Мастера короткометражной анимации, выпуск №7
Не всегда судьба у талантливых творцов складывается благополучно. Казалось бы, ничего не мешало Райану Ларкину, художнику из Монреаля, стать выдающимся режиссером-мультипликатором. Художественная карьера у Райана начиналась шикарно: в 19 лет его взяли на работу в National Film Board of Canada - один из крупнейших центров анимации в мире. Среди его учителей был сам
Норман МакЛарен, великий экспериментатор в анимации. В 27 лет его работа "Прогулка" номинировалась на премию Оскар (лучший короткометражный мультфильм), проиграв фавориту от студии "Дисней". В 1972 году появился в какой-то степени эпохальный мультфильм "Уличная музыка". О молодом режиссере говорили как об основоположнике нового поколения аниматоров. Говорили, что он опережает свое время. Но... Не война, болезнь или несчастный случай прервали карьеру Ларкина. Всё банально - наркотики и алкоголь. До "падения" Ларкин успел сделать 4 фильма, еще один начал делать незадолго до смерти в 2007 году.
Ларкин был очень чувствительным, восприимчивым человеком - это видно хотя бы по его мультикам. Сейчас мы можем предположить, что его "сломал" тяжелый психологический груз, тянувшийся с детства. Известно, что отец его часто избивал, а брат утонул на глазах Райана - тот не смог помочь, потому что не умел плавать. Возможно, чувство вины сыграло решающую роль в том, что признанный режиссер-аниматор забросил свою жизнь, стал попрошайкой и постоянным посетителем пивных.
Райан Ларкин в мультфильме Криса Ландрета "Райан" (2004)
Что же это за мультики, которые с 70-х годов восхищают любителей анимации? Две главные работы Райана Ларкина - "Прогулка" (1969) и "Уличная музыка" (1972). В них много общего, можно сказать, это своеобразная дилогия. Оба фильма романтизируют жизнь простых обитателей большого города - уличных музыкантов, эмигрантов, хиппи, рабочих, бездельников и т.д. Стиль анимации Ларкина очень пластичный (лица, фигуры, предметы красиво перетекают друг в друга) и эклектичный. В описании стилистики ключевое слово - это психоделия, которая была в моде в 60-е годы. Кроме психоделии в работах Ларкина можно увидеть еще множество разных стилей: детский примитивизм, абстракционизм (влияние абстрактной анимации
Оскара Фишингера), сюрреализм, классическая живопись. Все эти стили безумно переплетаются у Ларкина, образуя завораживающее бессюжетное действие. С точки зрения смешивания художественных стилей и техник рисования Райан Ларкин - действительно новатор.
Дебютная работа Ларкина совсем не похожа на две вышеописанные, что опять же указывает на уникальный талант режиссера чувствовать и использовать всевозможные стили. Черно-белый мультфильм 1966 года "Сиринкс" посвящен древнегреческому мифу о Пане и нимфе Сиринге. Очень красивый мультфильм.
В 2005 году мир анимации вспомнил о Райане Ларкине благодаря мультфильму "Райан" Криса Ландрета, получившему премию Оскар в той самой номинации. Это биографический фильм, выполненный в 3D-технике, при этом нельзя сказать, что он раскрывает личность Ларкина и проливает свет на его психологические проблемы.
На волне вновь обретенной популярности в 2007 году Ларкин после огромного перерыва начинает создавать новый мультик - "Spare Change" - забавную зарисовку о себе, о своем опыте попрошайничества (название можно перевести как "Настрелять немного мелочи"). После смерти режиссера работу над фильмом завершила Лори Гордон.
Райан Ларкин, безусловно, имел свой стиль, который мог развиться в отдельное направление в анимации. Но не сложилось... Его скромное наследие хоть и не делает революцию в анимации, всё же достойно изучения, а мультфильм "Уличная музыка" я считаю одним из самых красивых за всю историю короткометражной анимации.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).