От редакции: Свобода пения

Mar 17, 2015 02:05

Как деятелям культуры удалось отстоять оперу Вагнера
В сферах, не связанных с политикой, требования общества еще могут быть услышаны
Способность общества сплоченно отстаивать свои права пока еще может заставлять власть идти на уступки, если речь не идет о политике.
9 марта мировой суд Новосибирска прекратил административное дело в отношении режиссера оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича «за отсутствием события правонарушения». За последние дни в поддержку режиссера высказались многие деятели культуры, в том числе вполне лояльные власти.
Дело было возбуждено прокуратурой по жалобе новосибирского митрополита Тихона, нашедшего в постановке признаки оскорбления религиозных чувств. С лета 2012 г., когда по обвинению в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти уголовные сроки получили участницы Pussy Riot, чувства верующих остаются крайне востребованным репрессивным ресурсом. Максимального накала оскорбленные чувства достигли в связи с расстрелом карикатуристов Charlie Hebdo - тогда в Грозном на митинг было собрано 800 000 человек, а в понедельник оскорблением чувств глава Чеченской Республики объяснил убийство Бориса Немцова.
Дело «Тангейзера» могло бы фиксировать следующий этап процесса - введение жесткой цензуры в сфере искусства, позволяющей закрыть спектакль на эфемерных основаниях. Этот этап пока не наступил. С одной стороны, это подтверждает негласное правило: в сферах, не связанных напрямую с политикой, громко и внятно высказанные требования могут быть услышаны. Так было в случае с делом Светланы Давыдовой или с возвращением пригородных электричек.
С другой стороны, позиция власти в случае с «Тангейзером» изначально не была определенной. Новосибирский губернатор Владимир Городецкий заявил, что это «неправильно, когда силовые органы участвуют в оценке нравственных принципов», а глава Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда призвал разрешить ситуацию «без судебных приговоров», отметив, что верующим не следует в каждом подобном случае «по собственной инициативе бежать в прокуратуру».
О смене культурной политики, требующей от деятелей искусства лояльности власти, речи не идет. Но определенные степени свободы внутри новой идеологии еще есть, говорит культуролог Даниил Дондурей. В данном случае важно присутствие среди защитников постановки доверенных лиц президента - Олега Табакова, Александра Калягина, Евгения Миронова. Готовность власти слышать деятелей культуры может свидетельствовать о том, что их авторитет еще имеет значение, а значит, действует не строго мобилизационная модель. Готовность же культурного сообщества отстаивать свои права, по словам Дондурея, означает, что честь оказалась важнее страха. Такое уже было в сентябре, когда союз кинематографистов не побоялся выдвинуть на «Оскара» «Левиафан» Звягинцева.
Почти все, кто высказывался в поддержку спектакля, отметили дискуссионность постановки. Но если пространство для дискуссии сожмется до зала суда, места для творчества просто не останется. «Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура, - пишет Александр КАЛЯГИН. - Но чтобы этого не произошло, должны быть приложены все наши усилия и усилия самих художников и всего нашего общества».
Николай ЭППЛЕ

"Ведомости" № 3787 от 11.03.2015
http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/10/ot-redaktsii-svoboda-peniya
Примечание: выделение болдом - моё.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case

обвинение, дело, театр, церковь, культура, мракобесие, РПЦ, художник

Previous post Next post
Up