!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России

Mar 31, 2015 11:50

В Новосибирске борются не с оперой, а с прогрессом


Государство победило Театр. По решению министра культуры Владимира Мединского отправили в отставку директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Для тех, кто следил за историей противостояния православной церкви и постановщиков оперы «Тангейзер», эта новость могла стать поводом для удивления. Ведь 10 марта новосибирский суд вынес решение о прекращении административного дела против постановщика оперы и директора театра по причине «отсутствия состава преступления». Тем не менее, заступившись за оскорбленных православных во главе с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном, министр показал, что решение суда ничтожно, а конечное слово остается за начальником.
Напомню суть истории. Новосибирский митрополит, не посмотрев лично постановку известной оперы середины XIX века в современной интерпретации режиссера Тимофея Кулябина, потребовал от прокуратуры наказать постановщика и дирекцию театра за «использование церковной символики не по назначению». Прокуратура месяц изучала все материалы, тщательно подшивая к делу заключения различных православных экспертов и странным образом игнорируя мнения театральных критиков, деятелей искусства. Очевидно, что художественное качество постановки не имело никакого значения для обвинителей.
Вместе со столичным депутатом Госдумы Николаем Валуевым православные активисты, а также представители ультраправых организаций потребовали от руководства страны разобраться со смутьянами и прочими представителями «пятой колонны». Удивительным образом в то же самое время директора театра уведомили, что руководство страны не желает более его видеть на этом посту.
У новосибирского театра теперь новый руководитель - бизнесмен Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге, вовремя высказавшийся против «Тангейзера» и лично Бориса Мездрича: «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, - это кощунство. Я как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе Союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».
Дальнейшая судьба постановки, интерес к которой новосибирцы доказали кошельком (полный аншлаг на каждом представлении), решена. Новый руководитель с порога заявил о грядущих переменах в театре - первым его решением стала смена названия на «Большой театр Сибири».
Итак, добро пожаловать в новое качество цензуры, для которой любая художественная интерпретация, признанная церковными деятелями нежелательной, наказуема. Боюсь представить, что случится с русской классикой, которая нередко обращалась к церковным образам с, мягко скажем, критической точки зрения. Что станет с произведениями Пушкина, Радищева, Герцена, картинами Перова и Маковского?
Однако, если присмотреться к этой истории с другой стороны, вырисовывается несколько иная картина. Готов поспорить: если бы подобную постановку сделали где-нибудь в Саратове, такого внимания, а главное - сурового решения не было бы. «Тангейзер» погубил город, в котором его решили поставить.
На протяжении всей своей истории Новосибирск являлся символом динамизма, прогресса и созидательной силы, которую российское государство принесло в Сибирь. Основанный в 1893 году, он всего за 70 лет стал городом-миллионником, подвинув на вторую позицию в Книге рекордов Гиннесса американский Чикаго (85 лет). Для сравнения: Нью-Йорку потребовалось для этого 250, Токио - 400, а Москве - 700 лет. В 1950-х годах, задолго до Силиконовой долины в США, в Новосибирске был основан Академгородок. Крупнейший научный центр за Уралом, венец социалистического градопланирования, где концентрация мозгов на квадратный километр выше, чем где бы то ни было в стране, построили всего за два года посреди леса. Десятки крупнейших заводов, сотни предприятий; научные центры, университеты и театр сделали Новосибирск естественным центром притяжения для всей Сибири и ряда регионов соседних стран.
В постсоветский период и вплоть до самого последнего времени Новосибирск оставался особым островком свободы и конструктивного протеста. Традиционно представляя головную боль для «Единой России», Новосибирск был площадкой для политической борьбы, пусть и в рамках вечно сжимающейся политической системы. Да что говорить, если в 2014 году мэром города стал коммунист.
В культурном смысле, пожалуй, нигде больше в России, кроме столиц, нельзя было найти столько ярких инициатив, которые задавали тон и для региона, и для страны в целом. Колоритная, ни на что не похожая «Монстрация», проходящая сегодня в десятках городов России и как минимум в пяти других государствах, зародилась в 2004 году именно в Новосибирске. Сегодня, конечно, это сложно себе представить, но еще несколько лет назад в Новосибирске в первые дни мая на «Монстрацию» выходило в три раза больше граждан, чем на марши КПРФ и «Единой России» вместе взятых.
Напугал власть Новосибирск впервые в 2011 году, когда одновременно с Москвой и Питером там против фальсификаций на выборах в Государственную думу вышли протестовать более 10 тысяч человек. Для российского областного центра, пусть и такого крупного, как Новосибирск, - это нонсенс. И нонсенс крайне опасный, потому что неожиданный. Допускать «произвол», в смысле - формирование функционирующей оппозиции, которая способна требовать от власти диалога и ответа на вопросы, тем более так далеко от Москвы, - непозволительная роскошь в нашем суперцентрализованном, простите, федеративном государстве. Если вы мыслите в категориях «любое проявление несогласия и креатива потенциально опасно для государства», то вполне логично задавить все это на стадии зарождения. Тем более, как мы с вами прекрасно знаем, угроза Майдана, который злые украинцы и их кураторы из США хотят распространить на всю Россию, нависла грозно и, видимо, надолго.
Известно, что лучшая оборона - это нападение. И для борьбы с «революционной скверной» лучшего города, чем Новосибирск, придумать нельзя (столицы не в счет). Ведь, наверное, это отнюдь не совпадение, что единственный депутат Госдумы, осмелившийся проголосовать против присоединения Крыма, и по совместительству активный оппозиционер - Илья Пономарев - из Новосибирска.
Кроме того, Новосибирск уже не раз прославился «склонностью к сепаратизму». В августе 2014 года здесь попытались провести «митинг за федерализацию Сибири», а затем - шествие «за незыблемость конституционного строя», на которых, копируя риторику ДНР и ЛНР, требовали от Москвы больше свободы и полномочий, реализации конституционных прав для регионов. А ранее, в 2013 году, в Новосибирске проходили митинги «Хватит кормить Москву». Конечно, в реальности ни о каком сепаратизме здесь и речи идти не может, зато какой информационный повод: власти успешно остановили попытку «организации Майдана в сердце России».
После «борьбы с Майданом» в Новосибирске началась «борьба с воинствующими атеистами», которые через свое «зловонное» искусство старались разрушить страну изнутри. Сначала не дали Мэрилину Мэнсону провести в городе концерт (кто не знает, Мэнсон - «агент ЦРУ по дестабилизации православного сознания»), а теперь успешно завершили спецоперацию по превращению Новосибирска в консервативную столицу России.
Мне как человеку, родившемуся и выросшему в Новосибирске, отчетливо видны изменения, которые происходят там последние несколько лет. История «Тангейзера» - это даже не история победы средневекового мракобесия в России XXI века; это история вполне системного, целевого уничтожения в России свободомыслия и инициативности. Этот прецедент должны усвоить все - художники, артисты и другие нетрадиционалистские элементы страны: даже решение суда, даже поддержка десятка ведущих деятелей культуры и десятки тысяч подписей в поддержку не спасут вас, если вы идете против той «новой России», которую сейчас строят. России, где нет альтернативной точки зрения не то что в политике, но даже в искусстве. А если вы все же осмелитесь отстаивать иную точку зрения, вас непременно накажут.
Государство победило не только Театр - и даже не сколько Театр, сколько саму возможность прогресса. Новосибирск имел все предпосылки для того, чтобы стать городом, способным тянуть Россию вперед. Теперь этот потенциал будет постепенно пропадать - вместе с тем как лучшие умы, самые прогрессивные граждане, включая перспективных ученых, станут покидать столицу Сибири.
Религиозный тоталитаризм несовместим с прогрессом. Ни в каких других центрах науки и образования такая ситуация просто немыслима: Силиконовая долина, Милтон Кейнс, Мей-ла-Гренобль, Даедук, Гуандун не работают без закона и светской власти. Наше государство, идя рука об руку с не производящими ничего полезного для общества мракобесами, лишает Россию шансов на развитие на годы вперед.
Антон БАРБАШИН - политолог-международник, замдиректора департамента международных отношений Сибирского экспертного центра "Модернизация", координатор Ассоциации выпускников образовательного проекта представительств ЕС в России - "Европейские Школы".


"Московский комсомолец" №26776 от 31 марта 2015
http://www.mk.ru/social/2015/03/30/konservativnaya-stolica-rossii.html
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.

СМ. ТАКЖЕ:
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Подстава от Минкульта
http://diak-kuraev.livejournal.com/800433.html
Под свою анафему падоша...
http://diak-kuraev.livejournal.com/799989.html
«Они привыкли выставлять себя голосом Бога»
Диакон Кураев об антропологической катастрофе в Церкви
http://tvrain.ru/articles/oni_privykli_vystavljat_sebja_golosom_boga-384649/
Вопрос для новосибирского митрополита
http://diak-kuraev.livejournal.com/798050.html
«Владыка, попробуйте не оскорбиться»
Андрей КУРАЕВ обратился к новосибирскому митрополиту
http://tvrain.ru/articles/vladyka_poprobujte_ne_oskorbitsja_andrej_kuraev_obratilsja_k_novosibirskomu_mitropolitu-384641/
*
(!!!) Борис КОЛЫМАГИН - «Тангейзер»: борьба с «пидарасами» продолжается
http://ej.ru/?a=note&id=27371
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=27371
Скандал вокруг оперы «Тангейзер» продолжает набирать обороты
http://echo.msk.ru/news/1520986-echo.html
Репертуары гостеатров перед постановками хотят смотреть
Замглавы администрации президента раскритиковал «Тангейзер» и рассказал о протестах в Бурятии
http://www.kommersant.ru/doc/2697794
КиноСоюз потребовал увольнения Мединского и восстановления директора НГАТОиБ
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/uvolitmedinskogo.html
Кем был Борис Мездрич для Новосибирской оперы. Кого отставили за «Тангейзера»
http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Кремль назвал увольнение Мездрича из-за оперы «Тангейзер» вынужденным шагом
http://www.ntv.ru/novosti/1385618/
Песков: Директора НГАТОиБ уволили за "нарушение субординации", цензура не при чем
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/peskovtangeiz.html
"Тангейзер" дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
Конфликт между православной общественностью и создателями оперы "Тангейзер" разрешился в пользу первой.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2697596
http://www.kommersant.ru/doc/2697596
«Если это не остановить, мы получим религиозно-государственную цензуру»
Новосибирского губернатора просят защитить «Тангейзер»
http://tvrain.ru/articles/esli_eto_ne_ostanovit_my_poluchim_religiozno_gosudarstvennuju_tsenzuru_novosibirskie_dejateli_kultury_obratilis_s_pismom_k_gubernatoru_v_zaschitu_tangejzera-384392/
Сторонники «Тангейзера» дошли до администрации президента
Активисты передали петицию в поддержку скандальной оперы
http://www.kommersant.ru/doc/2691661
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
https://openrussia.org/post/view/3550/
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Священнослужителя РПЦ оскорбила постановка пушкинской «Метели» в Ижевске
Священник Русской православной церкви Андрианов пожаловался на театральную постановку по повести Пушкина «Метель», прошедшую в Русском драматическом театра Ижевска. Священнослужителя оскорбило использование православной символики во время представления, а также ее вид, который он назвал «гипертрофированным и уродливым». В связи с оскорблением чувств верующих, священник требует публичных извинений.
ДАЛЕЕ http://www.newizv.ru/lenta/2015-03-03/215856-svjashennosluzhitelja-rpc-oskorbila-postanovka-pushkinskoj-meteli-v-izhevske.html
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150303_rn_udmurtia_priest_theater
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406
 

искусство, власть, чиновники, театр, церковь, цензура, свобода, культура, скандал, мракобесие, развитие, православие, контроль

Previous post Next post
Up