Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Появился страх сильнее страха

Nov 07, 2016 14:00

Почему Константин Райкин едва не сорвался на крик


Константина Райкина прорвало. Сначала на заседании Общественной палаты, вполголоса, а вчера [24.10] на съезде Союза театральных деятелей - в полную силу, он возмутился желанием вернуть цензуру. Кто бы в роли цензора ни выступал: самочинные общественники, государственные порученцы, люди церкви (за которыми маячит государство) или театральная клоака. И какими бы высокими идеями цензоры ни прикрывались: ценности, традиция, патриотизм, державность.
Конечно, сразу после выступления в Общественной палате нам постарались намекнуть, что у Константина Аркадьевича сейчас не все благополучно с финансированием, он и сам не скрывает трудностей. С полупрезрительной ухмылкой обещали, что денежный вопрос решат. Но списать его публичный выкрик исключительно на личный интерес не удается; несмотря на обещание уладить дело, Райкин снова идет напролом. То ли Ричард III, то ли Король Лир…
Допустить, что у кого-нибудь (а у современного художника особенно) могут быть какие-то мотивы кроме шкурных - власть от культуры не может; если кто-то возмущается, то это значит, недоподкупили. Вот чековая книжка, вот ручка «Монблан», поставим курчавую подпись, и следуйте в кассу.
В свою очередь, и Райкину трудно поверить (это едва ли не единственное уязвимое звено в его печальных размышлениях), будто кто-то может быть против свободной культуры без денег: «… не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены». Эх, Константин Аркадьевич, когда бы так; помимо находящихся на содержании балбесов, начиная с тех, что машут флажками у Ельцин-центра, и кончая теми, кто является с мочой в шприцах - на конкурс школьных сочинений по истории в «Мемориале», - есть неподкупные борцы за вечную архаику; есть люди, убежденные, что совершают благо, когда врываются на выставку Сидура или пикетируют Новосибирский оперный, не посетив спектакля. Если бы тут все сводилось к деньгам - было бы намного проще. Пресек потоки денег, и проблема решена. Но реальный ужас перед непонятным миром - есть у многих. Перед пугающей и непривычной современностью. Этот ужас может управляться и подогреваться. Точнее, управляется и подогревается. Но не было бы что подогревать, процесс давно бы замер.

image Click to view


О том, что из этого следует, скажем чуть позже. А пока простая констатация. Райкин актер - он воздействует не силой отвлеченной логики, а прямой и непосредственной энергией спонтанной речи. Райкин режиссер - он умеет вызвать встречную волну и понимает, как ею управлять. И он администратор с многолетним опытом - а значит, отдает себе отчет, какие санкции последуют, если он наступит на опасную мозоль. Понимает и решается идти ва-банк. Говорит не только со «своими», но через головы «своих» - с начальством. Он прямо называет имя первого зама министра культуры Аристархова, который славится не только искренним косноязычием, но и безусловной убежденностью в необходимости идеологического разворота. От свободы творчества к ручному управлению, от государственных грантов к системе жестких государственных заказов, от ориентации на современность как единственно возможной в культурной политике - к однозначной ставке на архаику. И это мне легко писать про Аристархова: он мне ни сват, ни брат, ни воинский начальник. А Райкин в системе, он зависим, и все равно решается назвать его имя. О самом министре Райкин пока не сказал, но еще полшага - и падет последний бастион.
О чем это говорит? О том, что в монолитной дамбе обнаружилась трещина. Многих серьезных художников - достали. Достали так, что появился страх сильнее страха. Страшно вдруг проснуться там, где царствуют парткомы, кураторы из КГБ, инструкторы отдела агитации и пропаганды. Где по телевизору душевный певец Ворошило поет: «Спасибо вам за ваш бессмертный подвиг/ Товарищ генеральный секретарь». Страшно вспомнить культуру взаимных доносов. Страшно, что вернется сталинизм. Не только в смысле реальных репрессий, но и в том профессиональном смысле, который для художника подчас еще страшнее. Торжествующий Погодин, униженный Шварц. Повсеместно прославляемый Вишневский и отставленный Булгаков. Исключаемый Пастернак. Изгоняемый Солженицын. И серый секретарь по идеологии, который знает, как правильно ставить спектакли, снимать кино и писать книги.
Не диссидент, не политический борец, не вольный сочинитель книжек в стол, а умеренный художник, не вовлекавшийся в протестную стихию, практически срывается на крик. При этом он не думает ни о какой политике, он просто говорит о том, что наболело. Вряд ли он читал статьи, в которых объясняется, что там, где исчезла политика, ею становится всё: каждый жест, каждое слово, каждое моральное решение. Его-то волнует другое. Суетливые реакции Минкульта на «Тангейзера», подловатые попытки заменить Мильграма (как раз под предлогом райкинских гастролей), ласково-терпимая реакция на выходки Энтео, запреты выставок, на которых нет «опасных» фотографий (а если бы они и были, что с того?).
Он шкурой чует, что за этим стоит кое-что посерьезней. Даже если не знает конкретно. И не читал документы, выходившие из научных институтов, которые подчинены Минкульту. Например, такие, в которых прямо говорится (я цитирую): со стороны государства возможны «социальные санкции» («меры и механизмы социального контроля»). А именно - «публичная реакция на нарушение одобряемого в обществе поведения». Санкции эти «не требуют, но допускают» возможность «выхода на правовые способы урегулирования ситуаций нарушения социальной нормы в процессе осуществления культурного воздействия». Звучит заумно, но за этими наукообразными словами - признание, что государство оставляет за культурой только одну функцию, передачу «от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения». Все. И больше ничего. А то в искусстве, что нарушает «одобряемое в обществе поведение», может быть подвергнуто «социальным санкциям». Вплоть до административного и уголовного преследования. См. Сидура. См. Богомолова. См. много кого еще.
Документ, который я цитировал, был в конце концов похоронен. Два года назад. Но еще несколько шагов в заданном направлении - и он покажется излишне мягким. И никого уже, пожалуй, не смутят отголоски старых текстов, особенно позднего Франко, эпохи «диктатуры традиционных ценностей». Это раньше было принято смущаться аналогий даже со сравнительно мягкими режимами - союзниками той Германии, сегодня ответ очевиден: ну и что? Диктатура традиционных ценностей годится, работающая формула, а кто подобную политику придумал и реализовал - какая разница?
Вот почему на стенку лезут художники вроде Райкина, не склонные к истерикам и нелояльности. Они предчувствуют дурное. Они боятся. Они паникуют.
Но есть еще один момент, о котором Райкин не сказал - и сказать не мог, потому что он не обобщает; о том, что сработал закон, описанный когда-то Эйдельманом, выдающимся историком позднесоветского периода. Незадолго до кончины, на излете перестройки он написал поспешную и лихорадочную (почти как речь артиста Райкина), но по сути правильную книжку: «Революция «сверху» в России». О маятнике реформ и контрреформ, когда одна эпоха выметается другой, полностью меняя все приоритеты и ориентиры. За реформами контрреформы. За контрреформами реформы. И опять. Пока все не оканчивается революцией.
Сквозь точно схваченную и набросанную быстрыми штрихами схему просвечивала мысль, которую он так и не сумел доформулировать. Главная беда России (и вообще, и в культуре) заключается не в том, что не бывает резких взлетов и лихих прорывов, с этим - полный порядок. Но нет ничего, кроме двух полюсов. Ничего нейтрального, совместного, оставляющего поле компромисса, только края, только битва не на жизнь, а на смерть.


И каждая смена политического курса означает, что все чужое будет сметено, а все свое вознесено на сказочную высоту. С которой будет очень больно падать, когда закончатся реформы (контрреформы) и начнется обратный отсчет. А из этого следует очень простая и важная мысль. Задача заключается не только в том, чтобы плохого Аристархова сменили хорошим Плутарховым. И не в том, чтобы запустить маятник в обратный путь. От искусственной архаизации к единственно верному постмодерну. А в том, чтобы не было одной-единственной политики в культуре, за право управлять которой бьются радикалы и умеренные, церковные и антицерковные, маргиналы и истэблишмент.
Политик должно быть много, федеральных и региональных, открытых миру и закрытых от него, прогрессистских и традиционных, поколенческих, муниципальных, групповых. На самом деле только это снимет напряжение в системе, ну, как минимум, его ослабит. Есть лишь одно незыблемое правило в культуре - соблюдайте автономию, то есть не лезьте в чужой монастырь. Не дело артистического цеха указывать священнику, как он должен служить, и не дело священника, если его не спросили сами устроители, требовать закрытия не нравящейся выставки. Или отмены оперы. Или запрета книги, если она не предлагается к продаже в церковной лавке. Все остальное зыбко и подвижно, и никто не будет рулевым.
А чиновники Минкульта - лоцманы в проливах, и не более. Но поскольку мы не знаем, что такое средний путь, и всегда заходим за края, то заранее известно, чем кончится период массовой архаизации. Чем круче вы заводите маятник вправо, тем сокрушительнее он сорвется влево.
Диктатуру традиционных ценностей Франко разделяло большинство испанцев - по крайней мере, судя по официальным данным и по отсутствию реального системного протеста. Франко умер в 1975-м, обложенный мощевиками и подключенный к самым современным системам жизнеобеспечения. Он был верен принципам авторитариев XX столетия и спокойно сочетал предельный консерватизм в идеологии с предельным технологическим прогрессизмом. А в 2005-м та же самая Испания утвердила принцип однополых браков. Одной из первых в Европе. Задолго до традиционных демократий.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель. С 2000 г. - автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы "Тем временем" (телеканал "Культура"). Автор и ведущий цикла документальных фильмов "Фабрики памяти: Библиотеки мира". Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Автор книг "1962. Послание к Тимофею", "Цена отсечения" и др.
Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Кандидат филологических наук.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский,_Александр_Николаевич


Спектр, 25.10.2016
http://spektr.press/poyavilsya-strah-silnee-straha-pochemu-konstantin-rajkin-edva-ne-sorvalsya-na-krik/
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
!!!!!!!!! Режиссер Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Дурной сон госзаказа
http://loxovo.livejournal.com/7561627.html
!! Олег КАШИН: Культура подкупа
http://loxovo.livejournal.com/7562332.html
ВЛАСТЬ - КУЛЬТУРА: Николай ЭППЛЕ - Возвращение госзаказа
http://loxovo.livejournal.com/7562597.html
Интеллигенция на бюджете: "дело Райкина" между личной свободой и государством
http://loxovo.livejournal.com/7563122.html
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: Они абсолютно путают свою шерсть с государственной
http://loxovo.livejournal.com/7564227.html
Артист Евгений МИРОНОВ о выступлении Константина Райкина
http://loxovo.livejournal.com/7568493.html
Режиссер Павел ЛУНГИН: "А мы что, не народ?"
http://loxovo.livejournal.com/7568795.html
Дискуссия о цензуре в искусстве: Почему речь Константина Райкина стала событием
http://loxovo.livejournal.com/7572345.html

ПЕРВОИСТОЧНИК:
ПОЛНОЕ ВИДЕО - Константин РАЙКИН на VII съезде СТД РФ: Клевещем, доносим и хотим в клетку
О цензуре и борьбе государства за нравственность
В своей эмоциональной 10-минутной речи, несколько раз прерывавшейся аплодисментами, Константин Райкин сообщил о том, что особенно тревожит его сегодня, а фактически - выступил против даже такого подвида цензуры, как борьба чиновников за нравственность в искусстве. Позже многие делегаты съезда говорили, что подписываются под словами Райкина, целиком разделяют его позицию.
Опубликовано: 24 октября 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=NgRv4lyd_pU
Константин РАЙКИН: Мы клевещем, доносим и опять хотим в клетку
Райкин о цензуре и нравственности
Руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России (СТД) с большой речью против цензуры и о борьбе государства "за нравственность в искусстве". Руководитель театра "Сатирикон" призвал деятелей культуры и искусства объединиться и вместе противостоять попыткам цензуры. Об этом он заявил в ходе седьмого съезда Союза театральных деятелей России (СТД). Аудиозапись была опубликована в Facebook Ассоциации театральных критиков: https://www.facebook.com/atknewstheatre/
Опубликовано: 24 октября 2016 г.
https://www.youtube.com/watch?v=DM1s92DP7dw
Что пресс-секретарь президента ответил Константину Райкину
Дмитрий Песков разделил произведения по их финансированию
Дмитрий Песков заявил, что цензура в России «недопустима», но государство, если финансирует «ту или иную постановку», вправе обозначать ее тему. Константин Райкин в своем выступлении на съезде Союза театральных деятелей указал, что «власть вмешивается в работу деятелей искусства» под предлогом финансирования учреждений культуры.
http://www.kommersant.ru/doc/3125810

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Монолог года
Своего рода документ эпохи - выступление Константина Райкина на Всероссийском театральном форуме. Худрук "Сатирикона" говорил о цензуре, церкви, борьбе за нравственность - и не только сорвал аплодисменты публики, но и, уж простите за такое выражение, "взорвал Интернет".
http://www.svoboda.org/a/28073416.html
Артем КРЕЧЕТНИКОВ - Cоветская цензура: воспоминания о будущем?
Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин не VII съезде Союза театральных деятелей России 24 октября предупредил об опасности возрождения цензуры в России.
О каком прошлом напомнил Райкин? Действительно ли оно возвращается? Чем сегодняшний день на него похож, и в чем разница?
http://www.bbc.com/russian/features-37802585
«Всплывает всякая мразь»
Худрук БДТ Андрей МОГУЧИЙ ответил критикам Константина Райкина
http://www.mk.ru/culture/2016/10/27/vsplyvaet-vsyakaya-mraz-khudruk-bdt-moguchiy-otvetil-kritikam-konstantina-raykina.html
Владимир ПОЗНЕР, журналист: Обращение к Константину Аркадьевичу Райкину
http://pozneronline.ru/2016/10/17291/
Никита МИХАЛКОВ не понял, в чем ущемили Константина Райкина
Режиссер Никита Михалков прокомментировал слова Константина Райкина о цензуре и «наездах» на театры
http://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20161105-nikita-mihalkov-ne-ponyal-v-chem-ushchemili-konstantina-rayk

СМ. ТАКЖЕ:
А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Отверженные. "Тангейзер" как поле битвы за общественную автономию (мар 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6604145.html
ВЦИОМ: Россияне считают постановку "Тангейзера" святотатством или преступлением
http://loxovo.livejournal.com/6562541.html
Андрей КОЛЕСНИКОВ: Тангейзеровщина, или проблема с пониманием "общественного блага"
http://loxovo.livejournal.com/6562071.html
Ирина ПРОХОРОВА: "Невозможно вести диалог с погромщиками" (ИНТЕРВЬЮ) (фев 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6557420.html
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: "Разлом пошел через культуру"
http://loxovo.livejournal.com/6553789.html
Лев РУБИНШТЕЙН: Минкульт предков
http://loxovo.livejournal.com/6548599.html
Протест против Мединского как форма внутреннего объединения (ИНТЕРВЬЮ А. АРХАНГЕЛЬСКОГО)
http://loxovo.livejournal.com/6547378.html
"Это какое-то Министерство правды из романа Оруэлла" (+ ВИДЕО)
http://loxovo.livejournal.com/6546993.html
!!!!!!! Теодор КУРЕНТЗИС: Министерство культуры своими действиями увеличивает раскол в обществе
http://loxovo.livejournal.com/6545888.html
Александр НЕВЗОРОВ: Человек с бананом
http://loxovo.livejournal.com/6545633.html
Николай УСКОВ: Мединский и пустота
http://loxovo.livejournal.com/6544279.html
Илья МИЛЬШТЕЙН: Директор по вызову
http://loxovo.livejournal.com/6543790.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Всякая власть есть Бог
http://loxovo.livejournal.com/6542858.html
"Что страшнее - порча церкви или порча нации?"
http://loxovo.livejournal.com/6542080.html
!!!!!!!!!!!!!!! Алена СОЛНЦЕВА: Традиционно обиженные
http://loxovo.livejournal.com/6540651.html
Пишите жалобы. Чем грозит стране появление касты "профессионально обиженных"
http://loxovo.livejournal.com/6540531.html
В своем репертуаре. Зачем государство идет в театр
http://loxovo.livejournal.com/6539961.html
"Идеологическая цензура моментально становится вкусовой" (ИНТЕРВЬЮ Андрея ПРОШКИНА)
http://loxovo.livejournal.com/6539740.html
!!!!!!! Александр МИНКИН: Идёт волна погромная! Священная волна
http://loxovo.livejournal.com/6536328.html
Сергей ЛЕСКОВ: Тангейзер против Эйнштейна
http://loxovo.livejournal.com/6533237.html
!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России
http://loxovo.livejournal.com/6528924.html
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

власть, чиновники, театр, цензура, страх, культура, Архангельский, артист

Previous post Next post
Up