Рауль Сервэ. Первый бельгийский мультипликатор

Apr 15, 2016 14:34

Мастера короткометражной анимации, выпуск №12

С чем у нас может ассоциироваться бельгийское искусство? В первую очередь с бельгийской живописью: в 18, 19, 20 веках в этой маленькой европейской стране всегда хватало талантливых художников. Если взять 20-й век, то это сюрреалисты Рене Магритт и Поль Дельво, которые творили в то время, когда анимация начинала всё увереннее заявлять о себе в мире искусства. Анимация и живопись - явления в принципе тесно связанные... И вот логичным следствием всех этих художественных процессов стало появление Рауля Сервэ, который создавал свои работы под влиянием вышеуказанных художников и фактически основал первую школу анимации в Бельгии. Сейчас это один из самых значимых, титулованных и влиятельных представителей европейской авторской анимации.



Увлечение анимацией у Рауля началось в детстве благодаря отцу - кинематографисту-любителю и коллекционеру фильмов. В частности, в отцовской коллекции были мультики с котом Феликсом. Тайна движущихся рисованных картинок на всю жизнь завладела душой будущего мультипликатора. В творческой биографии Серве нет каких-то из ряда вон выходящих событий. Конечно, в самом начале было трудно: после войны в Бельгии трудно было рассчитывать на государственное финансирование для создания мультфильмов, поэтому Рауль самостоятельно изготовил кинокамеру и снимал первые мультики на собственные средства. Потом были фестивали, премии, признание, и с финансами больше серьезных проблем не было. Рауль Сервэ работает до сих пор (сейчас ему 87 лет), правда мультики уже не делает, но преподает в Академии искусств и участвует в жюри на различных мульт-фестивалях по всему миру. В общем, очень авторитетный деятель в мире анимации.

Перейдем собственно к мультфильмам. Работы Сервэ можно хронологически разделить на две группы: до середины 70-х и после. Первая часть фильмографии режиссера более понятна и проста для восприятия - это фильмы, рассчитанные на взрослую аудиторию, раскрывающие острые социально-политические проблемы западного общества. Главная тема - стремление человечества к свободе, миру и справедливости. Автор выступает резко против нетерпимости и авторитаризма. С одной стороны, Рауль Сервэ - это художник-разоблачитель, с другой, нельзя сказать, что его работы как-то меняли мировосприятие зрителей. С точки зрения анимации, это вполне шедевры, но им не хватает жесткости и бескомпромиссности (сравните, например, с перестроечными фильмами Роберта Саакянца). Хорошо это или плохо, они пропитаны западноевропейскими стереотипами.

Несмотря на несколько примитивную рисовку, которая чем-то напоминает стиль мультфильмов Hanna-Barbera, фильмы Сервэ очень привлекательны, они сразу же цепляют внимание оригинальным сочетанием цветов и образов. Работа с цветом - главная "фишка" аниматора до середины 70-х. Вот "Хромофобия" (1966) - самая известная, возможно даже самая лучшая работа Сервэ и программная для данного периода. В этом фильме простая символика: черно-белые персонажи, напоминающие солдат-нацистов, символизируют тоталитаризм, подавление личности. Цветные персонажи пытаются утвердить свое право на свободу мышления и творчества. Среди них выделяется Тиль Уленшпигель, который своими цветовыми сверхспособностями нейтрализует солдат.





"Сирена" (1968) - мультфильм о подавлении технократической цивилизацией романтики и поэзии жизни. Здесь противопоставляются красный и синий цвета: красный - это агрессия, прагматизм, искусственность. Синий - романтика, душевность, глубокая связь с природой.





"Хромофобия" и "Сирена" - ключевые работы Рауля Сервэ периода до середины 70-х. Другие фильмы: "Фальшивая нота" (1963, о непонимании обществом "бедного" художника), "Голдфрейм" (1970, о чрезмерных амбициях представителей власти и крупного бизнеса), "Операция Х-70" (1971, о возможных последствиях разработки оружия массового поражения), "Говорить или не говорить" (1972, о манипуляциях общественным сознанием), "Пегас" (1974, о преклонении перед искусственными "богами" современного потребительского общества).











Ближе к концу 70-х Рауль Сервэ резко меняет свой подход к созданию анимации. Судя по всему, режиссер переживал творческий кризис: остросоциально-политическая тема была исчерпана, хотелось двигаться дальше. Если прежде мультфильмы Сервэ были просты для восприятия, а их символика была понятна любому зрителю, неравнодушному к проблемам современного мира, то с этого времени Рауль начинает создавать некий муль-артхаус, который воздействует на зрителя не идеями, а визуальными образами. Режиссер и поставил перед собой соответствующую задачу - найти способ более глубоко воздействия на восприятие зрителя. Решением задачи стало изобретение авторской анимационной техники, которая получила название сервэграфия.

Что-то подобное уже делали Норман Макларен (см. "Соседи", 1952 г), Уолт Дисней (серия мультиков про Алису в 20-х гг) или примерно в то же время Ян Шванкмайер, а именно использовали живых людей для создания анимации. Рауль Сервэ не снимал людей покадрово - он снимал их как обычно, но с использованием особой оптической системы и в абсолютно темной комнате. Полученный материал соединялся с рисованным изображением, в результате получался... не мультик и не кинофильм, а что-то особое, чему нет названия. Ну формально это мультфильмы. Первая работа в технике сервэграфия - "Гарпия" (1979), настоящий мульт-ужастик. Персонаж-гарпия представляет собой наполовину живого актера и наполовину анимированное рисованное изображение. Это действительно выглядит жутковато, но так как мультик короткий, зритель не успевает проникнуться мистической атмосферой.

Самый главное достижение сервэграфии - полнометражный фильм "Таксандрия". Что касается короткометражных мультфильмов, то следует назвать еще два - "Ночные бабочки" (1997) и "Аттракцион" (2001). Обе работы интересны, необычны.







Мультфильмы Рауля Сервэ действительно интересно смотреть и хочется пересматривать, чтобы разъяснить для себя непонятные детали. Этот режиссер прошел путь от выразителя актуальных проблем до экспериментатора, в каждой ипостаси добившись успеха и признания. При этом "великим" назвать его сложно. Есть ощущение, что ему не хватает чего-то - может быть, нестандартности, творческой "злости". При этом нельзя отрицать значительный вклад Сервэ в развитие анимации.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up