Протест против Мединского как форма внутреннего объединения (ИНТЕРВЬЮ А. АРХАНГЕЛЬСКОГО)

Apr 06, 2015 00:05

Александр Архангельский о том, почему министра культуры не уволят и что нужно делать интеллигенции, чтобы выстоять в «смутную эпоху клоунады»


- На следующий день после увольнения директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича вы написали в ФБ, что пора создавать движение «Антимедин», что вы имели в виду?
- Ну, само по себе это было выплеском, раздраженным замечанием, потому что политика Минкульта, или та политика, которую ему поручено проводить, не знаю, мне совершенно все равно, направленная на архаизацию культуры, выдавливание из нее живого, яркого и непокорного, жесткое идеологическое регулирование, презрение к экспертной среде и профессиональной среде вообще - достали. Разумеется, не «Антимедин», много чести. И желательно в принципе не анти-, а за. Другое дело, что когда вы «за», вы одновременно делаете что-то и «против», иначе как? Вот члены Киносоюза требуют отставки Мединского, это типичное «против», потому что мы «за». За принципиально другие отношение государственного регулятора и творческих людей и институтов. Но какое-то неформальное движение, конечно, нужно. Солидарное, не затрагивающее разницы в стилистиках, идеях и практиках, но объединяющее тонкий и осознанно маргинализируемый слой общим пониманием основ культуры. А эти основы - свобода выражения, глубина обсуждения, включенность в мир.
- Чем бы могло заниматься такое движение и как вы себе его представляете? Цензура в отношении оперы «Тангейзер» и увольнение Мездрича стали последней каплей в том недовольстве, которое представители культурной элиты испытывают к министру Мединскому?
- Ну вот и увидим, стало ли последней каплей, или капель еще много. То, как реагирует театральное сообщество, ну, как минимум его ядро, говорит о многом. Решение заменить Мездрича, после того, кстати, как суд постановил, что закон театром не нарушен, и это в рамках нашей судебной системы «было бы за что, совсем убил», это пощечина и союзу Театральных деятелей, и лично Калягину, и Табакову с Мироновым, которые выступили в защиту коллег. Не просто очередной скандал - «Левиафану» то дам денег, то не дам, то опять дам, как моя левая нога захочет - а осознанная провокация. Как будете себя вести? Проглотите? А вот наш назначенец Кехман, этот Жириновский на почве театра, снимает спектакль с репертуара и, значит, на «Золотую маску» «Тангейзера» не привезет? Тоже стерпите? Или впадете в раж и побросаете заявления об уходе? Тогда мы «Золотую маску» тоже перехватим, как перехватили уже многое, а в кино почти все?
Тут, мне кажется, нужно сложное сочетание трезвости с хладнокровием и твердости со здравомыслием. Можно, конечно, экспертам побросать заявления, а нескольким режиссерам отказаться от участия в «Золотой маске». Это красиво, но глупо. А придумать и реализовать действо в зале, где ДОЛЖЕН был идти «Тангейзер», превратить в художественную акцию, ответить творчеством на произвол, кажется, можно. Но это все детали. Можно так, можно сяк.
Должен быть какой-то общественный институт, не связанный с государством, но объединяющий серьезных людей для выработки общей позиции и, может быть, совместных действий в заданных историей обстоятельствах. Чем отвечать в каждом конкретном случае? Бойкотом? Альтернативной акцией? Творческим жестом? Сочетанием того, другого и третьего? И в целом что можно противопоставить архаизации страны через культуру в условиях, когда основные каналы связи со страной пережаты? Какой должна быть альтернативная культурная политика снизу? Или, если угодно, сбоку? Или таких политик должно быть много и они должны быть текучими, как положено в модерне? Все это вопросы и практические, и теоретические. Между прочим, именно так поступили историки, которые, а в этой сфере ужас надвигается не меньший, если не больший, чем в сфере искусства, объединились в Вольное историческое общество и вырабатывают общую позицию, как отвечать на вызовы идеологии, мифологического антиисторизма.
Разумеется, плетью обуха не перешибешь, но слой профессионалов только так может сохраниться, выстоять в эту смутную эпоху клоунады, помноженной на пафос. Я, кстати говоря, не исключаю, что благодаря Мединскому, назовем это так, возродятся полумертвые институции вроде гильдий, киношных и театральных. С литературой, которой я занимаюсь, в этом смысле хуже; дело одинокое, традиции солидарности давно утрачены. Но кто знает... Пока в литературу глубоко не полезли, но уже сдавливают удавку на школьном преподавании литературы; у каждого безграмотного депутата есть твердое знание, что там преподавать и зачем. То, чего он сам в детстве не осилил, следует изъять. Правило простое, понятное...
- Кремль уже отозвался на скандал с Мездричем и поддержал министра культуры. То есть получается, что бороться против Мединского - значит бороться против Кремля. Многие ли из деятелей культуры готовы к такой публичной борьбе? А как же театры, которыми они руководят, музеи, передачи на телевидении? Выступишь против министра культуры, и тебя уволят. Как быть?
- Не думаю, что так. Пока, во всяком случае. Один из заместителей главы администрации что-то такое сказал, ну, сказал и сказал. Песков уклончиво прокомментировал. Не думаю, что тут уже зона персонального риска. Хотя никогда не говори «никогда». Вопрос, мне кажется, в другом, не персонально в министре культуры, а в установке на тотальное мифологическое, то есть некритическое, нерациональное сознание. Я не про религию; я сам вполне себе верующий. Я именно про сферу знания, ту же историю, и про сферу образов, картин мира, то есть про искусство. Именно тут будет нарастать напряжение. Потому что если ты занимаешься культурой или гуманитарной наукой, ты можешь уклониться от споров про политику. А когда дело доходит до твоих профессиональных занятий, до того, что составляет основу твоей жизни, отступать некуда.
Историк, который скажет, что выставка про Рюриковичей или про Романовых, помимо креативных решений с оформлением и форм подачи, обсуждаема, перестанет быть историком, предаст себя самого. Или сильный театральный режиссер, который - при всех сложных театральных нравах - согласится с только что предложенным политическим отсмотром спектаклей ДО их выхода, он же внутренне погиб, ему конец. Так что поле для компромисса в искусстве и науке гораздо у̀же, чем в политике, как ни странно. Вспомните, как нагибали Академию наук, чтобы она признала Петрика ученым. Уже «Единая Россия» стала властным спонсором проекта «Чистая вода», уже Грызлов лично участвовал в схватке. Академия наук и рада была бы сдаться, но не могла, потому что как только она скажет, что Петрик ученый, она уже не Академия наук. Другое дело, что бывают обстоятельства, когда человек повязан ответственностью; беру директоров библиотек и музеев. Они обречены подчиняться. Но и там, я думаю, есть предел компромисса. Тоже профессиональный, а не политический.
- Есть такое ощущение, что история с «Тангейзером» - это своего рода Pussy Riot-2: опять Великий пост, опять РПЦ против культуры. Или это события разного порядка?
- Это события в долгом ряду - тут и выставка «Осторожно, религия» в Сахаровском центре, и стояние к поясу Пресвятой Богородицы, и Pussy Riot, и «Шарли Эбдо». Мы вступили в эпоху, когда символы важнее действий - все вокруг сакрального, все вокруг символического. Чей символ сильнее, тот и прав. Обычно такое бывает накануне переломов истории, или, точнее, ее сломов. Все остальное только частный эпизод.
- Как, по вашему мнению, дальше будут развиваться события? Удастся ли добиться отставки Мединского, как об этом просят деятели кино, например, или нет?
- Не думаю, что Мединского снимут за то, что он поссорился с интеллигенцией. Разве что для того, чтобы поставить кого-нибудь похуже, подурнее. Думаю, на то его и ставили, чтобы он с ней ссорился и в этих ссорах распылялись последние остатки социальной энергии, присущей людям творчества. Чтобы нарастала эмиграция, чтобы слой становился все уже, все прозрачнее. Протест против него, повторюсь, есть форма внутреннего объединения через отрицание, а не реальная борьба. И настоящим ответом на политику архаизации (автор ее совсем не Мединский) будет солидарность и творческий выплеск, прорыв в современность. Как об этом замечательно напомнила писательница Мария Голованивская в своем «фейсбуке»: «Разумно было бы всем уволенным или травимым тангейзерам объединиться в группу. Называться она могла бы "Отверженные". Легко запомнить. И что-то делать вместе, написать манифест, что ли, сделать совместные проекты, акции и т. д. Красота ведь получится (или нет). Все делается для того, чтобы было создана и институализирована группа. Унавожена почва, выкопаны грядки». Так сделали когда-то передвижники. «Могучая кучка». Наоборот, авангардисты. Никто не мешает и нам.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель. С 2000 г. - автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы "Тем временем" (телеканал "Культура"). Автор и ведущий цикла документальных фильмов "Фабрики памяти: Библиотеки мира". Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Автор книг "1962. Послание к Тимофею", "Цена отсечения" и др.
Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики. Кандидат филологических наук.

Открытая Россия, 31.03.2015
https://openrussia.org/post/view/3880/
Примечание: выделение болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
"Это какое-то Министерство правды из романа Оруэлла" (+ ВИДЕО)
http://loxovo.livejournal.com/6546993.html
!!!!!!! Теодор КУРЕНТЗИС: Министерство культуры своими действиями увеличивает раскол в обществе
http://loxovo.livejournal.com/6545888.html
Александр НЕВЗОРОВ: Человек с бананом
http://loxovo.livejournal.com/6545633.html
Николай УСКОВ: Мединский и пустота
http://loxovo.livejournal.com/6544279.html
Илья МИЛЬШТЕЙН: Директор по вызову
http://loxovo.livejournal.com/6543790.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Всякая власть есть Бог
http://loxovo.livejournal.com/6542858.html
"Что страшнее - порча церкви или порча нации?"
http://loxovo.livejournal.com/6542080.html
!!!!!!!!!!!!!!! Алена СОЛНЦЕВА: Традиционно обиженные
http://loxovo.livejournal.com/6540651.html
Пишите жалобы. Чем грозит стране появление касты "профессионально обиженных"
http://loxovo.livejournal.com/6540531.html
В своем репертуаре. Зачем государство идет в театр
http://loxovo.livejournal.com/6539961.html
"Идеологическая цензура моментально становится вкусовой" (ИНТЕРВЬЮ Андрея ПРОШКИНА)
http://loxovo.livejournal.com/6539740.html
!!!!!!! Александр МИНКИН: Идёт волна погромная! Священная волна
http://loxovo.livejournal.com/6536328.html
Сергей ЛЕСКОВ: Тангейзер против Эйнштейна
http://loxovo.livejournal.com/6533237.html
!! Антон БАРБАШИН: Консервативная столица России
http://loxovo.livejournal.com/6528924.html
Александр МИНКИН: Лучше больше читать и меньше писать
http://loxovo.livejournal.com/6528750.html
Антон ОРЕХЪ: Государство - это мы!
http://loxovo.livejournal.com/6528223.html
Алена СОЛНЦЕВА: Директора театра уволили по требованию митрополита
http://loxovo.livejournal.com/6527725.html
Марк ЗАХАРОВ: Если бы Малевич согласовывал картины с начальством, мы бы о нем никогда не узнали
http://loxovo.livejournal.com/6525753.html
Дмитрий БЫКОВ: От скандала с "Тангейзером" до... запрета Библии?
http://loxovo.livejournal.com/6525563.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Тангейзер и митрополит
http://loxovo.livejournal.com/6525413.html
!!!!!!!!!!!!! "Варвары духа" берут в кольцо. Светский характер государства поставлен под сомнение
http://loxovo.livejournal.com/6523035.html
Александр НЕВЗОРОВ: Иисус Тангейзерович Чаплин
http://loxovo.livejournal.com/6504963.html
Русская метаморфоза. Олег КАШИН о бананах, опере и замороженной мясной туше
http://loxovo.livejournal.com/6502052.html
Юрий БЕРШИДСКИЙ о новом театральном скандале: Атака защитников
http://loxovo.livejournal.com/6497868.html
Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ: Не должно быть Политбюро по духовной части
http://loxovo.livejournal.com/6494539.html
!!!!!!!!!!!!!!!!! Театральный критик Марина ДАВЫДОВА: Ползучая революция серости
http://loxovo.livejournal.com/6466105.html
От редакции: Свобода пения
http://loxovo.livejournal.com/6465865.html
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Русофобская улыбка Джоконды
http://loxovo.livejournal.com/6421095.html
Театральный режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ: Позор России
http://loxovo.livejournal.com/6401049.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Подстава от Минкульта
http://diak-kuraev.livejournal.com/800433.html
Под свою анафему падоша...
http://diak-kuraev.livejournal.com/799989.html
«Они привыкли выставлять себя голосом Бога»
Диакон Кураев об антропологической катастрофе в Церкви
http://tvrain.ru/articles/oni_privykli_vystavljat_sebja_golosom_boga-384649/
Вопрос для новосибирского митрополита
http://diak-kuraev.livejournal.com/798050.html
«Владыка, попробуйте не оскорбиться»
Андрей КУРАЕВ обратился к новосибирскому митрополиту
http://tvrain.ru/articles/vladyka_poprobujte_ne_oskorbitsja_andrej_kuraev_obratilsja_k_novosibirskomu_mitropolitu-384641/
*
Борис МЕЗДРИЧ: «Я не жалею об этой истории»
https://openrussia.org/post/view/3885/
Новосибирский театр - новый расцвет цензуры
«В 1930-е годы было точно так же», - режиссеры и критики об атаке на новосибирский театр
Скандал с постановкой «Тангейзера» в Новосибирском академическом театре оперы и балета, уже достигший всероссийских масштабов, продолжает набирать обороты. Замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов, комментируя ситуацию, не исключил, что может быть введен предварительный просмотр спектаклей в государственных театрах перед премьерой
К скандалу подключились кинематографисты, которые считают отставку директора театра произволом и требуют отставки министра культуры.
"Открытая Россия" расспросила театральных режиссеров Юрия Муравицкого и Филиппа Григорьяна и критиков Павла Руднева и Антона Хитрова о новом расцвете цензуры.
ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=E_iW5_EqHhY
(!!!) Борис КОЛЫМАГИН - «Тангейзер»: борьба с «пидарасами» продолжается
http://ej.ru/?a=note&id=27371
http://mvvc44tv.cmle.ru/?a=note&id=27371
Скандал вокруг оперы «Тангейзер» продолжает набирать обороты
http://echo.msk.ru/news/1520986-echo.html
Репертуары гостеатров перед постановками хотят смотреть
Замглавы администрации президента раскритиковал «Тангейзер» и рассказал о протестах в Бурятии
http://www.kommersant.ru/doc/2697794
КиноСоюз потребовал увольнения Мединского и восстановления директора НГАТОиБ
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/uvolitmedinskogo.html
Кем был Борис Мездрич для Новосибирской оперы. Кого отставили за «Тангейзера»
http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Кремль назвал увольнение Мездрича из-за оперы «Тангейзер» вынужденным шагом
http://www.ntv.ru/novosti/1385618/
Песков: Директора НГАТОиБ уволили за "нарушение субординации", цензура не при чем
http://www.newsru.com/cinema/30mar2015/peskovtangeiz.html
"Тангейзер" дал отставку
На должность директора Новосибирского оперного театра вместо Бориса Мездрича назначен Владимир Кехман
Конфликт между православной общественностью и создателями оперы "Тангейзер" разрешился в пользу первой.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2697596
http://www.kommersant.ru/doc/2697596
«Если это не остановить, мы получим религиозно-государственную цензуру»
Новосибирского губернатора просят защитить «Тангейзер»
http://tvrain.ru/articles/esli_eto_ne_ostanovit_my_poluchim_religiozno_gosudarstvennuju_tsenzuru_novosibirskie_dejateli_kultury_obratilis_s_pismom_k_gubernatoru_v_zaschitu_tangejzera-384392/
Сторонники «Тангейзера» дошли до администрации президента
Активисты передали петицию в поддержку скандальной оперы
http://www.kommersant.ru/doc/2691661
Постановщик «Тангейзера» Тимофей КУЛЯБИН: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел - это чудовищно
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора новосибирского театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения». В своем первом после суда интервью автор спектакля рассказал «Снобу» о том, что он ощущал во время суда, о чем бы спросил митрополита Тихона и чья поддержка его удивила
http://snob.ru/selected/entry/89397
Программа "Своими глазами" (04.03)
Как театр может оскорбить чувства верующих?
Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, кинорежиссер, художественный руководитель Гоголь-центра
Юлий ГУСМАН, художественный руководитель Российской Академии киноискусства - премии "Ника", кинорежиссер
Максим СОКОЛОВ, режиссер-постановщик спектакля "Метель" (по телефону)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1504360-echo/
Священник Алексей УМИНСКИЙ: «Мне глубоко чужда такая постановка вопроса - когда церковь использует прокуратуру для защиты»
https://openrussia.org/post/view/3344/
Антон ГОЛОВАНОВ: Тангейзер P.S.
Сходил в новосибирский Оперный и понял, что все это мы уже проходили с «Левиафаном». Настолько сам арт-объект отличается от шума вокруг него, что возникает ощущение совершенного зазеркалья.
https://openrussia.org/post/view/3550/
Вот вам Закон Божий! И попробуйте не согласиться!
Писатель Игорь МАЛЬЦЕВ - о том, чем угрожает обществу клерикальная атака на искусство
http://izvestia.ru/news/583857
Владимир АБАРИНОВ: Оскорбленные фарисеи
Сегодня многим кажется, что опера - архаичное искусство, и таковым она была всегда. Однако цензура так не считала. Раздутый Новосибирской метрополией РПЦ скандал вокруг оперного спектакля "Тангейзер" заставляет вспомнить исторические прецеденты.
http://www.svoboda.org/content/article/26887988.html
Сергей ГАПОНОВ: Крест на русском театре
Сильно радоваться тому, что «Тангейзер» ушел от суда, не стоит
http://www.mk.ru/social/2015/03/10/krest-na-russkom-teatre.html
Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам
http://www.novayagazeta.ru/news/1692235.html
Православие, нагнетание, «Тангейзер»
Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда
http://www.novayagazeta.ru/arts/67562.html
Опера Вагнера в Новосибирске "оскорбила верующих"
Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин и директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич стали ответчиками по делу об оскорблении чувств верующих, усмотревших пасквиль на христианство в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер".
Заявителем в прокуратуру выступил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вовсе не видевший спектакля.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150224_novosibirsk_opera_church_case
Священнослужителя РПЦ оскорбила постановка пушкинской «Метели» в Ижевске
Священник Русской православной церкви Андрианов пожаловался на театральную постановку по повести Пушкина «Метель», прошедшую в Русском драматическом театра Ижевска. Священнослужителя оскорбило использование православной символики во время представления, а также ее вид, который он назвал «гипертрофированным и уродливым». В связи с оскорблением чувств верующих, священник требует публичных извинений.
ДАЛЕЕ http://www.newizv.ru/lenta/2015-03-03/215856-svjashennosluzhitelja-rpc-oskorbila-postanovka-pushkinskoj-meteli-v-izhevske.html
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/03/150303_rn_udmurtia_priest_theater
"Мы возвращаемся в какой-то дикий совок": режиссеры и критики - о цензуре и РПЦ
Накануне постановки «Метели» в Ижевске Открытая Россия расспросила имеющих отношение к театру профессионалов о том, можно ли заниматься творчеством с оглядкой на прокуратуру и РПЦ.
https://openrussia.org/post/view/3640/
Прокуратура Новосибирска обвинила постановщика оперы Вагнера в оскорблении чувств верующих
http://www.newsru.com/cinema/24feb2015/wagnerdelo.html
Новосибирский оперный театр будет защищать свою художественную политику от посягательств прокуратуры
http://www.newsru.com/cinema/25feb2015/ngatoib.html
Новосибирский театр решил пойти на мировую с митрополитом Тихоном
http://www.newsru.com/cinema/26feb2015/wagnerdelo.html
Режиссера "оскорбившей" православных постановки "Тангейзера" вызвали на допрос в СК, РПЦ добивается уголовного дела
http://www.newsru.com/cinema/27feb2015/inquisition.html
Вагнер по-человечески
«Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета
http://www.kommersant.ru/doc/2640406
 

искусство, власть, церковь, цензура, свобода, культура, скандал, Кремль, идеология, архаика, художник, контроль, Архангельский, интервью, театр, сознание, РПЦ, министр

Previous post Next post
Up