больше. Оно существовало и несколько лет после войны.
   Вид от Изокомбината на училище. Фото 1941 г. 


Дочь Гольца, художница Нина Георгиевна, вспоминала, что когда она после войны поступила в Суриковский институт, Занятия проходили во Всехсвятском, в здании Изоучилица, которое построил ее отец.
    Фото 1945- 1949 гг. У училища. А.А.Дайнека и П.П. Кончаловский среди студентов и преподавателей московских вузов. Крайний слева-Н.М.Чернышёв,третий справа-В.А.Фаворский.


Детали фасада со стороны Изокомбината. Фото 1941 г.
                                

Проект Изоучилица. Фасад со стороны Балтийской улицы.



Затем в здание переехал ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации РАН - крупнейший информационный центр, обеспечивающий с 1952 г. российское и мировое сообщество научно-технической информацией по проблемам точных, естественных и технических наук. В годы, когда здесь был ВИНИТИ, я однажды была в этом здании на встрече с Окуджавой. Он читал главы, из тогда только написанного романа "Путешествие делетантов".
   После постройки нового здания для ВИНИТИ на ул. Усиевича, сюда переехал институт математического моделирования, а сейчас здесь какие-то офисы.
    Современный вид со стороны Балтийской ул.на главный вход.                           

  Современный вид на Изоучилище. Сейчас вдоль здания строится Алабяно-Балтийский туннель, а ранее здесь был тупик.


Жаль, что из многочисленных проектов Гольца, построено очень мало, еще меньше сохранилось, а то что сохранилось мы уродуем до неузнаваемости. В 1946 г. Г.П.Гольц трагически погиб, попал под машину на Садовом кольце, по словам его дочери, смерть его не была случайной.

Продолжение. Часть 16.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: книга Северный округ Москвы. Век XX; книга Зодчие Москвы, т.2; https://fotki.yandex.ru/next/users/luds2007/album/135763/view/617501 ;   http://w-sy.ru/o-predpriyatii/

старая Москва, архитектура, достопримечательности, завод, училище, старые фото, Сокол, Прогулки по Москве, фабрика

Previous post Next post
Up