Ещё один интересный текст:
Оригинал взят у
altereos в
Лев Атаманов. "Золотой фонд" и кое-что ещеМастера короткометражной анимации, выпуск №41
"Самый разноликий режиссер в мире" - так охарактеризовали Льва Константиновича Атаманова в одном старом интервью. Примерно 50-летняя мультипликационная карьера героя сегодняшней заметки охватывает три основных периода в истории советской анимации: довоенный (30-40-е), послевоенный (конец 40-х - 50-е), период обновления советской анимации и расцвета авторского направления (60-70-е). В каждом периоде Лев Атаманов отметился своими шедеврами мультипликации. Почему он "разноликий" - потому что анимационный стиль у него менялся несколько раз в зависимости от веяний времени: от до- и околодиснеевского стиля до авторских экспериментов, напоминающих стиль Загребской школы. Большое разнообразие графических стилей у Атаманова можно наблюдать в 60-70-е годы. При этом самыми известными творениями мультипликатора являются классические фильмы 50-х годов - "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Снежная королева", которые длятся от 30 минут до часа. Это "золотой фонд" советской анимации. В тени же остаются более поздние 10-20-минутные короткометражки, достойные особого внимания. Вот про них в основном мы и поговорим.
Но давайте по порядку. Льва Атаманова можно назвать одним из первых деятелей кино и мультипликации в Советском Союзе. Ученик кинематографиста другого Льва - Кулешова - Лев Атаманов в 20-е годы работает в организации "Межрабпомфильм", а с 30-х годов начинает самостоятельно делать мультфильмы. В то время многие вещи приходилось изобретать с нуля, с оглядкой на успешный опыт американской анимации, и у наших аниматоров это неплохо получалось. В 30-е были популярны мульт-агитки - трюковые черно-белые мультфильмы, в комедийной форме пропагандирующие различные актуальные идеи. У Атаманова таковым был мультик "Улица поперек" (1931), созданный совместно с Владимиром Сутеевым. Цель фильма - пропаганда безопасности уличного движения, в то же время это отличный развлекательный мультик с высокой концентрацией трюков.
Многие мультфильмы того времени не сохранились - жаль, это был интереснейший пласт ранней советской анимации. В 1936 году происходит историческое событие - создание "Союзмультфильма", в составе которого было бы логичным увидеть Атаманова, однако Лев Константинович, чьи предки были ростовскими армянами, по семейным причинам переезжает в Армению, где активно участвует в зарождении местной анимации и становится одним из создателей первой в Армении мультипликационной мастерской. В 1938 году Атаманов снимает первый армянский мультфильм - "Пес и кот", по сказке Ованеса Туманяна, который уже известен нам тем, что позже вдохновил своими произведениями другого армянского аниматора
Роберта Саакянца на создание нескольких шедевров.
Известно, что Лев Атаманов - участник Великой Отечественной, но подробностей из военного периода биографии мне найти не удалось. После войны Атаманов продолжает работать в Армении, создает в 1948 году 40-минутный "Волшебный ковер" по восточной сказке, а в следующем году перебирается, наконец, в "Союзмультфильм". В 50-е годы Лев Атаманов прославился сказочными мультфильмами "Аленький цветочек" (1952), "Золотая антилопа" (1954), "Снежная королева" (1957), в которых использовалась техника "эклер", когда живого актера снимали на пленку, потом изображение переносили на целлулоид.
"Аленький цветочек"
Таким образом достигалась реалистичность и приятная плавность изображения, правда, страдала динамика - все-таки в реальной жизни люди двигаются не так быстро и резко, как мультяшки. Вот что говорил Атаманов об этой технике: "Эклер" - метод, осуждаемый многими, на мой взгляд, когда его разумно использовали, обогатил мультипликацию, поднял общую культуру движения, придал разнообразие пластики".
В тот же период Лев Атаманов создает несколько более коротких мультиков в традиционной рисованной технике, очень красочной и максимально комфортной для восприятия. "Желтый аист" (1950) - по старинной китайской сказке.
"Пес и кот" (1955) - цветной римейк вышеупомянутого одноименного мультика. Все персонажи - животные.
"Похитители красок" (1959) - своеобразный детский триллер о противостоянии черных и цветных красок в магазине игрушек. Присутствуют впечатляющие сцены разрушений.
В середине 50-х начинается Оттепель, сначала в игровом кино, потом и в анимации режиссеры всё чаще отходят от традиционных форм и больше экспериментируют (см. заметку про
Хитрука). "Все вдруг начали безудержно пробовать и экспериментировать, - рассказывает Лев Атаманов. - Я не остался в стороне". Свои лучшие, на мой взгляд, работы Атаманов создал начиная примерно с середины 1960-х. В них мы видим разнообразие графических стилей, множество оригинальных находок, а также намеков на злободневные проблемы. Это уже не чисто детские мультики, но и "фильмами строго для взрослых" их назвать нельзя. Они мне нравятся больше, чем классические хиты 50-х, которые хоть и сделаны на высочайшем уровне, но сейчас кажутся тяжеловесными, предсказуемыми - им не хватает доли безумия, спонтанности, чего предостаточно в советской анимации 60-80-х годов. И здорово, что такой выдающийся классик, как Лев Атаманов, без серьезных душевных колебаний присоединился к новому поколению аниматоров.
В 60-70-е Лев Атаманов выпустил более десятка замечательных мультиков, среди которых я хочу выделить несколько. Близкий по стилистике к
Загребской школе, м/ф "Букет" (1966) показывает забавную историю мужа, пытающегося избавиться от букета, предназначенного для любовницы. Здесь деликатно поднимается проблема супружеской неверности, которая разрешается хэппи-эндом.
Позже Лев Атаманов сделал два мультика по рисункам датского художника Херлуфа Бидструпа: карикатурную "Скамейку" (1967) и антивоенную агитку "Это в наших силах" (1970).
Между ними был выпущен романтичный мультик "Балерина на корабле" (1969), выполненный в нежном "морском" графическом стиле.
Сатирическая зарисовка "Выше голову!" (1972) - опять что-то близкое к загребскому стилю. Сюжет мультфильма напоминает историю "напарников" в известной комедии Гайдая про Шурика.
В 1973 году Атаманов пробует себя в фантастическом жанре, создавая футуристические "Новеллы о космосе".
Главным шедевром режиссера я считаю прекрасный ностальгический мультфильм "Я вспоминаю" (1975) о судьбе циркового артиста.
"Я вспоминаю" отлично подходит как красивое завершение долгого и плодотворного творческого пути, однако Лев Атаманов последние годы жизни посвятил циклу "Котенок по имени Гав", для которого успел сделать 4 мультфильма. Пятый выпуск был сделан уже после смерти режиссера...
№1. Иван Максимов №2. Александр Федулов №3. Ян Шванкмайер №4. Оскар Фишингер №5. Прийт Пярн №6. Роман Качанов №7. Райан Ларкин №8. Александр Алексеев №9. Александр Татарский №10. Норман МакЛарен №11. Роберт Саакянц №12. Рауль Сервэ №13. Александр Петров №14. Лен Лай №15. Сергей Айнутдинов №16. Тэ Вэй №17. Юрий Норштейн №18. Валериан Боровчик №19. Андрей Хржановский №20. Стивен и Тимоти Квэй №21. Фёдор Хитрук №22. Ян Леница №23. Владислав Старевич №24. Иржи Трнка №25. Константин Бронзит №26. Жак Друэн №27. Гарри Бардин №28. Рена Лалу №29. Рейн Раамат №30. Энтони Лукас №31. Эдуард Назаров №32. Эмиль Коль №33. Ефим Гамбург №34. Душан Вукотич №35. Анатолий Петров №36. Боривой Довникович №37. Игорь Ковалёв №38. Поль Гримо №39. Михаил Алдашин №40. Гермина Тырлова