Мастера короткометражной анимации, выпуск №33
Давайте прикинем: участник Великой Отечественной, член КПСС приходит в анимацию - какие мультики он будет снимать? Наверное, что-нибудь нравоучительное, патриотическое, идеологически выдержанное. У Ефима Гамбурга (а речь уже идет о нём) есть и такие мультфильмы, однако в большинстве работ мы с удивлением обнаружим хулиганские, бунтарские черты. Впрочем, для советской мультипликации, как мы уже знаем, это обычное дело. Ефим Абрамович прославился мультфильмами-пародиями на западные произведения кино и литературы. Его пародии по идее должны были высмеивать пороки буржуазного общества, но у Гамбурга получилась, скорее, реклама западной культуры, яркая и притягательная. В других его фильмах можно проследить противоречивые с точки зрения официальной идеологии мотивы самоутверждения индивидуальности и борьбы с системой. Наконец, стилистика некоторых работ вполне европейская. Конечно, Ефим Гамбург - не самый значимый представитель советской авторской анимации, были у нас авторы более "глубокие" и более безумные. У Ефима Абрамовича мы можем лишь несколько работ назвать шедеврами (на мой взгляд, их два), остальные в целом - чуть выше среднего уровня.
Режиссер Ефим Гамбург - не из тех, кто в одиночку разрабатывает художественную концепцию мультфильма. Главная задача режиссера мультипликации - организационная: объединить людей в команду, заразить их идеей. В этом Гамбург похож на
Гарри Бардина, оба перепробовали множество стилей. Когда мы говорим о шедеврах Ефима Гамбурга, необходимо отметить вклад художников, благодаря которым богатая фильмография режиссера получилась столь разнообразной с точки зрения стилей и жанров. Начнем с самых стилистически интересных мультфильмов:
- "Фантик" (1975) (художник-постановщик - Даниил Менделевич): тонкие цветные линии на черном фоне.
- "Внимание, волки!" (1970) (художники - Юло-Ильмар Соостер,
Эдуард Назаров): мрачные рисунки эстонского художника-графика Соостера.
- "Край, в котором ты живешь" (1972) (художник-постановщик - Даниил Менделевич): детские рисунки.
- "Голубой щенок" (1976) (художник-постановщик - Даниил Менделевич): кляксы цветной тушью.
- "Ограбление по..." (1978) (художники-постановщики - Даниил Менделевич, Игорь Макаров): гротескная пародия киножанров.
- "Пёс в сапогах" (1981) (художники-постановщики - Николай Ерыкалов, Игорь Макаров): классический "диснеевский" стиль.
- "Парадоксы в стиле рок" (1982) (художник-постановщик - Игорь Макаров): поп-арт, рекламный стиль, элементы компьютерной графики.
- "Эксперимент" (1988) (художник-постановщик - Николай Кошкин): карикатурный стиль.
В жанрах Ефим Гамбург также себя не ограничивал:
- политический антифашисткий памфлет ("Внимание, волки!")
- детские нравоучительные истории ("Что такое хорошо и что такое плохо", "Происхождение вида" и др)
- патриотическая поэма ("Край, в котором ты живешь")
- антиутопия ("Эксперимент")
- экранизация классики ("Ромео и Джульетта")
- сатирические зарисовки ("Контакты... Конфликты..." по рассказам Жванецкого).
Но самые интересные мультфильмы Гамбурга можно отнести к двум жанрово-идейным группам - истории самоутверждения индивидуальности и пародии - каждую из них венчает один из двух шедевров режиссера.
1. Истории самоутверждения индивидуальности: "Слоненок" (1967), "Фантик" (1975), "Голубой щенок" (1976).
В этих детских мультиках режиссер учит своих маленьких зрителей быть собой и развивать свои таланты, если социум того не поощряет. В противовес нравоучительным "Что такое хорошо и что такое плохо", "Край, в котором ты живёшь", "Песня о дружбе" Ефим Гамбург создает немного хулиганские мультики про слонов - "Слоненок" и "Фантик". В первом персонаж, уставший от тумаков "дядек" и "тёток", отправляется в дальние края и обретает "сверхспособность" в виде длинного хобота. Теперь слоненок сам может раздавать тумаки своим обидчикам.
Во втором мультике мы опять же видим историю личностного роста вопреки общепринятым нормам: миниатюрный слоненок Фантик превращается в могучего Элефанта, который без труда расправляется с недоброжелателями.
Примечательно, что истории борьбы неокрепшей личности с системой Ефим Гамбург показывает с помощью персонажей-животных. Очевидно, что для детского восприятия это более эффективный вариант, чем морализаторство с участием человеческих персонажей. В общем, Ефим Абрамович сделал всё очень мудро: отдал дань советской идеологии посредством качественных, но проходных фильмов, а потом похулиганил с "безобидными" мультяшками из животного мира. Есть исключение - малоизвестный мультик "Летний отдых детей" из сборника "Только для взрослых": здесь хулиганят взрослые, вызволяющие своих деток их детского сада "Ну, погоди" в связи с якобы недостаточным кормлением.
Венчает эту группу культовый "Голубой щенок", чей изначальный замысел со временем было жестоко искажен. В любом обсуждении этого прекрасного мультика в Сети мы встретим специфический контекст, а кое-где даже выступают умники, утверждающие, что Гамбург изначально создавал "Голубого щенка" как гимн нетрадиционной сексуальной ориентации. Якобы в сюжете что-то такое прослеживается... На мой взгляд, это полный бред. "Голубой щенок" - в какой-то степени программное произведение режиссера, раскрывающее его любимую тему - самоутверждение беззащитного существа за счет доброты и веры в себя. В создании фильма принимали участия известные актеры (для озвучивания), композитор Гладков, автор песни Энтин, выдающийся оператор Друян и т.д. Песня Кота и Пирата - оттуда.
2. Пародии: "Шпионские страсти", "Пес в сапогах", "Хорошо забытое старое", "Ограбление по...".
Любимый жанр Гамбурга - это пародии. "Меня удивляло, почему в мировой мультипликации их так мало, а в советской нет", - говорил режиссер. Первая мульт-пародия появилась в 1967 году - это почему-то черно-белый м/ф "Шпионские страсти". Здесь пародируются штампы зарубежных и советских шпионских детективов, причем атрибуты и персонажи западной шпионской сети выглядят интереснее отечественных аналогов. Немецкий шпион, хоть и проигрывает по сюжету шпионскую игру, выглядит намного харизматичнее хмурого советского разведчика, похожего на столб.
Спустя 10 лет Ефим Гамбург развивает тему и создает свой главный шедевр - "Ограбление по...", в котором пародируются криминально-авантюрные кинофильмы про грабителей из США, Франции, Италии, СССР. Все четыре эпизода нарисованы в разных стилях, в персонажах узнаются звезды мирового и советского кино: Марлон Брандо, Жан Габен, София Лорен, Савелий Крамаров и др. Важнейшее достоинство этого мультфильма - в том, что западная жизнь показывается без высмеивания, без противопоставления "ущербных буржуев" и "правильных наших". Это добрая пародия, сделанная с любовью к зарубежному кино и с уважением к западному образу жизни.
Потом был очень успешный "Пес в сапогах" (1981) - необычная вариация истории о трех мушкетерах, а уже на рубеже веков Ефим Гамбург закрепляет свой талант аниматора-пародиста мультфильмом "Хорошо забытое старое" (2003, закончен после смерти режиссера). "Хорошо забытое старое" создано по мотивам фантастических произведений кино и литературы 20-го века. Здесь встречаются известные фантастические персонажи (профессор Доуль, доктор Гриффин, Фантомас), безумный сюжет обыгрывает сцены из боевиков и фантастических триллеров.
***
После развала СССР и кризиса на "Союзмультфильме" Ефим Гамбург создает студии "Гамбургский счет", "Ренешанс", делает "Ромео и Джульетту" для международного проекта "Шекспир: Великие комедии и трагедии". Работы, сделанные в 90-е, не так интересны. Единственное, на что можно обратить внимание - "Хорошо забытое старое", но и это далеко не шедевр. Лучшие времена Ефима Абрамовича совпали с лучшими временами "Союзмультфильма".
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).