В своем репертуаре. Зачем государство идет в театр

Apr 02, 2015 13:10

В России стремительно формируется идеология агрессивно-консервативного большинства. Все, что ему не по вкусу или непонятно в силу скудости мировосприятия, вроде как уже не имеет права на существование. Провозгласив борьбу с «пятой колонной» в политике, государство, похоже, хочет распространить всероссийские поиски «врагов народа» и на сферу культуры. А далее - везде?


Молитвенное стояние и митинг «Защитим святыни - спасем Россию!» в Новосибирске
Иностранные СМИ уже сравнивают «дело «Тангейзера» с процессом Pussy Riot в 2012 году, за которым, собственно, и взметнулась волна реакционного мракобесия под предлогом борьбы за традиционные ценности. Сегодня вторая волна поднимается вокруг новосибирского «Тангейзера», и на гребне этой волны представители власти прямо говорят о введении предварительной цензуры в государственных учреждениях культуры.
Замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов в ходе рабочей поездки в Новосибирск заявил, что «репертуар гостеатров не должен включать постановки, вносящие раскол в общество». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, напомнив, что «творческая цензура недопустима», добавил при этом, что «государство вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок».
Вопрос в том, кто и как будет определять эту «корректность» и вносимый «раскол».
Эксперты театральной премии «Золотая маска» пишут в своем открытом письме: «Мы полагаем, что оценка спектакля должна формироваться на основе мнения профессионального сообщества - экспертов, критиков, коллег, а также зрительской реакции, которая, прежде всего, выражается в аплодисментах и заполняемости зала, а не на основании конфессиональных претензий и мнении прокуроров».
Но, судя по последним событиям в стране, под обществом, которое нельзя раскалывать и чьи все более ранимые чувства нельзя оскорблять, власть понимает вовсе не зрителей модернистских оперных постановок. А скорее то самое агрессивно-консервативное большинство, которое «оперы не слышало, но осуждает».
Во внутренней политике меньшинство, вносящее раскол в общество, уже наименовано «пятой колонной» и «нацпредателями». Во внешней политике тоже расставлены точки над i: все, кто безоговорочно поддерживает любые действия сегодняшней России (даже если это откровенные политические маргиналы в своих странах) - наши друзья. Все остальные - враги, прислуживающие Госдепу, кормящиеся с руки американских кровопийц.
Никаких полутонов. Никаких обсуждений. Термины определены, тезисы объявлены.
Даже на уровне бытовой жизни россиянам популярно объяснили: патриот - тот, кто потребляет только отечественное. А страдальцы по хамону и пармезану могут завтра за них и Родину продать. Ну, вы помните: «Кто носит фирму «Адидас», тот завтра родину продаст». Как недавно это было… Неужели снова?
После задания рамок в общественно-политической сфере у государства, похоже, дошли руки до искусства. Скандал с фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан», а затем суд над «Тангейзером» показывают: класс принимающих решения, ссылаясь на некие «традиционные ценности», которые все больше, к сожалению, смыкаются с вульгарно и крайне узко понятыми православными, хочет видеть лишь фильмы, книги и спектакли, прославляющие великую страну и все ее победы.
Творческие поиски художников теперь - происки врагов страны и отдельных отщепенцев общества. Так было в начале 1930-х, когда советская власть провозгласила единственно верный стиль соцреализма, а все другие формы искусства стали «чуждыми народу».
Вот только современные радетели за традиционные ценности плохо учили историю. Соцреализм (окончательно был провозглашен в 1934 году на первом съезде советских писателей) в качестве единственно верного метода привел к тому, что Сталин благополучно разгромил не только носителей прежней «старорежимной» культуры. Под раздачу попали и участники радикальных просоветских группировок типа РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) и ЛЕФа (Левого фронта, имевшего куда большую художественную ценность, чем откровенные доносчики из РАППа).
Так что если охранители консервативных ценностей, сумевшие уволить директора Новосибирского театра, и примкнувшие к власти мастера культуры думают, что сейчас они легко выиграют борьбу за установление единственно правильного искусства, их ждет разочарование. Борьбу-то они выиграют, только судьбу их произведений вскоре тоже начнут определять новые, далекие от религиозных ценностей и художественного вкуса политические комиссары.
Вечный российский вопрос «с кем вы, мастера культуры», к сожалению, сегодня опять становится политическим.
Практически все именитые деятели культуры, в том числе вполне лояльные власти, еще до отставки Бориса Мездрича выступили с осуждением ситуации вокруг «Тангейзера». Но этой отставкой их фактически поставили перед выбором: прогнуться под изменчивый мир и творить дальше под приглядом «корректировщиков» или, рискуя положением и работой, все-таки заставить Минкульт, который в идеале обязан ориентироваться не на РПЦ и даже не на администрацию президента, а именно что на культурную общественность, на культурное будущее страны, услышать свой голос.
А что касается раскола в обществе, которого так боятся и с которым так активно сражаются многие политики, то вряд ли он таится в оперных постановках.
Никто из официальных лиц пока не высказался, к примеру, по поводу съезда радикальных националистов в Санкт-Петербурге, часть из которых публично поддерживает идеи Гитлера. Никто из политиков ничего не говорит по поводу моральной реабилитации Сталина, которая особенно бросается в глаза накануне празднования 70-летия Победы, когда то в одном регионе, то в другом ему открывают музеи и памятники.
Член Совета по правам человека при президенте историк Николай СВАНИДЗЕ сделал 30 марта на заседании СПЧ доклад, посвященный росту радикальных настроений в обществе, в котором, в частности, говорилось: «Есть люди, которые будут приветствовать его реабилитацию, но есть люди - их миллионы, для которых моральная реабилитация Сталина будет означать личное оскорбление, и они этого не простят».
Но почему-то этот раскол в обществе, куда более актуальный, государство предпочитает не замечать, бросая все силы на поиски врагов народа и «корректировку» искусства.
Очень не хочется возвращаться в страну, где все делается и говорится по единому шаблону, примитивному, жесткому, далекому и от правды жизни, и от ее разнообразия. Проходили. Ничем хорошим это не закончилось ни для людей, ни для искусства, ни для тех, кто это лицемерное однообразие насаждал. Не нужно поощрять примитивность слова, образа и мысли. Плохо будет всем.

Газета.Ру, 30.03.2015
http://www.gazeta.ru/comments/2015/03/30_e_6619417.shtml
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.

СМ. ТАКЖЕ:
"Идеологическая цензура моментально становится вкусовой" (ИНТЕРВЬЮ Андрея ПРОШКИНА)
http://loxovo.livejournal.com/6539740.html
!!!!!!! Александр МИНКИН: Идёт волна погромная! Священная волна
http://loxovo.livejournal.com/6536328.html
Сергей ЛЕСКОВ: Тангейзер против Эйнштейна
http://loxovo.livejournal.com/6533237.html
!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России
http://loxovo.livejournal.com/6528924.html
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Подстава от Минкульта
http://diak-kuraev.livejournal.com/800433.html
Под свою анафему падоша...
http://diak-kuraev.livejournal.com/799989.html
«Они привыкли выставлять себя голосом Бога»
Диакон Кураев об антропологической катастрофе в Церкви
http://tvrain.ru/articles/oni_privykli_vystavljat_sebja_golosom_boga-384649/
Вопрос для новосибирского митрополита
http://diak-kuraev.livejournal.com/798050.html
«Владыка, попробуйте не оскорбиться»
Андрей КУРАЕВ обратился к новосибирскому митрополиту
http://tvrain.ru/articles/vladyka_poprobujte_ne_oskorbitsja_andrej_kuraev_obratilsja_k_novosibirskomu_mitropolitu-384641/
*
(!!!) Борис КОЛЫМАГИН - «Тангейзер»: борьба с «пидарасами» продолжается
http://ej.ru/?a=note&id=27371
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=27371
Скандал вокруг оперы «Тангейзер» продолжает набирать обороты
http://echo.msk.ru/news/1520986-echo.html
Репертуары гостеатров перед постановками хотят смотреть
Замглавы администрации президента раскритиковал «Тангейзер» и рассказал о протестах в Бурятии
http://www.kommersant.ru/doc/2697794
КиноСоюз потребовал увольнения Мединского и восстановления директора НГАТОиБ
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/uvolitmedinskogo.html
Кем был Борис Мездрич для Новосибирской оперы. Кого отставили за «Тангейзера»
http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Кремль назвал увольнение Мездрича из-за оперы «Тангейзер» вынужденным шагом
http://www.ntv.ru/novosti/1385618/
Песков: Директора НГАТОиБ уволили за "нарушение субординации", цензура не при чем
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/peskovtangeiz.html
"Тангейзер" дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
Конфликт между православной общественностью и создателями оперы "Тангейзер" разрешился в пользу первой.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2697596
http://www.kommersant.ru/doc/2697596
«Если это не остановить, мы получим религиозно-государственную цензуру»
Новосибирского губернатора просят защитить «Тангейзер»
http://tvrain.ru/articles/esli_eto_ne_ostanovit_my_poluchim_religiozno_gosudarstvennuju_tsenzuru_novosibirskie_dejateli_kultury_obratilis_s_pismom_k_gubernatoru_v_zaschitu_tangejzera-384392/
Сторонники «Тангейзера» дошли до администрации президента
Активисты передали петицию в поддержку скандальной оперы
http://www.kommersant.ru/doc/2691661
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
https://openrussia.org/post/view/3550/
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Священнослужителя РПЦ оскорбила постановка пушкинской «Метели» в Ижевске
Священник Русской православной церкви Андрианов пожаловался на театральную постановку по повести Пушкина «Метель», прошедшую в Русском драматическом театра Ижевска. Священнослужителя оскорбило использование православной символики во время представления, а также ее вид, который он назвал «гипертрофированным и уродливым». В связи с оскорблением чувств верующих, священник требует публичных извинений.
ДАЛЕЕ http://www.newizv.ru/lenta/2015-03-03/215856-svjashennosluzhitelja-rpc-oskorbila-postanovka-pushkinskoj-meteli-v-izhevske.html
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150303_rn_udmurtia_priest_theater
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406
 

искусство, власть, театр, церковь, цензура, культура, скандал, мракобесие

Previous post Next post
Up