Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников

Mar 25, 2015 19:20

Вскоре после того, как нашумевшая история с новосибирским «Тангейзером» закончилась победой театра (возможно, лишь промежуточной), разразился новый театральный скандал, теперь уже в Москве. Межрегиональный независимый профсоюз актеров театра и кино обратился в НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева с письмом. Полный текст письма нигде в интернете не доступен, даже на сайте самого профсоюза, но цитаты из него стали широко известны.
Письмо содержит просьбу провести экспертизу трех московских театральных хитов: спектаклей «Мертые души» (Гоголь-центр, режиссер Кирилл Серебренников), «Карамазовы» (МХТ имени Чехова, режиссер Константин Богомолов) и «Борис Годунов» (Ленком, режиссер Константин Богомолов). Проверять предложено на предмет соответствия классическим первоисточникам. Впрочем, формулировки пиcьма напоминают не столько заявку на экспертизу, сколько донос в компетентные органы:
«Эти театральные постановки не соответствуют авторским текстам и художественной форме первоисточников ни прямо, ни косвенно. Все эти действия разрушают литературное и историко-культурное наследие России, вводят в заблуждение граждан и оскорбляют честь и достоинство великих русских писателей, которые не могут по причине ухода из жизни отстаивать свои права и имя», - цитирует письмо газета «Известия».
Выбор адресата письма смотрится нетривиально. Институт наследия занимается в основном выявлением и охраной архитектурных и природных памятников, но кто сказал, что классическая литература - не культурное наследие? Вот только не факт, что в этом институте найдутся квалифицированные специалисты по театральному искусству.
Как заявил председатель профсоюза Денис КИРИС, экспертиза нужна ему для неких дальнейших юридических действий. Речь не идет о попытке запрета спектаклей, это выглядело бы совсем уже смехотворно. Его цели скромнее: обязать театры «правильно» указывать в афишах авторство: не Гоголь, а Гоголь и Серебренников. «Проблема в том, что, подписывая собственные фантазии именем классиков, в итоге режиссеры вводят в заблуждение зрителя, который приходит посмотреть именно классическую постановку. Предположим, на такой спектакль придет школьник, который не читал «Мертвые души», и после постановки он будет считать, что Гоголь написал именно так», - утверждает Кирис.
Похоже, афиши возмутивших его спектаклей Кирис читал не очень внимательно. «Карамазовы» в афише обозначены как «фантазии режиссера К.Богомолова на тему романа Ф.Достоевского», «Борис Годунов» - как «спектакль Константина Богомолова по А.С.Пушкину», «Мертвые души» - как «Николай Гоголь. Мертвые души. Спектакль Кирилла Серебренникова». Иными словами, с помощью экспертизы он стремится добиться того, что и так уже есть.
Возможно, конечно, все это объясняется личными мотивами профсоюзного деятеля. Его актерская судьба сложилась не самым удачным образом. Год проработав в малоизвестном московском театре «Сопричастность», он стал директором программ и продюсером на телевидении, занялся профсоюзной работой, иногда снимается в кино и телесериалах, причем большинство ролей в его фильмографии - безымянные: «опер», «член преступной группировки», «врач в клинике». Так что вполне возможно, что им движет банальная зависть к создателям спектаклей, идущих с неизменными аншлагами.
Но профсоюзный донос как-то очень уж вписывается в контекст эпохи. Новосибирский скандал тоже был вызван современным прочтением классики. А в Москве только что сменился руководитель Департамента культуры; на место Сергея Капкова пришел бывший глава Москомнаследия, председатель Московского отделения возглавляемого Владимиром Мединским Военно-исторического общества Александр Кибовский, судя по всему, человек консервативных взглядов. И похоже, что режиссеры, вольно обращающиеся с классикой, вот-вот будут назначены на роль врагов государства наравне с «иностранными агентами» и прочей «пятой колонной».
И такое внимание к классике далеко не случайно. Давно уже замечено, что русская городская культура литературоцентрична, к большому писателю всегда относились как к моральному лидеру, в общем, «поэт в России больше, чем поэт». Но искусство - это всегда общение автора с аудиторией, и если автора и аудиторию разделяют века, на этом пути неизбежно возникают препятствия. Изменился язык, изменились «болевые пороги»; то, что у современников автора вызывало сильнейшие чувства, для нынешнего читателя может показаться чем-то не столь значительным, чуть ли не общим местом. Пыль веков мешает восприятию.
Именно это чувствуют режиссеры, создающие современные версии классики. Не случайно Константин Богомолов, тонко стилизуя текст, вставляет в разговор Алеши и Ивана Карамазовых рассказ об издевательствах над детьми, случившихся в современной России на самом деле. Для современников Достоевского такое было бы запредельно ужасно, а на сегодняшнего зрителя действует по-настоящему сильно.
Так вот, создается впечатление, что «защитники классики» защищают на самом деле пыль веков, патину, покрывающую поверхность. Такие идеи становятся востребованными в стране торжествующего «крымнаша», для которой неактуальны свободолюбие и совесть, проповедуемые классической литературой. Совсем отказаться от нее нельзя, поскольку в моде консервативные ценности, но можно превратить классику в объект почитания, солидный и скучноватый, и это верный способ ее нейтрализовать, «уберечь» общество от воздействия ее идей.
Сегодня ситуация выглядит еще не столь безнадежно. Директор Института наследия Арсений МИРОНОВ так высказался о будущей экспертизе: «Нам бы хотелось прийти к выводу о том, что Онегин, переодетый в клубный пиджак или спортивный костюм, остается пушкинским Онегиным - "москвичом в Гарольдовом плаще"». Но, боюсь, профсоюзная инициатива - далеко не последняя попытка атаки на этом фронте.
У «защитников классики» есть достойные образцы для подражания. В 1978 году в «Правде» появилась подписанная дирижером Альгисом Жюрайтисом статья, направленная против великого режиссера Юрия Любимова, ставившего тогда в Парижской опере «Пиковую даму». Вот цитата:
«Разве позволительно советским гражданам устраивать средневековое аутодафе над обожаемым советским народом, любителями музыки всей земли Чайковским, выступая в роли инквизиторов? Разве пристойно предавать нашу святыню ради мелких интересов дешевой заграничной рекламы… Это преднамеренная акция разрушения памятника русской культуры…. Не проявили ли соответствующие организации попустительство этому издевательству над русской классикой?.. Все, кому дорого великое наследие русской культуры, не могут не протестовать против безнравственности в обращении с русской классикой и не осудить инициаторов и участников издевательства над шедевром русской оперы».
Как бы это теперь не стало трендом российской культурной жизни.
Юрий БЕРШИДСКИЙ - редактор телевизионных программ.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1216997


Открытая Россия, 18.03.2015
https://openrussia.org/post/view/3566/

СМ. ТАКЖЕ:
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
(м. б. немного нарушена хронология)
Серебренникова и Богомолова проверяют на искажение классики
НИИ культурного и природного наследия имени Лихачева занялся экспертизой авангардных московских спектаклей
http://izvestia.ru/news/584126
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
ДАЛЕЕ https://openrussia.org/post/view/3550/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Новосибирская интеллигенция просит губернатора защитить искусство от религиозной агрессии
http://tayga.info/news/2015/03/23/~120308
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Православные в Новосибирске считают, что постановка оперы Вагнера в местном театре нарушает их права
http://www.newsru.com/religy/13feb2015/tihon_wagner_rubikis.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406
 

художник, театр, контроль, цензура, донос, мракобесие

Previous post Next post
Up