"Идеологическая цензура моментально становится вкусовой" (ИНТЕРВЬЮ Андрея ПРОШКИНА)

Apr 02, 2015 12:50

Режиссер Андрей ПРОШКИН о жизни после "Тангейзера"


В истории с оперой «Тангейзер», кажется, поставлена точка: директор Новосибирского театра уволен, назначен новый директор, а постановку сняли с репертуара. Правда, далеко не все довольны таким исходом. Киносоюз начал собирать подписи за восстановление в должности Бориса Мездрича и отставку министра Мединского. «Газета.Ru» поговорила об этом с главой Киносоюза режиссером Андреем ПРОШКИНЫМ.
- Почему на отставку Бориса Мездрича наиболее категорично отреагировали не театральные объединения, а именно Киносоюз?
- Мне трудно говорить о действии или бездействии других людей, но выступлений со стороны театральных деятелей было довольно много, в основном личных. Причем по тону этих выступлений, например, Олега Табакова или Марка Захарова, видно, что они крайне недовольны ситуацией, но в то же время стараются высказываться корректно и осторожно, видимо, опасаясь каких-то ответных шагов.
- А Киносоюз?
- Да, в общем, тоже. Я лично не готов куда-то рваться с шашкой наголо, но ситуация, на мой взгляд, очень опасная. Я действительно не понимаю действий Министерства культуры. Ведь состоялся суд, он не нашел состава преступления, прокуратура подала апелляцию. В таком случае наиболее разумно было бы дождаться решения следующей судебной инстанции. По крайней мере, в таком случае логика решений была бы понятна. Вместо этого министерство увольняет директора, назначает другого, который тут же убирает постановку из репертуара. Можно называть это как угодно и долго говорить про субординацию, но это, безусловно, шаг цензуры. Причем в роли органа, проводящего цензуру, запрещенную Конституцией Российской Федерации, выступает Министерство культуры.
- Любопытно, что министерство как раз пытается представить себя как арбитра. Дескать, и театр не прав, но и православной общественности стоит успокоиться и отозвать заявление из прокуратуры.
- А в результате этого объективного арбитража спектакль снят, а директор уволен. Ведь все на самом деле довольно просто. Выходит любая другая постановка или фильм, потом собирают какую-нибудь группу товарищей с громким голосом, они устраивают скандал и кричат, что их оскорбили, спектакль закрывают, а фильм убирают из проката. По мне, так как раз было бы прекрасно, если бы министерство действительно выступило бы арбитром в этом споре и объяснило общественности, что оно не будет ничего запрещать, как бы кто ни кричал, потому что есть закон и суд.
Я не исключаю, что в результате спектакль признали бы не соответствующим закону, но тогда мы могли бы говорить о несовершенстве закона, а не о чувствах оскорбленных. Так было бы честнее.
Безусловно, все это находится в общем государственном тренде, но Министерство культуры действует в своей сфере, может быть, наиболее активно. Была уже история с режиссером Александром Миндадзе, когда его фильм прошел все экспертные советы, а министр культуры его остановил. Потом благо было достигнуто какое-то соглашение, и фильм состоялся. Была история с Виталием Манским, когда министр лично объявил, что ни один проект, имеющий отношение к режиссеру, не получит государственного финансирования.
- Насколько я помню, Киносоюз писал письма и обращения и после истории с Манским и «Артдокфестом». Насколько вообще это имеет смысл в ситуации, когда государство явно не готово к диалогу?
- Получается, что Министерство культуры в случае «Тангейзера» все-таки услышало людей, которым не понравился спектакль, большая часть которых, судя по всему, постановку и не видела. И проигнорировало мнение компетентных людей из театральной сферы. Мне кажется важным этим обращением ситуацию зафиксировать, чтобы было понятно, на каком уровне сейчас находится диалог министерства культуры и изрядной части людей, которые в этой культуре работают.
- За последний год не раз можно было услышать от чиновников, что за свои деньги можете делать все что угодно, а вот на государственные извольте делать то, что нравится государству. Это положение есть и в Основах культурной политики. Как вы считаете, как долго эта диспозиция будет сохраняться и государство не захочет контролировать и «частную» культуру?
- Сколько процентов театров у нас сегодня государственные? 95? 98? В кино участие государственных денег, я думаю, есть в 80% картин. Государство уже и так контролирует практически все. К тому же все мы помним историю с картиной Павла Бардина «Россия 88». Там нет ни одной государственной копейки, и тем не менее картина эта никуда не вышла, показы ее срывались.
Фактически у нас создается система заказа в стиле «кто девушку кормит, тот ее и танцует». Но говорить о том, что на свои деньги государство делает что-то, что действительно ему нужно, тоже нельзя. Оно для этого просто недостаточно компетентно.
Развитие культуры - не самый простой процесс. Я сомневаюсь, что государство сочло бы возможным диктовать космической отрасли, ракеты какой формы им нужно строить.
Думаю, в ближайшие несколько лет, по крайней мере, кинопроизводство в нашей стране сравняется с тем, что мы сейчас видим на телевидении. Процентов 70 будет про прошлое, сниматься будут исключительно жанровые истории, и их интеллектуальное и художественное качество будет, мягко говоря, оставлять желать лучшего. Этому поспособствуют и нынешние составы экспертных советов, куда внедряются люди не из сферы кинематографа, а те, которые «знают», что сегодня действительно нужно обществу.
- Как вы думаете, почему «оскорбляющихся» сегодня стало заметно больше?
- Время такое, накаленное, истерическое. Ну и к тому же теперь их слышат и слушают. Ведь крики, которые сегодня раздаются вокруг «Тангейзера», на самом деле слышны постоянно. Собственно, долго ждать не пришлось, вот уже Новосибирский театр «Глобус» изъял из спектакля новеллу, поставленную по мотивам рассказа «История о православном ежике» Майи Кучерской, популярной писательницы и, кстати, православного человека.
Идеологическая цензура моментально становится вкусовой, вслед за оскорблениями на религиозной почве тут же возникнут обиды за извращение образа русского народа, за опошление победы в войне и т. д.
Чем более новаторская вещь, тем большей опасности она будет подвергаться. Можно сказать, что культура теперь беззащитна.
- Минкульт понадеялся, что каждый извлечет свои уроки из «дела Тангейзера». Какие они для вас?
- Первый урок - это то, что культуре негде искать защиты. Министерство - это явно не то место, куда можно обращаться за помощью. Во-вторых, я уверен, что теперь начнет процветать самоцензура, «как бы чего не вышло», и начнет достигать откровенно гротескных форм.
- А что делать? Адаптироваться к новым условиям?
- Вероятно. Могу сказать за себя - я не борец и не политик, я режиссер. Считаю, что мои картины, по крайней мере, мне лично, важнее, чем хлесткие интервью. В свое время мы очень много потеряли в науке просто потому, что некоторые отрасли находились под запретом. Так же и в культуре: если искусство ограничивать, оно неизбежно начинает отставать. Будет такое кино, такой театр и такое искусство, которые потребляются только на этой территории, живущей по таким вот средневековым законам. А часть наиболее оригинальных и смелых художников не сможет работать либо уедет туда, где сможет.

Газета.Ру, 01.04.2015
http://www.gazeta.ru/comments/2015/04/01_a_6621553.shtml
Примечание: выделение красным болдом и болдом - моё.

СМ. ТАКЖЕ:
!!!!!!! Александр МИНКИН: Идёт волна погромная! Священная волна
http://loxovo.livejournal.com/6536328.html
Сергей ЛЕСКОВ: Тангейзер против Эйнштейна
http://loxovo.livejournal.com/6533237.html
!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России
http://loxovo.livejournal.com/6528924.html
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Подстава от Минкульта
http://diak-kuraev.livejournal.com/800433.html
Под свою анафему падоша...
http://diak-kuraev.livejournal.com/799989.html
«Они привыкли выставлять себя голосом Бога»
Диакон Кураев об антропологической катастрофе в Церкви
http://tvrain.ru/articles/oni_privykli_vystavljat_sebja_golosom_boga-384649/
Вопрос для новосибирского митрополита
http://diak-kuraev.livejournal.com/798050.html
«Владыка, попробуйте не оскорбиться»
Андрей КУРАЕВ обратился к новосибирскому митрополиту
http://tvrain.ru/articles/vladyka_poprobujte_ne_oskorbitsja_andrej_kuraev_obratilsja_k_novosibirskomu_mitropolitu-384641/
*
(!!!) Борис КОЛЫМАГИН - «Тангейзер»: борьба с «пидарасами» продолжается
http://ej.ru/?a=note&id=27371
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=27371
Скандал вокруг оперы «Тангейзер» продолжает набирать обороты
http://echo.msk.ru/news/1520986-echo.html
Репертуары гостеатров перед постановками хотят смотреть
Замглавы администрации президента раскритиковал «Тангейзер» и рассказал о протестах в Бурятии
http://www.kommersant.ru/doc/2697794
КиноСоюз потребовал увольнения Мединского и восстановления директора НГАТОиБ
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/uvolitmedinskogo.html
Кем был Борис Мездрич для Новосибирской оперы. Кого отставили за «Тангейзера»
http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Кремль назвал увольнение Мездрича из-за оперы «Тангейзер» вынужденным шагом
http://www.ntv.ru/novosti/1385618/
Песков: Директора НГАТОиБ уволили за "нарушение субординации", цензура не при чем
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/peskovtangeiz.html
"Тангейзер" дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
Конфликт между православной общественностью и создателями оперы "Тангейзер" разрешился в пользу первой.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2697596
http://www.kommersant.ru/doc/2697596
«Если это не остановить, мы получим религиозно-государственную цензуру»
Новосибирского губернатора просят защитить «Тангейзер»
http://tvrain.ru/articles/esli_eto_ne_ostanovit_my_poluchim_religiozno_gosudarstvennuju_tsenzuru_novosibirskie_dejateli_kultury_obratilis_s_pismom_k_gubernatoru_v_zaschitu_tangejzera-384392/
Сторонники «Тангейзера» дошли до администрации президента
Активисты передали петицию в поддержку скандальной оперы
http://www.kommersant.ru/doc/2691661
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
https://openrussia.org/post/view/3550/
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Священнослужителя РПЦ оскорбила постановка пушкинской «Метели» в Ижевске
Священник Русской православной церкви Андрианов пожаловался на театральную постановку по повести Пушкина «Метель», прошедшую в Русском драматическом театра Ижевска. Священнослужителя оскорбило использование православной символики во время представления, а также ее вид, который он назвал «гипертрофированным и уродливым». В связи с оскорблением чувств верующих, священник требует публичных извинений.
ДАЛЕЕ http://www.newizv.ru/lenta/2015-03-03/215856-svjashennosluzhitelja-rpc-oskorbila-postanovka-pushkinskoj-meteli-v-izhevske.html
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150303_rn_udmurtia_priest_theater
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406
 

искусство, деньги, театр, церковь, цензура, культура, скандал, запрет, государство, министр, заказ, художник, кинорежиссер

Previous post Next post
Up