Сергей Айнутдинов. Мульт-ужасы для взрослых

May 06, 2016 14:33

Мастера короткометражной анимации, выпуск №15
"ЧТО? ЭТО?? БЫЛО?!" - первая реакция после просмотра (пост)перестроечных мультфильмов Сергея Айнутдинова. Все-таки перестроечная анимация - это нечто. Мы уже видели шизофренические творения Александра Федулова, чернейший юмор Роберта Саакянца, сегодня мы откроем новую грань этого анимационного явления конца 80-х - начала 90-х. Фильмы Айнутдинова - это сочетание черного и абстрактного юмора, это жесткое и смелое вскрытие самых глубоких социальных проблем. Карандашная техника роднит его мультфильмы с карикатурами - собственно, герой этой заметки и начинал с карикатур, да и в мире известен как художник-график, карикатурист. Карикатура ведь на первый взгляд кажется забавной, но по смыслу - едкая, злая. Такова и стилистика аниматора: за внешней "забавностью" кроется мрачный взгляд на мир, полнейшая безнадега. Подобный контраст взрывает мозг. Если вы по ошибке покажете такой мультик ребенку, после просмотра тот как минимум "загрузится" на тему жестокости окружающего мира. Да что ребенок - взрослый зритель от айнутдиновских шедевров хватается за голову... Что это было?



Мне особенно приятно писать об этом режиссере, потому что он представляет т.н. "уральскую школу анимации" (здесь более уместно слово "сообщество"), которую неофициально и возглавляет. Родился в Москве, в детстве переехал с родителями на Урал. "Мэтр екатеринбургской анимации", как называют Сергея Сагитовича, сейчас занимает руководящие должности в местных отделениях Союза кинематографистов и Союза художников, преподает анимацию в художественном училище. В мире известен не только как аниматор, но и как художник-график, его персональные выставки проводились во многих европейских галереях. Имеет Сергей Айнутдинов, как ни странно, инженерно-техническое образование. Со студенческих лет начал рисовать карикатуры для газет, делал телевизионные заставки, при этом самостоятельно изучал анимацию, но в 80-е все же прошел профессиональное обучение в Москве в ВКСР, где его учителями были Хитрук, Норштейн, Назаров. Тогда и началось создание выдающейся анимационной трилогии Сергея Айнутдинова "Абман зрения".

"Абман зрения" - это "Аутизм", "Аменция, "Айнутдизм" (в фильмографиях первые два ошибочно меняют местами). Всё на букву А. Эти три мультфильма по духу прекрасно вписываются в перестроечный контекст, но содержанию - не совсем о том. Три фильма с иронией и черным юмором показывают социальные проблемы 60-х, 70-х, 80-х годов. Об этом мы узнаем из справочных материалов и из интервью с аниматором - в самих же фильмах сложно вычленить конкретные приметы эпохи. Вот важная "фишка" айнутдиновской анимации - сознательное разрушение сюжета в пользу эмоционального воздействия. "Эмоциональная сторона все-таки дороже логики", - говорит режиссер. Действительно, его мультфильмы непонятны в плане "а что вообще тут происходит?", но в конце оставляют ощущение шока с тем самым вопросом - "боже, что это было?!". В процессе просмотра просто забываешь следить за сюжетом!

"Аутизм", самый короткий в трилогии, он показывает взаимоотношения ребенка с социумом. Мы видим "объемного" мальчика, до которого докапывается "двухмерный" мужчина, произносящий что-то нечленораздельное, как будто возмущаясь: "какая однако молодежь пошла разболтанная!". Здесь как бы показаны 60-е годы - Оттепель, ростки творческой свободы среди молодежи...



"Аменция" поражает нестандартным использованием образа Смерти с косой. Здесь она приходит в мир людей с привычной функцией, но с удивлением обнаруживает, что человечество успешно себя истребляет, и - вот парадокс - Смерть пытается остановить смертоносные процессы вокруг, правда, безуспешно. В фильме много черного юмора, мрачных сцен, загробной символики. Настоящий мульт-ужастик. После просмотра остается ощущение скорого апокалипсиса. Очень характерные моменты для мировосприятия людей, остро переживавших социально-политические изменения в эпоху Перестройки. Но что удивительно, по замыслу "Аменция" вовсе не о Перестройке, а об брежневской эпохе 70-х.



"Айнутдизм (аменция с аутизмом в квадрате)" - постперестроечный мультфильм, показывающий конкретное явление из жизни советского общества 80-х - принудительное психиатрическое лечение как способ расправы с неугодными властям людьми. Если вынести эту тему за рамки, то мы получим типичный шизофренический перестроечный мультик.



"Аутизм", "Аменция" и "Айнутдизм" - разные по художественной значимости произведения (настоящий шедевр здесь, на мой взгляд, только "Аменция"), но все вместе они образуют сильную трилогию, которая занимает особое место в истории отечественной анимации. В конце 80-х - начале 90-х у Сергея Айнутдинова была еще пара достойных внимания мультфильмов. "Жертва" (1989), входящая в своеобразный анимационный альманах "Фрустрация-89" - это один из первых эротических мультфильмов в стране, карикатурная история о чиновнике, который от кабинетной рутины мечтает сбежать на море к красивым женщинам.



"Белка... и Стрелка" - возможно, главный шедевр свердловского аниматора, "детский фильм ужасов" (его формулировка), хотя конечно же, мульт не для детской аудитории. Мне сложно объяснить, о чем этот фильм, на логическом уровне взаимосвязь между персонажами и символикой почти не прослеживается. На эмоциональном уровне эта связь ощущается интуитивно и вызывает глубокое потрясение. "Белка... и Стрелка" - самая айнутдиновская работа в фильмографии, дающая наиболее полное представление о творческом подходе режиссера.



Поздние работы Сергея Айнутдинова (конец 90-х, 2000-е) не так интересны. Было участие в анимационном мегапроекте "Гора самоцветов", работа над детскими мультсериалами. В своем фирменном стиле Сергей Сагитович сделал "Записки аниматора" (2001), в котором показывается собирательный образ российского аниматора. Эта работа, к сожалению, выглядит чуть слабее в сравнении с перестроечными шедеврами.



"Шаг сторону" (2003) о странных взаимоотношениях лесных зверей и охотника - это, как я понимаю, дань уважения эстонскому аниматору Прийту Пярну, чье влияние на свое творчество отмечал сам Айнутдинов. Абсурдность анимации Пярна действительно прослеживается с самых первых фильмов уральского коллеги.



"Шуточный танец" (1997) посвящен проблеме исчезновения народной культуры.



Анимация Сергея Айнутдинова отличается социальной ориентированностью и удивительным контрастом между карикатурной иронией и настроением тотальной обреченности. Его мультфильмы не рекомендуется смотреть зрителям очень восприимчивым и склонным к депрессии.

ВСЕ ВЫПУСКИ

UPD В дополнение - свежие впечатления jour_janny после просмотра трилогии "Абман зрения".

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up