Мастера короткометражной анимации, выпуск №36
С "Загребской школой" мы так просто не разделаемся. Сегодня расскажу еще об одном классике хорватской анимации - Боривое Довниковиче, или просто БорДо.
Довникович - один из участников тусовки вокруг культового сатирического журнала "Керемпух", где он в 1950-е годы работал карикатуристом (карикатурный стиль в будущем станет характерной чертой его мультфильмов). Потом пошел работать художником-мультипликатором на студию "Загреб-фильм", для которой тогда начинался "золотой век". Однако лучшие свои самостоятельные режиссерские работы Бордо сделал, когда "золотой век" был уже позади. Тем не менее в анимации Довниковича можно увидеть большинство стилистических особенностей Загребской школы (подробнее
здесь). Вкратце они выглядят так:
- достаточно примитивный рисунок, особенно если сравнивать с ярким и насыщенным реалистичными деталями диснеевским стилем
- плоское пространство, отсутствие 3D-эффекта (хотя у Бордо есть исключения)
- высокая плотность динамики на каждую секунду хронометража
- отказ от диалогов, закадрового голоса
- чрезвычайная важность звукового сопровождения: музыка, шумы, звуковые подражания голосам.
Когда мы говорили о
Вукотиче, мы отмечали противопоставление острых углов и прямых линий загребского стиля округлым формам и кривым линиям диснеевского стиля. Боривой Довникович хоть и является представителем Загребской школы, идет немного своим путем. Его анимация на один шаг ближе к диснеевской - все-таки в детстве он восхищался мультфильмами Диснея, вырос на них. Персонажи Довниковича гротескны, как у Вукотича, но нарисованы они с преобладанием кривых линий. Вместо ярко выраженной сатиры - абсурдный юмор. Вообще, стиль Бордо гораздо ближе к советской анимации 60-70-х годов, которая соединился в себе лучшее из всех стилей. И неслучайно, что один из своих мультиков он сделал именно на Союзмультфильме.
Бордо - мастер раскрытия характеров персонажей - для этого достаточно буквально одной секунды. Когда мы смотрим мультики Довниковича, эмоциональный образ его персонажей у нас возникает почти мгновенно. "Меня интересуют прежде всего характеры", - говорил Боривой в интервью в 1975 году. Еще Бордо - мастер парадоксов, это его главная сюжетная "фишка". Непредсказуемый сюжет, неожиданная развязка, гениальные сюжетные находки, насыщенная динамика, юмор - всё это обеспечивает Бордо статус выдающегося мастера короткометражной анимации.
Сейчас в доступе можно найти большинство мультфильмов Боривоя Довниковича (на Youtube).
1965 - Церемония
Короткая юмористическая зарисовка с одним из самых потрясающих твистов в истории анимации.
1966 - Любопытство
Несмотря на примитивный рисунок (упрощенное карикатурное изображение персонажей, простейший одноцветный фон), Довникович выдерживает высокий уровень саспенса, базирующегося на вопросе: что же находится в том пакете? Великолепный прием заигрывания со зрителем: аниматор показывает с десяток любопытных персонажей, заглядывающих в пакет, однако его содержимое нам не показывается. Зрителю так и хочется подойти к экрану и тоже заглянуть туда. В конце все-таки мы узнаем - что ТАМ?
1968 - Крек
Комедия, показывающая бессмысленность и абсурдность любой системы подчинения (в данном случае - армии). В мультфильме здорово чередуются бледные сцены армейского быта и яркие фантазии главного героя.
1969 - Странная птица
М/ф сделан совместно с советскими аниматорами (художник - Вячеслав Котёночкин, один из создателей "Ну, погоди!"). Мультик получился в духе советской анимации, от загребского стиля он отличается хотя бы тем, что в нем присутствует эффект объемности. Да и птички больше похожи на реальных птиц, чем на антианатомичные угловатые существа в духе Загребской школы. Сюжет "Странной птицы" строится вокруг парадокса, которые так любит Бордо. У одной птички из яйца вылупляется... будильник.
1973 - Пассажир второго класса
Этот мультфильм напомнил мне творчество
Ивана Максимова (возможно, есть и прямое влияние), у которого комичные сценки постоянно следуют одна за другой. "Пассажир второго класса" - это череда абсурдных и парадоксальных сценок, происходящих в поезде и за его пределами.
1978 - Школа ходьбы
Отличный пример мастерского имитирования голосов разными звуками. В мультфильме несколько очень разных по характеру персонажей, и для каждого Бордо нашел подходящие звуковые эффекты. Идея фильма проста - нужно быть самим собой, раскрывать свою индивидуальность и не поддаваться влиянию первых встречных.
1989 - Волнующая любовная история
Романтическая история о том, как двое влюбленных находят друг друга в огромном мире. Кстати, хороший пример двухмерности загребской анимации.
***
Боривой Довникович давно уже не делает мультфильмы, все-таки 85 лет уже... В 2002 году Бордо стал одним из героев цикла телепередач "
Мир анимации или анимация мира".
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).