Мастера короткометражной анимации, выпуск №8
Всё-таки мультипликация - удивительная, "волшебная" штука, заставляющая зрителя в течение нескольких минут покорно сидеть перед экраном и завороженно наблюдать за трансформацией образов. Какие только приспособления не придумывают мультипликаторы, чтобы "покорить" таким образом зрителя. Вот и Александр Алексеев придумал нечто диковинное, непонятное - вряд ли бы еще такое кому-нибудь могло прийти в голову. Называется его изобретение "игольчатый экран", представляющий собой полотно с 500 000 или 1 млн маленькими штырьками, которые можно отодвигать вперед и назад. Издалека они даже незаметны. За счет изменения отбрасываемых ими теней создается картинка, а из тысяч таких картинок образуется мультик. Вот как такое можно было придумать!
А.Алексеев и Клер Паркер работают с игольчатым экраном.
Александр Алексеев, хоть и имеет русское имя, всё же француз. Родился в России, детство провел в Турции, в 1920 году эмигрировал во Францию, где до самой смерти в 1982 году успел внести большой вклад во французскую культуру. Поэтому все его справедливо называют французским мультипликатором. В России же о нем вспомнили только в 90-е... Еще он в 40-е годы, сложные для Европы, поработал в Канаде, которая притягивает к себе талантливых аниматоров со всего мира.
Изначально Алексеев - театральный художник-декоратор и книжный иллюстратор, работавший в жанре гравюры. Изобретенный в 1931 году игольчатый экран он использовал в первую очередь для создания иллюстраций к различным классическим произведениям. Анимация на игольчатом экране - это художественное развитие статичных гравюр, поэтому сам художник называл свои мультфильмы "оживленными гравюрами", т.е. приведенными в движение иллюстрациями.
Движение - ключевое понятие в художественной концепции Алексеева. Иллюзия движения - вот что больше всего его интересовало в искусстве. Так что неудивительно, что художник однажды стал мультипликатором. А мог бы стать и кинорежиссером, если бы не необходимость работать в коллективе. По мнению Александра Алексеева, коллективное творчество, которое по сути и представляет собой съемка кинофильма, искажает изначальный замысел автора. Поэтому наш герой выбрал мультипликацию, которая позволяет закрыться в кабинете на месяцы и творить одному. Правда, Алексеев творил не один - ему помогала жена Клер Паркер, полноценный соавтор мультфильмов мужа. Но больше никто в творческом процессе не участвовал.
Игольчатый экран крупным планом.
Инструменты для работы с игольчатым экраном.
Почему именно игольчатый экран - такой сложной в использований инструмент, который еще и как-то собрать надо? Во-первых, Алексеев стремился избегать влияния тенденций массового искусства (опять же, к вопросу о чистоте авторского замысла), а раз игольчатым экраном больше никто не пользуется, то и пересечений с популярной анимацией никаких быть не может. Во-вторых, как говорил сам аниматор, "рисованная мультипликация более подходит для комической, а не для поэтической атмосферы, характерной для моих гравюр".
Другими словами, Александр Алексеев - поэт от анимации, и игольчатый экран - именно тот метод, который позволял ему выразить поэтические образы в движении. "Выразить образ в движении - вот истинная цель искусства мультипликации". Красота движения, красота пребразования форм - вот главное художественное достижение игольчатого экрана. К сожалению, это тупиковая ветвь в развитии анимации. Не только потому, что это приспособление очень дорогое в производстве и очень сложное в использовании. Анимация с его помощью получается, безусловно, очень поэтичной, мягкой, завораживающей. Но вот парадокс: при создании движений теряется... динамика. А без динамики нельзя развить сюжет. Фильмы Алексеева практически не имеют сюжета - чтобы понимать происходящее, нужно знать сюжет оригинального произведения. По сути это анимированные иллюстрации к книжным (см. "Нос") и музыкальным произведениям (см. "Ночь на лысой горе"). В поэзии ведь тоже сюжет не так важен - в ней на первом плане чувства и образы. Как и у Алексеева.
Самые известные мультики, сделанные Алексеевым на игольчатом экране, - это "Ночь на Лысой горе" и "Нос". Разделяет их 30 лет (1933 и 1963 годы). Всего успел он сделать менее 10 мультиков с помощью данной техники.
"Ночь на Лысой горе", 1933.
"Нос", 1963.
"Мимоходом", 1943.
Возможно, потенциал игольчатого экрана не раскрыт по-настоящему. Может быть, с его помощью можно создавать мультики, по динамичности не уступающие "Ну погоди". Вряд ли мы об этом когда-нибудь узнаем... Сейчас с игольчатым экраном работают единицы в мире. Самый известный последователь Алексеева - канадец Жак Друэн.
... Но рано заканчивать рассказ об Александре Алексееве. Есть у него и второй пласт анимационного творчества, никак не связанный с игольчатым экраном, который особой прибыли не приносил. Основным источником заработка для него было создание коротких рекламных мультиков. Алексеев делал рекламу для кофе, сигарет, мыла, бензина и т.д. Его рекламные ролики - это настоящие произведения искусства, сейчас такие не делают (и, подозреваю, кроме Алексеева никто и не делал). Для их создания мультипликатор использовал предметы, различные хитроумные приспособления, визуальные эффекты. Эти работы наглядно показывают, что Алексеев активно эспериментировал с анимацией, не ограничиваясь своим главным изобретением, и делал это успешно.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).