Мастера короткометражной анимации, выпуск №25
Константин Бронзит - интересная личность. "Когда я делаю фильм, мне плевать на зрителя - я решаю свои внутренние задачи". Подобное заявление звучало бы естественно от автора каких-нибудь артхаусных произведений, но это слова Бронзита, чьи мультики нравятся всем - и детям, и взрослым. Мультики от режиссера, который "плюёт на зрителя". Нет, это не упрек в адрес Бронзита. Такой подход может позволить себе художник, который четко понимает, что искусство должно раскрывать личные переживания автора, а не ориентироваться на массовый вкус. Мультфильмы Бронзита - это удивительное сочетание оригинальных авторских идей и популярных образов.
"Я перфекционист, у меня всё должно быть идеально" - еще одно высказывания героя этой заметки. Оно хорошо отражает творческий путь режиссера. Путь Бронзита - это идеальная карьера режиссера анимационного кино, четко выстроенная, словно запрограммированная кем-то свыше с самого детства. Однажды в детстве ученик одной из питерских школ Костя Бронзит зашел в ДК Кирова, где показывались трофейные американские мультики - Дисней, Том и Джерри и пр. Именно тогда Бронзит "заболел" анимацией, начал делать свои мультики простейшим способом - с помощью блокнота. Кстати, приобщение в детстве к американской мульт-продукции - хороший знак, предвещающий выдающуюся карьеру аниматора. С этого начинали, например, великие
Норштейн и
Хитрук, один из учителей Бронзита.
После школы Бронзит устроился на ЛенНаучФильм, где помогал режиссерам делать анимационные вставки для документальных и научно-образовательных фильмов. С помощью "сэкономленных" в процессе производства материалов (Константин, впрочем, сейчас открыто признается, что они были им сворованы :) ) начинающий аниматор сделал свой первый короткий мультик "Карусель" (1988), который вошел в сборник "Очень маленькие трагедии".
Мультик "Карусель" получился очень ярким, забавным, немного сумбурным. Здесь уже виден фирменный стиль Бронзита на следующие 15 лет - карикатурная рисовка, небольшой хронометраж с высокой концентрацией смешных сценок (гэгов), неожиданные сюжетные повороты. Очевидно, что молодой режиссер ориентировался на американскую комедийную короткометражную анимацию, но привносил в этот стиль свои необычные образы и пародийность.
Бронзит и студия "Пилот"
Затем было обучение в Училище им. Мухиной, на отделении режиссуры анимационного кино в ВКСР при ВГИКе (мастерская Хитрука!). В 1993 году аниматора приглашают в студию "Пилот", где Бронзит расцветает как комедийный режиссер и находит своего главного учителя -
Александра Татарского. Что значила студия "Пилот" для российских аниматоров перестроечного поколения - см. в выпуске, посвященном Татарскому. Бронзит отлично вписался в пилотовскую школу и стал одним из самых ярких ее представителей. Порой кажется, что свои мультфильмы Бронзит и Татарский делали вместе - столько много общего в стилистике. Когда смотришь, например, "Тук-тук" Бронзита, кажется, что вот-вот, в следующей сцене появятся Колобки )).
1993 - Пережевывай
Своеобразная пародия на "Том и Джерри": здесь есть кот, мышка, огромный пес. Мультик, пожалуй, нельзя назвать детским - некоторые сцены нежелательны для просмотра маленькими зрителями с неокрепшей психикой. Хотя современным детям по ТВ и не такое показывают... Fare Well! (Пережевывай) - самый эпатажный мультик Бронзита, которому тогда еще не было 30 лет.
1993 - Тук-тук
Комедия абсурда, в которой можно увидеть и некоторые психопатологические мотивы. В доме 4 квартиры, у каждого из 4 обитателей есть своя мания. Однажды их охватывает коллективная паранойя...
1994 - Выключатель
Первый шедевр Бронзита, пародия на фильм ужасов с псевдомистическими мотивами в духе Дэвида Линча.
Во второй половине 1990-х Бронзит переходит из студии "Пилот" в студию "Позитив-ТВ", где создает рекламные ролики и ТВ-заставки. К этому периоду относится еще один мультфильм-пародия "Крепкий орешек". Это коротенькая приколюха, в которой за 2 минуты обыгрывается сюжет известного боевика с Брюсом Уиллисом.
А в 1999-м году приходит мировая слава! В 1998 Бронзит жил и работал во Франции, где был сделан мультфильм "На краю земли" - до сих пор самый известный и часто просматриваемый у режиссера. "На краю земли" - это вершина комедийного бронзитовского стиля. Фильм примечателен тем, что сделан без монтажных склеек, поэтому для удержания зрительского внимания режиссеру пришлось придумывать различные непредсказуемые сюжетные повороты. Делал он это, глядя перед сном в черный потолок. Фильм действительно начинается с "черного потолка", точнее, с ночного неба, потом вы видим черный холм и... пошла движуха.
"На краю земли" получил множество фестивальных наград, с тех пор у Бронзита пошла насыщенная фестивальная жизнь (позже будет участие в двух оскаровских церемониях). Сейчас, можно сказать, Константин Бронзит - главный представитель российской анимации за рубежом.
2000-е - студия "Мельница"
В 21-м веке центр российской анимации перемещается в Санкт-Петербург, а Константин Бронзит, который здесь родился, стал своего рода "визитной карточкой" питерской анимации. В 1999-м году он переходит в только что созданную студию "Мельница" на должность художественного руководителя. Однако слова "Бронзит" и "Мельница" стали настолько тесно ассоциироваться, что Константина Эдуардовича начали ошибочно принимать за руководителя студии. "Мельница" на данный момент - самая успешная анимационная студия в России, именно здесь делают "Лунтика", "Барбоскиных", бесконечные полнометражные мультфильмы про богатырей (один из них, кстати, сделал Бронзит). Ну и все авторские мультфильмы Бронзита, начиная с 2003 года.
2003 - Божество
В 2000-е Бронзит отходит от карикатурного стиля и пробует различные техники. "Божество" сделано в новой компьютерной 3D-технике, но по духу это еще "старый" Бронзит из 90-х. Фильм опять же представляет собой череду гэгов, а пародируются в данном случае величественные изображения восточных божеств.
2008 - Правдивая история о трех поросятах
И снова пародия, причем двойная. Во-первых, это пародия на известную сказку. Во-вторых, что самое интересное, пародия на нуары, в которых герои рассказывают историю своего преступления.
"Правдивая история...", хоть и получилась вполне смешной и зрелищной, показывает кризис Бронзита как чисто комедийного аниматора. Фильму не хватает свежести, живости. Вторая половина нулевых для режиссера - это поиск не только нового стиля, но и нового подхода в работе. В этот период Бронзит созревает как режиссер серьезного анимационного кино (конечно, "серьезного" - относительно, так как в анимации всегда есть место для комических образов).
2006 - Уборная история - любовная история
Несмотря на наличие фирменных бронзитовских гэгов, фильм уже перерастает жанр чистой комедии-пародии и является мелодрамой. Юмор отходит на второй план, а на первый у Бронзита впервые выдвигается... романтика! Работа с цветом также выходит на новый уровень, здесь мы видим использование приема контраста: минималистичная черно-белая рисовка и цветные "пятна" - букетики, символизирующие зарождение у героев романтических чувств.
2014 - Мы не можем жить без космоса
Я считаю, на данный момент это самый главный шедевр Бронзита, и если режиссер и дальше будет развиваться по своей "программе", то этот шедевр не последний. Возможно, это лучший российский мультфильм за последние лет 20! Удивительна история создания фильма - ее рассказал Константин Бронзит на одной из своих лекций. Однажды режиссеру приснился кадр из будущего фильма - тогда еще не было ни задумки, ни набросков. Просто "картинка" из сна - в итоге она попала в мультик. История придумывалась позже... Без того сна не было бы фильма. "Космос" создавался 4,5 года - для короткометражного мультфильма это очень долго. К счастью, на студии "Мельница" перфекционисту Бронзиту предоставлена полная творческая свобода.
"Мы не можем жить без космоса" - это трагикомедия, история о двух друзьях-космонавтах. По сюжету это фильм об освоении космоса, по сути он затрагивает экзистенциальные темы. Главная тема - одиночество - раскрывается через трагическую потерю самого близкого человека.
Неудивительно, что два самых лучших фильма Бронзита ("Уборная история" и "Космос") получили номинации на Оскар. Сейчас Константин Эдуардович Бронзит в расцвете сил, он не только работает со своими и чужими проектами, но и популяризирует современную российскую анимацию в стране и за рубежом. В соответствии с "программой" можно ожидать от этого режиссера в будущем еще много чего интересного!
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).