А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Отверженные. "Тангейзер" как поле битвы за общественную автономию (мар 2015)

Apr 28, 2015 12:40

Оперный спектакль Новосибирского театра породил общественную бурю. Не вдаваясь в обсуждение «Тангейзера», сотни тысяч оскорбленных пользователей поместили у себя в фейсбуках постер, на котором... в общем, если вы это читаете, значит, постер видели. Но, боюсь, сам спектакль из них не видел почти никто. В результате безобразная картинка, как минимум, неприятная верующему, как максимум - бьющая в самое сердце, размножена невероятным тиражом. При том, что а) она показана в спектакле мельком, б) было всего лишь четыре показа, пятый состоится в Москве, в рамках Золотой Маски, так что общее число реальных зрителей не более 6 000, в) хорошо ли это сделано, по делу или зря - вопрос отдельный, но история, рассказанная Вагнером, развернута Тимофеем Кулябиным в современность. Партия Тангейзера разделена на две, и в одной из линий неприятный кинорежиссер Тангейзер снимает талантливый, но очень неприятный фильм. Так сказать, очередной Скорсезе. Эпизод из фильма как раз и показан на несчастном постере.
Точка зрения автора не совпадает с точкой зрения героя. Седьмой класс средней школы. Садитесь, пять.
Так что главными распространителями картинки стали те, кто счел свои чувства ею оскорбленными и кто слышал звон, да не видел постановки. Это не Тимофей Кулябин и не директор театра Мездрич, 29 марта уволенный со своего поста за отказ подчиниться министру культуры, уменьшить финансирование постановки и извиниться перед теми, кто на спектакле на был. Например, перед митрополитом Тихоном (Емельяновым), который объявил стояние протеста, но на спектакле явно не был. Перед выдающимся специалистом в области искусств Валуевым, который прилетел в Новосибирск и выступил на митинге протеста против кощунства; что-то мне подсказывает, он тоже на «Тангейзере» не побывал. Не знаю, побывал ли новоназначенный директор Кехман, до сих пор руководивший Михайловским театром; наверное, если он так твердо заявил, что задет - как еврей, как православный, как директор.
В принципе, это должно было стать предметом спора для театроведов и продвинутых зрителей: удачна постановка или нет, нашел ли Тимофей Кулябин верное решение или грубо промахнулся. Но об эстетике никто не спорит; культура снова в центре политических процессов. На ней, на ее материале, на ее площадке отрабатывается модель нашего дальнейшего существования. Что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо - и на какой планете мы живем. Так было и с основами государственной культурной политики, когда Минкульт аккуратно забежал вперед и пиаровски вбросил собственный проект, которого ему никто не поручал; в этом проекте поражала дикая смесь православия, самодержавия, народности, чекизма и автаркии. Так было с законом о защите чувств верующих. Так было с «рашкой-говняшкой» - знаменитой формулой Мединского о критериях поддержки русского кино. Так было с отказом финансировать фестиваль Артдокфест, поскольку современная документалистика не соответствует высоким представлениям министра. Так было со скандалом вокруг «Левиафана», финальной сценой из которого обернулась новосибирская реальность. Так было с миллионным стоянием в 250-тысячном Грозном - не против террора, а против карикатуристов.
Поднимаясь над конкретными сюжетами, мы четко различаем контур обсуждаемой проблемы. Что впереди: торжествующая архаика и неуклонное сползание в мифологическое небытие? Туда, где бродят тени Рюрика и государей, злобные и нанятые Западом декабристы покушаются на самое святое, а православие не существует без опоры на народность? Или все-таки период заморозки завершится и будет медленное и мучительное, но движение вперед? Вот, собственно, в чем дело. Все остальное - мелкие детали. Получился фильм у Звягинцева или не очень. Правильно переписал либретто Кулябин или нет. Допустим ли ефрейторский юмор «Эбдо» или нет.
И дело тут не в конкретном митрополите, казаках в лампасах или государственном министре; они всего лишь вольные или невольные участники гораздо более важного, гораздо более страшного процесса. Процесса выбора судьбы. И тут главный вопрос не о том, кто выступает в роли настоящего левиафана: Минкульт, метрополия или Валуев. А в том, что формируется запрос на разрушение главного принципа современного общества - принципа автономии.
Если мы хотим гражданского разнообразия, не допускаем мысли о запрете на чужое, но при этом не готовы воевать ежеминутно, то мы стремимся соблюдать границы. Вот это ваше, а это наше. Вы здесь, а мы тут. Вам запрещено изображать людей, а нам позволено. Мы постимся, а вы хотите отбивную. Мы свободные художники, а вы монахи. Мы добровольно подчиняемся установлениям собора, а вам подавай манифест. Мы ставим резкий спектакль, а вы не приходите. Но все мы вместе живем в одной стране и солидарно движемся в том хаотическом пространстве, которое и называется - СЕГОДНЯ.
Принцип автономии удобен всем, кроме таких, как я - сидящих на двух стульях и считающих оба пространства своим, и пространство веры, и пространство искусства. Но это уж наша проблема, как выходить из тупика и как разрываться на части. А по существу, если принцип автономии, когда каждый отвечает за свое и никогда не отвечает за чужое, будет уничтожен, мы потеряем не только искусство. За искусством в очереди университет, чья автономия - условие его существования. За ним - все неформальные объединения. Но знаете, что будет дальше, после этого? Мы рано или поздно потеряем Церковь. Потому что нынешние руководители ей благоволят, но когда-нибудь придут совсем другие. Похожие на тех, что были полстолетия назад. И снова начнется вмешательство в церковные дела - не мягкое, как ныне, не давлением, а кровью. Так что на самом деле Церковь нуждается в идее автономии не меньше, а больше, чем театр, музей, университет. Это ее охранная грамота на все времена. И тот, кто сегодня хочет разгромить чужую автономию, заранее сжигает свою.
Началось все это не сейчас. Давным-давно, в доисторические времена, открылась выставка «Осторожно, религия!». На которой были разные работы, некоторые замечательные, некоторые дурные, в том числе и крайне неприятные для верующего. Но чтоб узнать о неприятном, верующий должен был прийти на выставку и посмотреть картинки; если не пришел - не оскорбился, предоставил дело Страшному Суду. Однако выставку немножко погромили, забыв о том, что есть отдельное музейное пространство, автономное от исповедания культа. Это все равно как строгий моралист отправится громить общественную баню, поскольку голым ходить неприлично. Вообще-то говоря, он прав. Совершенно неприлично. Но только за пределом бани. С монастырским уставом в парную не лезь.
То, что в Церкви - это дело Церкви. То, что в театре и музее - дело театра и музея. Смейтесь над клерикалами на сцене; обличайте вольномыслие на солее. Выражайте несогласие публично - для этого есть критика и публицистика. Но не входите в чужой монастырь. Не требуйте, чтоб ваш устав соблюдали в этой несвятой обители...
Встает вопрос: что делать? Не уверен, что пройдет бойкот Минкульта, слишком разрозненно, слишком маргинализировано культурное сообщество, договориться о совместных действиях вряд ли удастся. Хотя счастлив буду ошибиться; судя по реакции театрального сообщества, какая-то координация возможна. Но писательница Мария Голованивская как бы между делом пробросила в своем фейсбуке: «Разумно было бы всем уволенным или травимым тангейзерам объединиться в группу. Называться она могла бы "Отверженные". Легко запомнить. И что-то делать вместе, написать манифест, что ли, сделать совместные проекты, акции и т. д. Красота ведь получится (или нет). Все делается для того, чтобы было создана и институализирована группа. Унавожена почва, выкопаны грядки».
Так в русском искусстве бывало. Академические живописцы не дают работать? Ответом становится пул передвижников. Что-то в музыкальном мире нет так? Вот вам «Могучая кучка». Не принимают авангард в Москве? Имеется Витебск. Нет государственного запроса на экспертное сообщество? Значит, нужно создавать альтернативное, проявлять низовую солидарность. И так далее.
Справимся ли - вопрос. Но шанс, как мне кажется, есть.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель. С 2000 г. - автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы "Тем временем" (телеканал "Культура"). Автор и ведущий цикла документальных фильмов "Фабрики памяти: Библиотеки мира". Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Автор книг "1962. Послание к Тимофею", "Цена отсечения" и др.
Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Кандидат филологических наук.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский,_Александр_Николаевич


Спектр, 30.03.2015
http://spektr.delfi.lv/novosti/otverzhennye-tangejzer-kak-pole-bitvy-za-obschestvennuyu-avtonomiyu.d?id=45758194
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё, синим курсивом - автора.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
ВЦИОМ: Россияне считают постановку "Тангейзера" святотатством или преступлением
http://loxovo.livejournal.com/6562541.html
Андрей КОЛЕСНИКОВ: Тангейзеровщина, или проблема с пониманием "общественного блага"
http://loxovo.livejournal.com/6562071.html
Ирина ПРОХОРОВА: "Невозможно вести диалог с погромщиками" (ИНТЕРВЬЮ) (фев 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6557420.html
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: "Разлом пошел через культуру"
http://loxovo.livejournal.com/6553789.html
Лев РУБИНШТЕЙН: Минкульт предков
http://loxovo.livejournal.com/6548599.html
Протест против Мединского как форма внутреннего объединения (ИНТЕРВЬЮ А. АРХАНГЕЛЬСКОГО)
http://loxovo.livejournal.com/6547378.html
"Это какое-то Министерство правды из романа Оруэлла" (+ ВИДЕО)
http://loxovo.livejournal.com/6546993.html
!!!!!!! Теодор КУРЕНТЗИС: Министерство культуры своими действиями увеличивает раскол в обществе
http://loxovo.livejournal.com/6545888.html
Александр НЕВЗОРОВ: Человек с бананом
http://loxovo.livejournal.com/6545633.html
Николай УСКОВ: Мединский и пустота
http://loxovo.livejournal.com/6544279.html
Илья МИЛЬШТЕЙН: Директор по вызову
http://loxovo.livejournal.com/6543790.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Всякая власть есть Бог
http://loxovo.livejournal.com/6542858.html
"Что страшнее - порча церкви или порча нации?"
http://loxovo.livejournal.com/6542080.html
!!!!!!!!!!!!!!! Алена СОЛНЦЕВА: Традиционно обиженные
http://loxovo.livejournal.com/6540651.html
Пишите жалобы. Чем грозит стране появление касты "профессионально обиженных"
http://loxovo.livejournal.com/6540531.html
В своем репертуаре. Зачем государство идет в театр
http://loxovo.livejournal.com/6539961.html
"Идеологическая цензура моментально становится вкусовой" (ИНТЕРВЬЮ Андрея ПРОШКИНА)
http://loxovo.livejournal.com/6539740.html
!!!!!!! Александр МИНКИН: Идёт волна погромная! Священная волна
http://loxovo.livejournal.com/6536328.html
Сергей ЛЕСКОВ: Тангейзер против Эйнштейна
http://loxovo.livejournal.com/6533237.html
!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России
http://loxovo.livejournal.com/6528924.html
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Подстава от Минкульта
http://diak-kuraev.livejournal.com/800433.html
Под свою анафему падоша...
http://diak-kuraev.livejournal.com/799989.html
«Они привыкли выставлять себя голосом Бога»
Диакон Кураев об антропологической катастрофе в Церкви
http://tvrain.ru/articles/oni_privykli_vystavljat_sebja_golosom_boga-384649/
Вопрос для новосибирского митрополита
http://diak-kuraev.livejournal.com/798050.html
«Владыка, попробуйте не оскорбиться»
Андрей КУРАЕВ обратился к новосибирскому митрополиту
http://tvrain.ru/articles/vladyka_poprobujte_ne_oskorbitsja_andrej_kuraev_obratilsja_k_novosibirskomu_mitropolitu-384641/
*
Театр оперы и бюджета
По какому принципу теперь будут финансировать искусство
События вокруг пострадавшего за "Тангейзер" Новосибирского театра оперы и балета сначала воспринимались как фарс, сейчас - как драма. Театральные деятели опасаются, что для защиты "традиционных ценностей" Минкульт введет финансовую цензуру.
http://www.kommersant.ru/doc/2698798
«Христом Богом молю - отстаньте от искусства»
На митинг в поддержку «Тангейзера» в Новосибирске вышли несколько тысяч человек
http://www.novayagazeta.ru/society/67946.html
Борис МЕЗДРИЧ: «Я не жалею об этой истории»
https://openrussia.org/post/view/3885/
Новосибирский театр - новый расцвет цензуры
«В 1930-е годы было точно так же», - режиссеры и критики об атаке на новосибирский театр
Скандал с постановкой «Тангейзера» в Новосибирском академическом театре оперы и балета, уже достигший всероссийских масштабов, продолжает набирать обороты. Замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов, комментируя ситуацию, не исключил, что может быть введен предварительный просмотр спектаклей в государственных театрах перед премьерой
К скандалу подключились кинематографисты, которые считают отставку директора театра произволом и требуют отставки министра культуры.
"Открытая Россия" расспросила театральных режиссеров Юрия Муравицкого и Филиппа Григорьяна и критиков Павла Руднева и Антона Хитрова о новом расцвете цензуры.
ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=E_iW5_EqHhY
(!!!) Борис КОЛЫМАГИН - «Тангейзер»: борьба с «пидарасами» продолжается
http://ej.ru/?a=note&id=27371
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=27371
Скандал вокруг оперы «Тангейзер» продолжает набирать обороты
http://echo.msk.ru/news/1520986-echo.html
Репертуары гостеатров перед постановками хотят смотреть
Замглавы администрации президента раскритиковал «Тангейзер» и рассказал о протестах в Бурятии
http://www.kommersant.ru/doc/2697794
КиноСоюз потребовал увольнения Мединского и восстановления директора НГАТОиБ
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/uvolitmedinskogo.html
Кем был Борис Мездрич для Новосибирской оперы. Кого отставили за «Тангейзера»
http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Кремль назвал увольнение Мездрича из-за оперы «Тангейзер» вынужденным шагом
http://www.ntv.ru/novosti/1385618/
Песков: Директора НГАТОиБ уволили за "нарушение субординации", цензура не при чем
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/peskovtangeiz.html
"Тангейзер" дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
Конфликт между православной общественностью и создателями оперы "Тангейзер" разрешился в пользу первой.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2697596
http://www.kommersant.ru/doc/2697596
«Если это не остановить, мы получим религиозно-государственную цензуру»
Новосибирского губернатора просят защитить «Тангейзер»
http://tvrain.ru/articles/esli_eto_ne_ostanovit_my_poluchim_religiozno_gosudarstvennuju_tsenzuru_novosibirskie_dejateli_kultury_obratilis_s_pismom_k_gubernatoru_v_zaschitu_tangejzera-384392/
Сторонники «Тангейзера» дошли до администрации президента
Активисты передали петицию в поддержку скандальной оперы
http://www.kommersant.ru/doc/2691661
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
https://openrussia.org/post/view/3550/
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Священнослужителя РПЦ оскорбила постановка пушкинской «Метели» в Ижевске
Священник Русской православной церкви Андрианов пожаловался на театральную постановку по повести Пушкина «Метель», прошедшую в Русском драматическом театра Ижевска. Священнослужителя оскорбило использование православной символики во время представления, а также ее вид, который он назвал «гипертрофированным и уродливым». В связи с оскорблением чувств верующих, священник требует публичных извинений.
ДАЛЕЕ http://www.newizv.ru/lenta/2015-03-03/215856-svjashennosluzhitelja-rpc-oskorbila-postanovka-pushkinskoj-meteli-v-izhevske.html
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150303_rn_udmurtia_priest_theater
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406

автономия, театр, церковь, цензура, скандал, Архангельский

Previous post Next post
Up