Мастера короткометражной анимации, выпуск №19
"Союзмультфильм" - уникальное место, островок творческой свободы в тоталитарном государстве. Начиная с 1960-х годов десятки советских аниматоров создают смелые, безумные, сатирические и остросоциальные мультшедевры "для взрослых", порой каким-то чудом уходившие от лап монстра по имени Цензура. Сложно представить, за что можно было бы попасть под запрет, но Андрею Хржановскому это удалось...
Андрей Юрьевич Хржановский - один из ключевых представителей советской авторской анимации, который начал карьеру аниматора в период Хрущевской оттепели и начал сразу с парочки очень смелых работ. По стилистике и проблематике Хржановский - абсолютно европейский режиссер, ориентированный на западные художественные направления, особенно, на сюрреализм, который у него в разной степени проявляется и в безобидных детских мультиках, и в острых "взрослых". В то же время Хржановский очень любит российскую культуру: Пушкин, Гоголь, Бродский всплывают в его творчестве то здесь, то там... По интервью и выступлением создается убеждение, что Андрей Юрьевич - знаток мировой живописи не хуже коллеги
Норштейна, а также знаток теории кинематографа не хуже Эйзенштейна. По фильмам Хржановского действительно можно изучать символику искусства, мастерство композиции и монтажа и прочие умные вещи, связанные с кино и анимацией. Примечательно, что А.Хржановский закончил ВГИК по специальности "режиссер игрового кино", но ушел в анимацию, так как видел в ней больше возможностей для художественной выразительности. В общем, герой этой заметки - крупный авторитет в сфере отечественной культуры.
Мультипликационная фильмография Хржановского достаточно солидная и крепкая - без проходных работ. Абсолютно каждый мультфильм достоин отдельного разбора. Для меня удобнее классифицировать их по условным тематическим блокам.
Блок 1. Соцсюрреалистический
Странный термин - "социалистический сюрреализм" - употребил выдающийся советский режиссер Сергей Герасимов, чтобы спасти дипломный мультфильм Хржановского "Жил-был Козявин" (1966) от запрета. "Козявин" до сих пор шокирует антибюрократической сатирой и, более того, открытой критикой неэффективного экономического устройства. Фильм до сих пор не потерял актуальности ни на 1%.
Самые интересные, на мой взгляд, работы у Хржановского появились в конце 60-х - начале 70-х, когда он по-своему интерпретировал сюрреализм в анимации, раскрывая социально значимые проблемы. Режиссер сразу продемонстрировал цельный авторский стиль. "У него - свой мир, свои излюбленные темы, своя разработанная поэтика, образная система" (С.В.Асенин, "Пути советской мультипликации"). Мне кажется, киноведы того времени сами толком не понимали стиль Хржановского и скрывали свое непонимание за такими вот умными фразами. Сейчас, когда есть доступ к шедеврам зарубежной авторской анимации, мы можем увидеть множество связей между Хржановским и европейскими коллегами-современниками. У меня, например, возникают ассоциации с мультфильмами
Рене Лалу,
Рауля Сервэ,
Яна Шванкмайера.
Вот и запрещенная все-таки "Стеклянная гармоника" (1968), пожалуй, главный шедевр Андрея Хржановского, отлично вписывается в стиль европейской авторской анимации 60-х. Мультфильм запретили даже не за какие-то антисоветские идеи (по сути, это притча-антиутопия, сюжет и идеи которой не привязаны к конкретной стране или эпохе), а за образы, глубоко чуждые советскому обществу. Можно представить, какие странные ощущения вызывали бы сюрреалистические сцены у тогдашнего советского зрителя... "Стеклянная гармоника" - это не только антиутопическая история, это история европейской живописи, в которой масса отсылок на известных художников. Центральным же образом является Человек-в-котелке бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.
Еще одна сюрреалистическая притча Хржановского - "Бабочка" (1972), действие которой происходит в условиях советского мегаполиса. Невероятно красивый мультфильм, в стилистике виднеется уже что-то психоделическое.
К данному блоку относится 5-минутный фильм "Шкаф" (1971), тоже сюрреалистическая притча.
Еще один Магритт... Отсылка на картину "Запрещенная репродукция".
Блок 2. Маршаковский
После "Стеклянной гаромникой", из-за которой аниматор на два года превратился в офицера-моряка, Хржановский отказывается от остроциальной проблематики. Режиссер обращается к детской аудитории и создает несколько мультфильмов по английским произведениям в переводе Маршака. Пожалуй, более странных мультфильмов советские дети не видели... "Дом, который построил Джек" (1976) - это мульт-лабиринт, в котором не действуют законы пространства и времени. Всё на всём зацикливается. Как и в оригинальном английском народном стишке. Но Хржановский дополнил сюжетную зацикленность массой безумных деталей. Опять сюрреализм!
"Чудеса в решете" (1978) также не обходятся без сюрреалистичных сцен.
В "Королевском бутерброде" (1985) преобладают абсурд, взятый из оригинального стихотворения А.Милна, и пародийность: в мультфильме обыгрываются штампы шпионских триллеров и - о боже! - европейского арт-хауса с элементами эротики!
Блок 3. Поэтический
Совсем другой Хржановский предстает в мультфильмах "В мире басен", "День чудесный", "Полтора кота" и в трилогии "Я к вам лечу воспоминаньем" - "И с вами снова я..." - "Осень". "В мире басен" (1973) (по трем басням Крылова) - один из ранних фильмов, поэтому влияние сюрреализма в нём заметно. В остальных основу изображения составляют рисунки: детские ("День чудесный"), пушкинские (трилогия), рисунки Бродского ("Полтора кота"). Еще есть "Пейзаж с можжевельником" (1987), посвященный эстонскому художнику Юло Соостеру, с использованием его рисунков.
Выделяется в этом блоке пушкинская трилогия, которая создавалась около 5 лет и имеет общий хронометраж более полутора часов. Эти три мультфильма рекомендуется смотреть тем, кто интересуется жизнью и творчеством Александра Сергеевича. Любителям анимации они вряд ли будут интересны.
Блок 4. Итальянский
В 1990-е годы Андрей Хржановский делает два ностальгических фильма но основе итальянских произведений и чужих рисунков. "Лев с седой бородой" (1995) - мультфильм по сказке великого итальянского сценариста Тонино Гуэрры и по рисункам С.Бархина. Грустная история о старом цирковом льве, больше не способном поражать зрителей невероятными трюками. Идея истории в том, что всё славные времена когда-нибудь заканчиваются... Образ Льва наверняка неслучайно напоминает самого Хржановского.
В 1997 году появляется противоречивый мультфильм "Долгое путешествие", сделанный по рисункам Феллини. Фильм - дань уважения итальянскому режиссеру - показывает все "фирменные фишки" и эротические заморочки Федерико. Здесь есть приятные сентиментальные сцены с Джульеттой Мазиной, есть и отталкивающие сцены, иллюстрирующие эротические фантазии Феллини. В целом, интересная работа, позволяющая лишний раз освежить в памяти самые известные фильмы Феллини.
***
Андрей Юрьевич Хржановский - один из самых интересных советских/российских аниматоров, с оригинальным художественным стилем и глубоким пониманием сути кинематографа, частью которого является анимация. В 21-м веке Хржановский уходит в "большое" кино и снимает полнометражный игровой фильм с элементами анимации "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину". Фильм получился отличный, я его даже включил в
50 лучших российских фильмов 21 века. В отличие от того старого льва, Андрей Юрьевич в полном порядке, и я надеюсь, мы увидим новые его работы.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).