Пришлось хорошенько подумать о том, в какой форме подготовить обзор режиссера Джеймса Айвори. Если делать ТОП, то в нём будет господствовать группа английских аристократических драм (благодаря которым Айвори иногда ошибочно причисляется к британским режиссерам), тогда как многие другие замечательные фильмы окажутся за пределами внимания. Обширная фильмография отличается разнообразием жанров и мест съемок. Любой режиссер позавидует Джеймсу Айвори, которому довелось объездить весь мир и поснимать кино в самых разных его точках. Айвори, рожденный в США и прославившийся как "английский" режиссер, не имеет четкой принадлежности к какой-либо национальности, он космополит. Поэтому я решил составить ТОП его любимых городов - с точки зрения его кинематографической деятельности. И Лондон в этом списке вопреки ожиданиям не будет занимать первое место...
Сначала несколько городов вне ТОПа:
Венеция: в самом начале режиссерской карьеры Джеймс Айвори сделал документальный фильм про Венецию (Venice: Themes and Variations), который в 1957 был признан одним из лучших в своей категории по версии The New York Times.
Дели: в 60-х годах Айвори жил и работал в Индии, где образовался один из самых странных и самых долгих творческих киносоюзов, в который входили продюссер Исмаил Мерчант и сценаристка Рут Правер Джабвала. В Дели они сняли фильм "Хозяин дома", в котором иронично показываются индийские семейные традиции.
Мумбаи: в 1970 команда сделала мелодраму "Бомбейское кино" - любовную историю с участием обитателей Болливуда.
Канзас-Сити - в этом городе живет традиционное американское семейство из фильма "Мистер и миссис Бридж" (1990).
Монтевидео - проездом в столице Уругвая оказываются герои фильма "Город финального назначения", 90% действия которого происходит в южноамериканской стране.
6 место - Шанхай
Шанхай 30-х годов, незадолго до японского вторжения, показан в фильме "Белая графиня" (2005). Мелодраматический сюжет смешивается с политическими интригами - один из крупнейших китайских городов в то время был центром притяжения представителей всех мировых политических сил.
5 место - Бостон
Столица штата Массачусетс и ее окрестности - место действия экранизаций произведений Генри Джеймса "Европейцы" (1979) и "Бостонцы" (1984). "Европейцы" - американская аристократическая драма, своеобразная репетиция Айвори и его команды перед съемками английских "Комнаты с видом", "Усадьба Хауардс-Энд", "На исходе дня". Интересно, что регион США, в который входит Бостон, называется Новая Англия. В "Европейцах" Айвори словно оттачивает свои навыки в создании аристократической атмосферы, которая через несколько лет станет его главной "фирменной фишкой". "Бостонцы" - мелодрама с элементами политической драмы (раскрывается тема феминизма конца 19 века).
4 место - Флоренция
Сюжеты фильмов "Золотая чаша" (2000) и "Комната с видом" (1985) частично происходят во Флоренции, что дало Джеймсу Айвори возможность насладиться красотами этого итальянского города и поделиться ими со зрителями. Внимание к архитектурным деталям говорит о том, что Айвори действительно любит этого город и наверняка сожалеет, что не так много литературных произведений связаны с Флоренцией.
3 место - Лондон
Строго говоря, британской столицы не должно быть в ТОПе: Лондон у Айвори если и "любимый", то только в кавычках. Самые известные и удачные фильмы режиссера - это экранизации классических романов Э.М.Форстера, пропитанных английским аристократическим духом Эдвардианской эпохи (первое десятилетие 20-го века). Это "Морис", "Комната с видом", "Усадьба Ховардс-Энд". К ним можно добавить "На исходе дня" по роману Кадзуо Исигуро. Все эти фильмы во всей красе показывают Англию до Второй Мировой - классические усадьбы с шикарными интерьерами, идеальные газоны, лесные аллеи, пейзажи, внушительный готический Кембриджский университет (в "Морисе") - всё, кроме собственно Лондона. Отдельные лондонские сцены, конечно, присутствуют, но они выполняют служебную функцию - как место пересадки, коротких встреч или место временного проживания. Понятно, что команда Айвори следовала литературным источникам, но можно было бы и украсить данные фильмы эффектными лондонскими видами. Почему-то с Флоренцией и Парижем (см.ниже) так и было... Возникает подозрение, что Айвори осознанно избегал съемок в Лондоне. Лучше всего город в серии "английских" фильмов показан в "Ховардс-Энд".
2 место - Нью-Йорк
Нью-йоркские фильмы Айвори совсем не похожи на английские - аристократического духа здесь и близко нет. Три фильма о нью-йоркцах так или иначе связаны с искусством. "Джейн Остин на Манхэттене" (1980) - о театре (несколько театральных трупп соревнуются за право постановки недавно обнаруженной ранней пьесы Джейн Остин). "Роузленд" (1977) - о танцах (три любовные истории, разворачивающиеся в танцевальном клубе). "Рабы Нью-Йорка" (1989), самый интересный из этой тройки - об арт-тусовке 80-х. "Рабы Нью-Йорка" - комедийная драма о непростой жизни начинающих художников, модельеров, которым ради выживания приходится становиться в каком-то смысле "рабами".
1 место - Париж
Вот так мы разоблачаем миф о том, что Айвори - "английский" режиссер. Франция и Париж лидируют у него и по количеству фильмов, и по уровню интереса к местной культуре. "Джефферсон в Париже" (1995) - историческая драма о будущем президенте США, который в 1780-х годах был послом во французской столице. В фильме "Дочь солдата никогда не плачет" (1998) показывается любимая ситуация Айвори - жизнь иностранцев в непривычных условиях. В данном случае вы видим американскую семью, обосновавшуюся в Париже. "Прожить жизнь с Пикассо" (1996) - история о любовницах великого художника. Начало фильма - Париж во время немецкой оккупации, затем действие переносится в загородные владения, ближе к концу вновь возвращается в Париж. "Развод" (2003) - вновь американцы в Париже, точнее, американка (Наоми Уоттс), от которой внезапно уходит французский муж. Несмотря на семейно-бытовые трудности и уговоры родни вернуться в Америку, героиня твердо решает остаться в Париже. Наконец, главный парижский шедевр Айвори - "Квартет" (1981), в котором замечательно показан декадентский Париж 1920-х годов. В главной роли - Изабель Аджани. А в начале фильма мы видим "коллекцию" вывесок парижских отелей.