Село Всехсвятское и его постройки. Часть 12. Между м. Аэропорт и Сокол.

Sep 10, 2015 12:39

Село Всехсвятское и его постройки. Часть 12. Между м. Аэропорт и Сокол.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11.

В прошлой части я рассказала о пассажирском вокзале и паровозном депо на станции "Подмосковная" РЖД, теперь поговорим о других сохранившихся постройках на ней и ее истории, а затем отправимся дальше по маршруту.


Долгие годы я привыкла видеть часть построек станции "Подмосковная", такой, как на фото выше, со стоящими около административного здания паровозами. Сейчас, с открытием здесь музея, картина несколько изменилась. Но обо всем по порядку.
Перед веерным депо, до недавнего времени, стоял двухэтажный деревянный барак, он служил домом отдыха для локомотивных бригад. Здание это построено было гораздо позднее основного ансамбля станции и поэтому при создании музея было снесено.


Остальные постройки, в этой части, входящие в первоначальный комплекс архитектурного ансамбля станции, построенного  архитектором Дидериксом Ю.Ф. (?) в 1901 г. в стиле "модерн", к счастью, сохранились.
    В архитектурный ансамль входили : водонапорная башня, служивщая для заправки паровозов и других нужд ж\д станции.
    Фото 1900 - 1910 гг.


Ларина Н. здесь пишет - "История водоснабжения станции довольно необычна, так как поблизости нет водоемов. Чтобы обеспечить станцию водой пробурили артезианскую скважину. Однако одной - не хватило, и потребовалось пробурить вторую скважину глубиной 70 м. Для того, чтобы поднимать воду из-под земли и подавать ее в башню, поставили дизельный насос. В верхней части башни расположены два огромных бака, общей вместимостью 300 т. Паровые насосы подавали воду из артезианской скважины, далее вода самотеком расходилась по гидравлическим колонкам, где паровозы заправляли водой. Объем «бака» у паровоза - 27 т. На этих запасах паровоз может проехать 140-150 км".
                       

Ранее водонапорные башни именовались водоемными зданиями. Все они строились по типовым проектам, точно такие же башни существовали на ст. Волоколамск и Митава, но сохранилась только эта.
   К водонапорной башне пристроен небольшой домик неизвестного назначения. Можно бы было предположить, что это насосная станция, но как пишут в интернете,


насосная станция сейчас выглядит так.


Еще одной постройкой, входивший в ансамбль, был дом начальника станции. Последние постояльцы проживали в нем до 1959 г. Сохранилось письмо, отправленное в этот дом на адрес "Калининская (она же Виндавская, она же Рижская) железная дорога, депо "Подмосковная", домик возле водокачки".


И наконец, административное здание, в котором жили машинисты, работающие вахтовым способом.


Вот таким, покрашенным в коричневый цвет и утопающим в зелени, было это здание до недавнего времени.


При создании музея, открытого в июле 2015 г., этот дом решили воссоздать как пассажирскую станцию, т.к. настоящий вокзал находится далеко от этого места и почти разрушен, о чем я писала в прошлой части. Теперь она выглядит так.






Внутри станции воссоздана обстановка начала 20 века с кассой, богажным отделением, залами ожидания, телеграфом и буфетом.






Еще здесь можно совершить виртуальную экскурсию по Москве начала прошлого века на дилижансе.
    Общий вид музейного комплекса выглядит так.


В конце 40-х годов прошлого века от станции Подмосковная были проложены пути к станции Серебряный Бор МК МЖД и в электродепо ТЧ-2 Сокол Московского метрополитена (о них пойдет речь в соответствующем месте). Ранее существовали также подъездные пути к заводу ЖБИ № 23, в настоящее время планируемому под снос.
    Примерно в это же время был построен пешеходный мост над путями, через который можно попасть на платформу Красный Балтиец. В начале 1980-х годов взамен более старого моста, который проходил чуть левее, был построен новый пешеходный мост, который является одним из самых длинных в Москве.


Прежде под мостами были частные дома, и долгое время между путями можно было видеть плодовые деревья. Один из старожилов района вспоминает, что с этой стороны "росла "китайка, а ближе к Красному Балтийцу, с той стороны ж/д - вишни".
    Рабочие депо и железнодорожники принимали активное участие в революционных событиях 1905 г. и 1917 г. После революции в депо были созданы курсы политработников. В годы ВОВ многие работники станции ушли на фронт. Здесь установлен памятник воинам, погибшим в 1941 - 1945 гг.


Ну и последнее о станции, здесь снимали некоторые эпизоды  фильмов - "Баллада о Солдате" и "Адмирал".

Малый Коптевский проезд.
    Параллельно Б.Коптевскому проходит Малый Коптевский проезд. Он упоминается в детективе А.В. Степанова "В последнюю очередь", здесь живет главный герой, события в детективе разворачиваются в 1945 г. Он пишет - "Они шли по Шебашевскому, потом свернули на Красноармейскую и вышли к Малокоптевскому... Покоем стояли три двухэтажных стандартных дома. Дом два по Малокоптевскому, дом два "а" и два "б". Алик и Саша вошли внутрь покоя... Саша обогнул дом и зашел в свой палисадник. Навечно врытый в землю, стоял на могучем столбе квадратный стол. И широкая, тоже врытая, лавка. Саша сел на нее, поставил локти на стол и взглядом отыскал древний свой автограф, оставленный перочинным ножом. "Саша" - было вырезано на доске. Он потрогал надпись пальцем и сказал самому себе:
   - Я дома.
   И дома, в узкой, вытянутой комнате с одним окном - все было по-старому: зеркальный шкаф, перегораживающий комнату, комод под вязаной крахмальной салфеткой, мамина кровать с горой подушек у окна, и Сашин диван за шкафом...".
    Надо отметить, что описания Степанова, довольно точны. Напомню, раньше этот проезд упирался в Красноармейскую улицу, стояли там и деревянные дома покоем (см. план 1952 г.).
   Малый Коптевский проезд сейчас.


Упоминает Степанов и бывшую 145 школу (сейчас школа №1847).
    "Он сидел на лавочке в школьном палисаднике и ждал, когда в 145-й школе прозвенит последний звонок. Он зазвенел наконец, и его тут же сопроводил глухой могучий рев сотен здоровых детских и юношеских глоток... У десятиклассников сегодня вместо физкультуры и военного дела футбольный матч с госпиталем на поле МТЭИ. Здесь недалеко, через пустырь и...". И здесь все точно, кроме госпиталя, он был построен позже, хотя может быть речь идет о каком-то здании, о котором я не знаю.
  Школа, которую упоминает писатель, одна из самых старых школ района, 1939 г. постройки, предположительно, построенная по проекту архитектора Леонова Б.Г., действующая до сих пор. Позднее к ней была сделана пристройка.


Рядом со школой, забор в забор, долгие годы находилось довольно странное заведение, под названием "Замок вкуса". Еще в конце 1960-х годов на этом месте стоял какой-то деревянный дом, его помнит моя соседка. Потом тут был пустырь, затем эту территорию огородили, и вроде бы она отошла к соседнему заводику, который вскоре был ликвидирован, а в годы перестройки здесь построили т.н."замок" и разместили здесь бордель, не в переносном смысле, а в самом прямом. Здесь был публичный дом.


По утрам можно было наблюдать, как сюда направлялись пожилые женщины, нагруженные сумками (видимо, несли продукты с рынка), днем в ворота входили разукрашенные девицы, а чуть позднее, сюда въезжали клиенты на машинах. Удивительно, но это заведение, впритык к школе, просуществовало более десятка лет.

Первоначально никакой вывески не было, и только лет пять назад, вдруг ворота открылись, справа на каменном заборе появилась вывеска "Замок вкуса", во двор вынесли столы и превратили заведение в обычный ресторан, но дело не пошло, менее чем через год, ворота вновь закрылись, вывеску сняли, зресторан закрыли, и сейчас здесь можно видеть только охранника, иногда гуляющего у ворот.
   Когда я сюда перехала, этот проезд был маленьким зеленым оазисом, со стороны Часовой улицы, по обеим его сторонам, росли кусты акации, из ее стручков мы делали свистульки; шоссейная дорога была совсем узенькой, а за кустами акации справа, шла узенькая пешеходная дорожка. В конце проезда был большой зеленый луг, где весной и летом цвели всевожможные цветы. Теперь проезд выглядит так.
   Вид от Часовой улицы на М. Коптевский проезд.


На месте этих палаток, прежде находился небольшой заводик, но о нем в следующей части.

Продолжение. Часть 13.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Мачульский Е.Н. Северный округ Москвы; http://ardexpert.ru/article/2557 ;.http://moscowalk.ru/transport/zheleznaya-doroga/depo-podmoskovnoe.html ; http://www.culture.ru/institutes/12354

старая Москва, архитектура, промышленная архитектура, дореволюционные фото, достопримечательности, Аэропорт, музей, памятник, модерн, старые фото, Сокол, Прогулки по Москве, мосты и путепроводы

Previous post Next post
Up