Горные лыжи. Скалистые горы США vs. Европейские Альпы

Jan 20, 2015 22:46



Два года назад я открыл для себя горные лыжи в Северной Америке. Наверняка большинство активно катающихся людей так или иначе задумывались о поездке на курорты США или Канады, но многих отпугивает дальний перелет и возможная дороговизна. Я хочу суммировать свой, пусть и не большой, опыт катания в Европе и в США. Может быть, для кого-нибудь это окажется полезным.

Все категорические утверждения в тексте ниже являются исключительно ИМХО и применимы только к моему опыту в указанных местах в определенные промежутки времени. Понятно, что часто работает принцип повезло/не повезло. В Сноумассе я был два раза, так что выборка более репрезентативная. На всех курортах я был где-то в интервале с 20 декабря по 15 января.

Также, безусловно, восприятие курорта зависит от уровня катания. Мой уровень стопроцентно средний, катаюсь на лыжах, один раз в год, в маркировке трасс Сноумасса я с удовольствием спускаюсь по зеленым, синим и одинарным черным (см. ниже про маркировку). По двойным черным могу спуститься, но не быстро и с матюгами. За пределами трасс не катаюсь (если только не улечу в сугроб на повороте).

Курорты, на которых я побывал: Франция (Лез Акр, Мерибель), Австрия (Ишгль, Кирхберг), США (Сноумасс, два раза).

Иллюстрации все из Сноумасса, большей частью сняты на телефон.

Зона катания

Высота гор



Высшая точка Сноумасса - 3813 метров

Высшая точка Сноумасса - 3813 метров. Лез Арк - 3226 метров, Мерибель - 2952 метра, Ишгль - 2864 метра, Кирхберг - 1934 метра. Высота курорта в значительной мере определяет климат, так что будем считать, что чем выше, тем лучше.

Размер
Протяженость зоны катания (в километрах трасс): Сноумасс/Аспен Сноумасс (220 км/462 км), Лез Арк/Парадиски (200 км/425 км), Мерибель/Три долины (150 км/600 км), Ишгль (230 км), Кирхберг (168 км). Важный фактор для меня, т.к. мне быстро надоедает спускаться с одной и той же горки, хочется разнообразия. Все места, где я был, с этой точки зрения вполне хороши. Кирхберг самый маленький, но это была моя первая поездка в горы и там даже спуск с синей трассы был подвигом и занимал до черта времени.

Ландшафт



Елки на трассе

Сноумасс - это елки! Нет, не так - ЕЛКИ!!! Практически все склоны проходят по лесу, за исключением самой макушки на 3800 метров. На многих трассах можно устраивать себе слалом между деревьями, очень увлекательно. Ближайший по лесистости европейский курорт - Лез Арк, остальные в разной мере пустынны.

В Сномассе широченные трассы, практически нет обрывов. Если что-то кажется обрывом, то это обычно просто продолжение черной трассы. :) В Европе спуски с самых высоких точек были для меня часто неприятными, т.к. ехать нужно по узкой трассе над оврагами.

Количество людей



Вот столько людей обычно находится одновременно на трассе

В Сноумассе очень мало людей. В первый год я с трудом в это мог поверить. На подавляющем большинстве трасс ты едешь один, то есть совсем один. Трассы очень широкие, поэтому разъезжаться с другими лыжниками и сноубордистами не представляет никакой трудности. Травматичность это тоже снижает, скорее всего, т.к. для того что бы врезаться в кого-нибудь в Сноумассе нужно целенаправленно гоняться за ним по склону. Стиль катания у всех довольно ровный, бешеных лыжников замечено не было. Начинающие сгруппированы в нескольких резервациях и на большинстве трасс не встречаются. Очереди на подъемники отстустствуют, за исключением пары самых популярных, там нужно постоять минут пять. На остальные же подъемники можно заезжать практически с ходу. В выходные народу чуть больше. Малое количество людей объясняется тем, что ближе к Денверу находятся еще несколько очень популярных курортов, таких как Вэйл, Бивер-Крик и других, в которых оседает большинство местных жителей.

В Европе, по моим ощущениям, народу в разы больше, что выливается в длинные очереди на подъемники, и в катание происходит натурально в толпе людей.

Погода



Большую часть времени небо ясное

It is always sunny in Colorado! :) Ну, почти. Пару дней были тучки. ВВ оба заезда в течение недели снегопада в Сноумассе не было - это не очень хорошо, но на качество катания не влияло. Лицо в этом году сильно обгорело, надо в следующий раз крем брать.

В Лез Арке как-то сидели с выключенными подъемниками продолжительное время. Часть дней, когда они работали, была сильнейшая метель. В последний день катания я там потерял прокатную лыжу. 8-\\ Был такой сильнейший снегопад, что я реально не различал, где верх, где низ и даже не мог внятно сказать я стою или двигаюсь (!).

Были случаи, когда в Европе снег практически в слякоть превращался. Мой единственный случай, когда я в кого-то врезался был как раз в такой ситуации - не смог затормозить в внезапно возникшей слякоти. Просто пасмурных дней в Европе с плохой видимостью у меня было много.

За счет высоты в Сноумассе ощутимо холодно, до -10 градусов, в Европе было значительно теплее, температура колебалась около нуля.

Качество снега

В Сноумассе превосходный снег, такого я до этого не встречал. В Европе погода очень нестабильна и снег варьировался от "неплохого", до жидкой жижи в Лез Арке, ледяной корки внизу спусков в Ишгле, ледяных буграх по колено и продранных до земли участков красных трассах в Мерибеле. Скажем так, трасса в самом плохом состоянии в Сноумассе была на уровне лучших трасс и самых удачных дней в Европе. Льда в Сноумассе нет на трассах вообще.

Груминг



Редкий пасмурный день

Народу на трассах в Сноумассе значительно меньше, чем в Европе, поэтому трассы практически не разбиваются за день. Ратраки работают очень оперативно, каждый день есть большое количество идеально подготовленных трасс. Даже через несколько часов после открытия склона можно запросто проехать по нетронутому следу от ратрака, настолько мало людей. Есть черные трассы с аккуратными буграми, на которых ратрак не появляется, но и по ним вполне можно спускаться с удовольствием. А вот как вспомню некоторые французские красные трассы с незадокументированными ледяными буграми по колено, так вздрогну.

Маркировка



Двойная черная трасса Powderhorn

В Сноумассе трассы делятся на зеленые, синие, одинарные черные, двойные черные, двойные черные expert terrain. Одинарная черная - как темно-красная или светло-черная в Европе, но в США одинарные черные трассы ровняют, они в идеальном состоянии.

Качество еды

За фондю, фуа-гра, улитками, сырами, колбасами и прочими деликатесами едем во Францию, по качеству еды она вне конкуренции, а каждый прием пищи - это просто пиршество. И в Австрии, и в США можно отлично питаться, но моя душа во Франции.

В Сноумассе не так что бы много ресторанов на склоне, т.е. они есть, но лучше заранее представлять, где ты собираешься обедать. Мы выбрали себе один ресторан на склоне (Gwen's), там и обедали каждый день. Лучший ресторан в Сноумассе. Кстати, он единственный семейный (family-owned) ресторан на горе, остальные принадлежат оператору курорта. Стоит отметить, что в США просто огромные порции еды. Мы брали один салат, одно второе и один десерт на двоих, и то было много.

Инфраструктура

Подъемники



Очень ироничная реклама

По этому параметру с большим отрывом выигрывает Австрия. Скоростные гондолы, кресельные подъемники с виндшилдами (некоторые даже закрываться автоматически), подогревом, защитными системами для детей. Франция отстает, но не сильно. И в Австрии, и во Франции можно увидеть огромные двухэтажные фуникулеры, перевозящие массу народа. В Сноумассе таких излишеств нет и в помине. На весь курорт одна гондола, остальные - неторопливые кресельные подъемники, на некоторых из которых нет поддержки для ног (!), а то и вообще отсутствует safety bar (!!). Но здесь недостатки - продолжение достоинств. Людей в Сноумассе настолько меньше, чем в Европе, что просто нет необходимости организовывать скоростные подъемники. Для сравнения, пропускная способность курортов: Ишгль - 90 тыс. человек в час, Мерибель - 70 тыс. человек в час, Сноумасс всего 30 тыс. человек в час. При сопоставимой протяженности трасс, подъемников в Сноумассе в два раза меньше, чем в Ишгле и в три раза меньше, чем в Мерибеле. Они прекрасно организованы и не дублируют друг друга.

Навигация на трассе



Американский подход к безопасности

Навигация на трассе также лучше в Австрии. У них орднунг и не забалуешь, все трассы под номерами, куча указателей. Во Франции трассы с длинными названиями на французском, я их забывал сразу же, как закрывал карту, было очень неудобно.

В Сноумассе также трассы с названиями, но на английском легче ориентироваться. С указателями в Сноумассе не все гладко, их мало, иногда можно проскочить нужный поворот. Зато есть некоторые небольшие, но полезные фишки, например, карта склонов на ручках safty bar'ов подъемников (в Европе такого не встречал, хотя идея отличная и лежит на поверхности). Также на склонах отмечен "самый легкий маршрут вниз". Для новичков может быть актуально. Самое смешное, что в мой самый первый катальный сезон (Кирхберг) я подошел к работнику курорта и спросил, как легче всего спуститься вниз (выбирая между двумя синими трассами, ха-ха). Так этот гад ответил мне, что "на гондоле". :)

Горнопляжность



В целом, приз за горнопляжность уходит в Австрию. В Сноумассе слишком холодно для длительных посиделок на открытом воздухе. Практически нет открытых террас (а те что есть, обычно пустуют), нет шезлонгов, мало кто устраивает развлекательные акции, нет лотков с горячими напитками/глинтвейном и т.д.  Мне вообще показалось, что в Сноумассе отсутствует культура питья алкоголя на трассе, т.е. не пьют практически. В Австрии тебе и глинтвейн, и егермейстер, и вино и чего хочешь. В последнюю поездку в Сноумасс я тоже практически не пил ни глинтвейн, ни вино.

Сноумасс совершенно непафосный курорт, здесь люди только катаются. Никакой пафосной одежды, шуб на выгуле, карманных собачек. Соотечественников в Боско также не наблюдал. Соотечественники есть, но они успешно мимикрируют.

Организационные вопросы

Жилье



В Европе мы жили дешевле, чем в Сноумассе (120-150 евро против 250 долларов за ночь), но качество жилья в США повыше. Стоит отметить, что чтобы найти в Европе нормальное жилье за те же 120 евро нужно станцевать с бубном, т.к. либо все продано, либо можно только полными неделями бронировать с субботы по субботу, либо нужно переписываться на немецком и т.д. В Сноумассе просто бронируешь на booking.com нужное тебе количество дней. Приятная фишка Сноумасса - подавляющее большинство гостиниц имеют открытые подогреваемые бассейны.

Важная для меня характеристика жилья - наличие ski-in/ski-out. В Сноумассе очень большое предложение гостиниц, которые стоят прямо на склоне, т.е. пройти с лыжами нужно буквально метров пять, спуск от гостиницы прямо к подъемнику. В Лез Арке был неплохой ski-in, без вопросов. В Ишгле он тоже формально был, но далеко не у всех гостиниц. В нашу гостиницу можно было спуститься на лыжах по довольно неприятному ледяному полю, ski-out был условный, т.к. после спуска нужно было идти с лыжами еще сотню метров.

Трансфер



Ради такого вида стоит ехать к черту на рога

В Европу добираться легко и недорого, комбинация самолет + поезд хорошо работает для большинства курортов. В Австрию можно лететь через Мюнхен, что очень удобно.

В Сноумасс добираться три дня по оврагам. Из Москвы можно лететь до Нью-Йорка, потом до Денвера, например (есть другие варианты с пересадкой в Европе). Непосредственно около курорта есть небольшой аэропорт, куда летает, например, Дельта. Рейсов мало и они не очень удобны, поэтому этим вариантом я не пользовался. Мы прилетали в аэропорт Денвера, штат Колорадо, брали машину на прокат и ехали приблизительно 4-5 часов до курорта (350 км). По дороге есть довольно крутой перевал, на котором в плохую погода может образоваться пробка. Если лететь из Москвы, то желательно перед катанием остановиться в каком-нибудь городе на несколько дней для избавления от джет-лага.

В последние годы я предпочитаю брать машину на прокат и на ней добираться до курорта. Но у меня нет собственного горнолыжного оборудования, мне проще. Прокат машины в США существенно дешевле, чем в Европе, а качество автомобилей существенно выше - табуретка с колесами в Германии мне обошлась в два раза дороже, чем огромный седан в США.

Прочее

Язык. Здесь все индивидуально, но мне проще общаться на английском в англоговорящей стране. Но в Австрии и Франции на курортах с языком нет проблем.

Если резюмировать, то идеальный курорт - это горы, снег и жилье США, подъемники и развлечения на горе из Австрии, еда из Франции. Где бы такой найти?

Благодарю всех, кто дочитал до этого момента. С удовольствием расскажу что-нибудь еще про Сноумасс, спрашивайте.

Продолжение следует...

Другие мои посты про путешествия по Америке:

Чикаго 2014:

Чикаго. Часть 1. Центр Джона Хэнкока
Чикаго. Часть 2. Уиллис-Тауэр
Чикаго. Часть 3. Millennium Park и Navy Pier
Чикаго. Часть 4. Чем заняться
Чикаго. Часть 5. Мюзиклы
США. Национальный парк Badlands
США. Гора Rushmore, Башня Дьявола и мемориал Crazy Horse
США. Национальный парк Mount Rainier
США. Национальный парк Olympic
США. Национальный парк Voyageurs
США. Национальный парк Big Bend
CША. Ки Вест
США. Национальный парк Dry Tortugas
США. Национальный парк Everglades
США. Национальный парк Mammoth Cave
США. Гостиница Renaissance Concourse в аэропорту Атланты
США. Национальный парк Acadia
США. Национальный парк Congaree
США. Ездовые собаки в Колорадо

Путешествие на Аляску:

Путешествие на Аляску. Часть 1. Ванкувер
Путешествие на Аляску. Часть 2. Кетчикан
Путешествие на Аляску. Часть 3. Джуно
Путешествие на Аляску. Часть 4. Скагвей
Путешествие на Аляску. Часть 5. Национальный парк Glacier Bay
Путешествие на Аляску. Часть 6. Национальный парк Kenai Fjords
Путешествие на Аляску. Часть 7. Сьюард и ледник Exit
Путешествие на Аляску. Часть 8. Поезд на Анкоридж
Путешествие на Аляску. Часть 9. Медвежье царство
Путешествие на Аляску. Часть 10. Национальный парк Денали
Путешествие на Аляску. Часть 11. Национальный парк Денали
Путешествие на Аляску. Часть 12. Нью-Йорк

Второе путешествие по США:

День 1. Grand Teton NP
День 2. Yellowstone NP
День 3. Salt Lake City
День 4. Arches NP
День 5. Bryce Canyon NP
День 6. Zion NP
День 7. Grand Canyon
День 8-9. Saguaro NP и Organ Pipe Cactus NM
День 10. Joshua Tree NP

Wildlife

Гавайи. Большой остров. Mauna Kea
Гавайи. Большой остров. Waipio Valley
Гавайи. Большой остров. South point и Green Sands beach
Гавайи. Большой остров. Volcanoes NP
Гавайи. Оаху. Pearl Harbor
Гавайи. Долину Pololu
Гавайи. Lava Tree Park. Национальная деревня Pu’uhonua o Honaunau. Парк птиц Kipukapuaulu
Гавайи. Большой остров. Залив Kealakekua, Black Sands Beach, Luau

Первое путешествие по США:

1. Сан-Франциско - Дорога №1 - Монтерей
2. Sequoia NP - Yosemite NP - Лос-Анджелес
3. Лас-Вегас - Grand Canyon NP - Долина монументов - Каньон Антилопы - Death Valley NP
4. Майами Бич - Ки-Вест - Вашингтон
5. Нью-Йорк - Ниагарский водопад

горные лыжи, Европа, США

Previous post Next post
Up